Лямур де велосипед
Прежде всего, начну с тезиса: Париж – велосипедная столица. Как это выглядит на практике, разговор пойдет ниже.
Во Франции ярко отображена велосипедная инфраструктура по модели лучших велосипедных стран Европы: Дании и Нидерландов.
В городе влюбленных за последние пять лет радикально изменилось понимание, что человек – это природа, и сегодня на свидание, работу, встречу в кафе и шоппинг люди ездят на велосипеде. Практически все велосипеды, которые вы можете встретить на улицах – это городской велосипед.
Хочется отметить, что Париж – это город с богатейшей культурной и архитектурной историей, а улицы и дороги в нем довольно-таки широкие.
Казалось бы, Франция не Италия с ее узенькими, а-ля "козьи тропки" улочками, и, тем не менее, отдельных велосипедных дорожек в Париже не очень то и много. Возможно, данная условность связана с тем, что во Франции широко реализовано одностороннее движение транспорта.
Итак, говоря о двухколесной культуре, можно выделить несколько распространенных веяний в велосипедной инфраструктуре.
Самым основным способом передвижения для велосипедистов является правая полоса дороги, которая отведена для: общественного транспорта, велосипедистов и такси.
Отмечу, что все машины такси во Франции лицензированные и "грачей" на дороге не поймать.
Скорость движения по полосе общественного транспорта ограничена до 30 км/ч, на ней густо установлены специальные знаки, а на асфальте нанесена велосипедная разметка.
Велосипедная полоса имеет ширину 4,5 метра, благодаря чему такси и автобусы безопасно обгоняют велосипедистов.
Интересным ноу-хау водителей является два вида сигнала у автобуса: один – обычный гудок, а второй – сродни велосипедного звонка. Благодаря его знакомому для уха звуку, водитель может оповещать велосипедистов и пешеходов, не пугая их.
Индивидуальным видом инфраструктуры является велосипедная полоса, с выделенной разметкой. Велосипедные полосы проходят как параллельно бордюру, так и вдоль параллельной парковки. Примечательным здесь является нанесение специальной разметки "дверная зона", потенциально опасной для велосипедистов.
Визуально велосипедные зоны можно разделить на несколько типов: велодорожки, примыкающие к проезжей части, на возвышенности основного дорожного полотна, велодорожки, с выделенной двухметровой широкой полосой в зоне, отделяющей от проезжей части и граничащей с парковкой для мотороллеров, мотоциклов и тротуаром для пешеходов.
И велодорожки с двухсторонним движением, зачастую проложенные вдоль трудно проходимых построений – железных дорог, набережных или водных каналов.
В Париже отлично реализован еще один вспомогательный механизм облегчающий передвижение велосипедистам – это "велосипедные стрелки" (sharrows), прописанные на перекрестках.
Такая разметка помогает водителям видеть пути движения велосипедистов, а также такие стрелки являются помощниками велосипедистам не теряться при пересечении сложных перекрестков.
И последнее на чем можно было остановить внимание – это улицы с ограниченным движением. Имеется ввиду, запрет на передвижение любого вида транспорта, кроме общественного.
В Париже применяется практика, уже существующая в городе Киеве, когда в выходные дни и дни отдыха перекрывается движение культурных мест скопления жителей города и туристов, как на Крещатике.
Еще хотелось бы заострить внимание на прокате автоматизированных городских велосипедов, которых в Париже бесчисленное количество.
Велосипед является одним из основных средств передвижения не только горожан, но и туристов. Популярность велосипедной культуры еще обуславливается высокими налогами на автомобили.
Владельцы бензиновых авто, как правило, богатые люди, а большим спросом у среднего класса пользуются автомобили-гибриды или электромобили. Автомобильные налоги существуют двух типов – зимние и летние. Французам со средним достатком, выгоднее на зиму продать машину, нежели ее содержать.
Что город Киев может перенять прямо сейчас из опыта передовых велосипедных стран на примере Франции?
Первое – это частое нанесение знака "велосипед" на уже имеющиеся велосипедные дорожки.
Второе – это изменение правил дорожного движения и добавление велосипедиста как участника дорожного движения в полосу для общественного транспорта.
Третье – это качественная борьба со стихийной парковкой автомобилей на полосах общественного транспорта и ужесточение штрафов за неправильную парковку. Если таким образом мы начнем приучать автомобилистов к культуре велосипедного движения на дороге, мы частично решим проблему передвижения велосипедистов по городу.
Еще одно, на что важно обратить внимание – это обгон велосипедиста.
Зачастую, автомобилисты не придерживаются правил обгона препятствия, прописанные в правилах дорожного движения и при обгоне велосипедиста, пренебрегают сигналом обгона.
В этом случае, необходимо ввести отдельный штраф за попирание правил дорожного движения и введение сурового наказания за повторное нарушение.