Туристам надо знать. Одна из самых интересных крепостей в Украине. Фото

Хотя точная даты основания самого раннего сооружения – цитадели – неизвестна, но с высокой долей уверенности можно говорить, что закладка состоялась в промежутке между 1414 и 1420 годами.

И если начало строительных работ в Белгородской крепости датируется не раннее чем 1414, то уже ко второй половине 1450-х она сформировалась в известных нам сегодня пределах.

Этот крупнейший из сохранившихся в Восточной Европе оборонный комплекс XV века, больше лишь Московский Кремль, но он и моложе на несколько десятилетий, сегодня находится в провинциальном городке. Но вот в XV веке Белгород на Днестре был крупным и оживленным городом на безлюдных просторах Северо-Западного Причерноморья. Городом-республикой.

Он располагал собственными военными силами, обладал обширными международными торговыми и политическими связями, чеканил свои монеты, и даже обзавелся колониальными владениями – замком Леричи в устье Днепра, отбитым у генуэзцев в 1455.

Официальным языком средневекового города был греческий, на котором название звучало особенно красиво: Аспрокастрон. Численность его жителей была сопоставима с многими крупными западноевропейскими городами того времени.

ВІДЕО ДНЯ
Белгород-Днестровский. Историческая часть. Вид с воздуха. Автор Д. Следюк

Благосостояние горожан определялось особым расположением города на оживленных торговых путях, на границе степи и моря. Порт служил перевалочной базой между Западной Европой и странами Азии.

Важнейшим торговым партнером Белгорода был польский Львов. Контакт между двумя городами был настолько тесным, что польский король предоставил налоговые льготы львовским купцам, когда летом 1484 Белгород захватили турки. Чтобы защитить их от угрозы разорения.

В составе Османской империи Белгород оставался до 1812 года, когда без боя перешел под власть России.

Развитие международной торговли определяло многонациональный состав населения Белгорода – генуэзцы, греки, молдаване, татары, армяне, евреи. Предполагается, что в XV веке здесь проживали даже беглые чешские гуситы, внося свою посильную лепту в усиление обороны города.

Могущество городской общины сегодня можно оценить по размерам уцелевшей крепости, площадью более 8 гектаров. На разных этапах к ее строительству были причастны молдавские правители Александр Добрый, Стефан II, Александрел и Стефан Великий, а также местная городская община.

Предполагалось возвести вокруг старой крепости современный на то время бастионный фронт

В 1793, после поражения в очередной войне с Россией, турки разрабатывают план по кардинальной модернизации крепости. Предполагалось возвести вокруг старой крепости современный на то время бастионный фронт.

Но вместо бастионов было организовано 7 артиллерийских батарей. Земляные насыпи от них сохранялись в крепости вплоть до 1980-х годов. Куда меньше повезло другой твердыне, близнецу Белгорода – дунайской Килие. В 1797 ее средневековые стены снесены, на их месте возник бастионный форт.

При турках крепостные башни Аккермана получают свои названия: "Башня принца", "Башня военачальников", "Башня сухарей", "Белая башня". В наше время топонимика изменилась и приобрела литературно-романтический флер. Башни стали называть в честь Пушкина, Овидия и сокровищ былых веков.

При входе в крепость сегодня виден минарет, который чудом сохранился от крупнейшей мечети турецкого Аккермана – Султанской. Ее фундамент частично раскопан археологами и виден на поверхности.

Предполагается, что именно эту мечеть возвел султан Баязид II после штурма летом 1484.

В крепости всего было 7 мечетей. И дом командира янычар. Ближе к лиману, в Торговом дворе – небольшой хамам конца XV века. Некогда по соседству с ним был разбит сад.

Еще 4 мечети располагались в городском посаде, в пределах ближайшей застройки: Мустафа джами, мечеть Али паши из Дагестана, мечеть Свинцовая, Хан джами.

В XVII-XVIII веках городская застройка Аккермана состояла из 14 районов. Названия восьми из них известны: Водный, Змеиный, район Кечкек ("Пшеничной каши"), Майдан, район Хаджи Мустафа, Греческий Армянский и Цыганский.

Армянский полуподземный храм
Армянский храм в Белгороде. На переднем плане - каменный склеп античного времени, перенесенный с околиц, где был случайно обнаружен
Армянский храм. Интерьер. Сооружение остается в запустении
Истертые надгробные плиты у входа в Армянский храм
Одна из надгробных плит внутри Армянской церкви

[L]В Греческом и Армянском кварталах располагались церкви, которые сохранились до сих пор – в районе пересечений улиц Леона Попова и Кутузова. Это наиболее старая часть города, за столетия тут не изменилась даже уличная планировка.

Греческая церковь была выстроена, предположительно в 1480 году молдавским воеводой Стефаном Великим, а Армянская появилась в начале XVII века.

В посаде Аккермана также находилось здание суда, административный корпус, а также лучший в городе хамам – Султан Селим XVI века. Его живописные руины были разобраны местными жителями в 1850-х годах.

Посад долгое время оставался неукрепленным. В случае опасности жители укрывались в крепости. Но накануне русско-турецкой войны 1787-1791 годов горожане своими силами сооружают вокруг города земляной вал и неглубокий ров.

Он охватывал не только жилые кварталы, но и пригородные сады и даже окраинные кладбища. Территорию одного из таких крупнейших турецких кладбищ сегодня занимает центральный городской рынок.

Человеческие кости и надгробные плиты с арабской вязью – обычные в этом районе находки.

Сады и виноградники зеленым ковром покрывали местность вокруг вала. Сквозь них к городу подбирались магистральных дороги: из Бендер, Килии и Измаила.

К юго-востоку от крепости на побережье располагались три пристани: Джаби оглы, Очаковская и Стамбульская. Первая из них самая дальняя от центра города. Очаковская находилась у Греческой церкви. А под самой крепостью, под защитой артиллерии – Стамбульская пристань именуемая портом.

На берегу рядом с ней располагалось здание таможни, напротив, в лимане – рейд.

Помимо лиманного порта в распоряжении Белгорода находился и морской, в десятке километров к юго-востоку, который известен с начала XV века. За 600 лет инфраструктура осталась прежней: речной порт Белгорода-Днестровского дублирован морским причалом в устье Днестровского лимана.

"Последний турок Аккермана", по воспоминаниям писателя Крашевского, обитал в этом городе еще в 1843 году, когда город давно перешел под власть Российской империи. Турок выглядел колоритно. Он носил феску, курил чубук и поминутно извлекал из кармана серебряные часы на цепочке, как бы хвастаясь перед туристами дорогой вещицей.

В эти же годы в крепости были сделаны первые важнейшие открытия. Историками на стенах зафиксировано несколько закладных плит XV-XVIII веков с памятными текстами о проведенных ремонтных и строительных работах.

Все они хранились в Одесском музее древностей, но наиболее ценными считались четыре плиты XV века. Уникальная коллекция памятников эпиграфики последний раз упомянута в 1912 году, после чего ее следы теряются.

Более века пропажа считались безвозвратной, пока мне не удалось их случайно обнаружить в запасниках Херсонского областного краеведческого музея.

Тексты этих плит являются единственным письменным свидетельством о времени и инициаторах строительства крепости. Надпись самой старой из них – греческая и переводится так: "Молитва раба божия Федорка свершилась в настоящей крепости при благочестивом господине нашем Иоанне Стефане Воеводе и великом жупане, защитнике и друге Аспрокастрона в году 1440, индикта 3. Спаси, огради рабов твоих, Богородица. Стефан. Ноябрь 3".

Греческая церковь и часовня Иоанна Сочавского, в которой он был по преданию похоронен
Греческая церковь на берегу Днестровского лимана

Упомянутый воевода — Стефан II, правитель Нижней Молдавии, 1433-1447. Федорка — скорее всего, известный по документам крупный негоциант Теодорих де Телиха, выступивший меценатом строительных работ.

На другой плите высечен старославянский текст – тогда это был официальный язык средневековой Молдавии: "Построена эта стена сотруждением пана Станьчула в год 1454, марта 31‑го". Установлена накануне осады Белгорода эскадрой османского военачальника Темир-Кая и свидетельствует о приготовлениях к обороне.

Третья плита не связана с крепостью, как предполагалось прежде. Скорее всего, она была снята с Греческой церкви. Ее старославянский текст гласит: "В дни благочестивого и холюбивого и богодарованого и всякой похвалы достойного Иоанна Стефана воеводы, начал и завершил [строительство] этого монастыря пыркалабы Дума и Херман. 1480".

Упомянутые пыркалабы (коменданты) управляли крепостью в 1478-1480 годах и участвовали в строительстве некой городской церкви. Стефан воевода — Стефан III Великий, правитель Молдавии 1457-1504.

Наконец, самый любопытный текст был высечен на плите, снятой с главных крепостных ворот: "В год от воплощения Господня 1484 свершились Великие врата, в дни благочестивого же Стефана воеводы и в благодарение (?) пану Луци (и) пану Херману".

Тем самым Стефан Великий ознаменовал модернизацию Килийских ворот за несколько месяцев до начала осады крепости войсками турецкого султана Баезида II в июле 1484.

Указанная в тексте дата дана в благовещенском стиле, то есть от зачатия Христа. В то время как во всех известных документах эпохи Стефана Великого, летоисчисление идет в византийской эре, от сотворения мира.

Этот факт настолько удивил, что поначалу даже возникли сомнения в подлинности плиты.

Военный двор и цитадель
Цитадель средневекового Белгорода и насыпь турецкой артиллерийской батареи перед ней. Фото 1908 г

Но вот свою подлинность и неповторимое обаяние оригинала постепенно теряет сама крепость. Под воздействием времени и человека. Из 38 башен, считая сооружения во рву, к настоящему времени полностью разрушены 6, и еще 6 существенно повреждены.

Историческая кладка эскарпа рва уничтожена на 40%. Прибрежные стены Торгового двора – почти полностью. Нижняя оборонительная стена северо-восточного сектора крепости утрачена наполовину.

Полностью обрушилась верхняя оборонительная стена Военного двора в северо-западном углу – на ее месте теперь новодел. Разобраны до основания все сооружения XVIII-XIX веков в периметре двух дворов и цитадели, независимо от их функций, исторической или культурной значимости.

Под угрозой обрушения остаются прибрежные стены оборонного комплекса, хотя обсуждения по спасению аварийного участка активно разворачиваются в областном управлении охраны памятников, дело остается за малым – финансирование.

Одна из башен во рву (№3.1) была заполнена несколько лет назад по халатности местных археологов отвалами из раскопов, и теперь набравший влагу грунт грозит разорвать сооружение изнутри.

Руины античной Тиры на фоне средневековой крепости

К сожалению, реставрационные работы не выполнялись десятилетиями, а те, что проводились, нанесли памятнику невосполнимый ущерб.

Между тем, крепость является центральным звеном целого комплекса уникальных историко-архитектурных и археологических памятников в Белгороде-Днестровском. В радиусе 500 метров от нее сосредоточены: руины древнегреческого города Тира, два каменных склепа античного времени, Греческая церковь – старейшая из действующих на юге Украины, не считая Крыма, и Армянский храм.

Комплекс объектов с лихвой тянет на целый историко-архитектурный заповедник государственного значения. Между тем, об этом пока остается лишь мечтать.

Полезная информация:

Расположение крепости: Одесская область, Белгород-Днестровский, ул. Ушакова 2 б, тел. (экскурсионный отдел) (04849) 6-97-80. тел (администрация) (04849) 6-97-18.

Стоимость входных билетов: 40 грн. – взрослый, 20 грн. – детский.

Дети до 6 лет бесплатно.

Экскурсионное обслуживание – 200 грн. (группа до 35-40 чел)

Экскурсионное обслуживание иностранных групп – 300 грн.

Время работы:

Летний период – с 08:00 до 20:00

Зимний период – с 08:00 до 17:00

Реклама:

Головне сьогодні