Тест

Как сервис для гурманов продвигает местных производителей

Марина Булацкая, основатель проекта "Местная еда", помогает мелким производителям попадать на столы к жителям столицы. Последним же – попробовать продукты, приготовленные на небольших производствах, а зачастую – вручную.

Раз на месяц Булацкая собирает ящик продуктов и доставляет тем, кто предварительно сделал заказ. Эта услуга стоит 330 гривен. Никто из клиентов не знает, что в итоге получит. Точно известно, что в ящике будет шесть-семь продуктов, в том числе напиток. Большинство этих продуктов найти в супермаркетах невозможно – например, домашнюю колу или луковый мармелад. Какие-то лакомства из ящика "Местной еды" можно встретить на фестивалях уличной еды, остальные кулинарные творения редко попадали дальше кухонь авторов и их друзей.

"Люди любят пробовать что-то новое и необычное, но часто не решаются потратить на это деньги – а вдруг окажется невкусным? Мы наполняем ящики тем, что заказчики раньше, скорее всего, не пробовали. Сюрприз – важная составляющая проекта", – объясняет идею проекта Марина Булацкая.

Марина Булацкая, основательница сервиса "Местная еда". Фото: Стас Кутищев

На волне трендов

"Местная еда" стартовала в апреле этого года и, несмотря на непростую ситуацию в стране, в первый же месяц вышла на самоокупаемость. Сейчас рентабельность проекта – 15-20%.

По словам Булацкой, удачному старту способствовало два фактора. Во-первых, украинцы начали интересоваться местными производителями: покупать свое – стало модно и патриотично. Во-вторых, сейчас Киев переживает пик популярности уличной еды, поп-ап ресторанов (готовишь что-то эдакое, сам собираешь людей, угощаешь и получаешь деньги) и мелких кулинарных проектов с уклоном на здоровое питание и нетипичные блюда.

В Киеве первый фестиваль Уличной еды организовали в августе прошлого года. В этом году фестиваль пройдет 30-31 августа.

Около 60 участников и более 13 тысячи посетителей – вот нынешние масштабы мероприятия. Кроме него, в столице регулярно проходят более мелкие тематические фесты, на которых также представлена уличная еда. Только в Киеве работают более ста локальных производителей. Появление сервиса по доставке подобных продуктов стало логичным ответом на возникший спрос.

"Индустрия "правильной" уличной еды – полезной, вкусной и эстетичной – развивается очень динамично. Мода на это пришла к нам из Москвы, там бум на подобные проекты начался года два-три назад, в Европе – еще раньше", – рассказывает Булацкая.

Идею "Местной еды" она позаимствовала из Москвы. Там одноименный проект существует более года и создала его знакомая Марины, Анастасия Колесникова, которая организовывает фестивали уличной еды в России.

"Я написала Насте, что хочу делать аналогичный проект в Киеве. Она согласилась, я начала делать. Юридически мы это пока никак не оформляли. Сейчас киевский и московский проекты автономны и ничем, кроме общей идеи, не связаны", – объясняет Булацкая.

Для запуска ей хватило 5 000 гривен на предоплату производства ящиков. На старте предпринимательница рассчитывала доставлять 30 заказов в месяц, в лучшем случае - 50-60.

В своих расчетах она ориентировалась на опыт московского сервиса "Местная еда", у которого как раз таки показатели.

"Оказалось, я недооценила наш рынок – в апреле было более ста заказов, дальше – так же, а в июле доставили первые ящики в Одессу, Днепропетровск и Москву", – говорит девушка.

Первых поставщиков Марина отыскала на фестивалях уличной еды, кого-то посоветовали знакомые, кто-то нашелся случайно.

"Как-то ехала на встречу в отдаленный район города и в совершенно неприглядном месте заметила заведение, в котором готовили лазанью. Зашла, попробовала, влюбилась в их блюда – и в следующий ящик попала их паста", - рассказывает Булацкая.

На второй месяц существования "Местной еды" производители начали сами "проситься в ящик". Ежемесячно приходит около пятнадцати предложений. Многим приходится отказывать, так, как возможности ящика ограничены – есть продукты, которые сложно уместить в ящик. "Невозможно доставлять еду, которая быстро портится – к примеру, мясо или что-то молочное", - рассуждает владелица "Местной еды".

Большинство производителей предлагают выпечку. Найти интересные и необычные продукты непросто. Тем не менее, каждый месяц "Местная еда" удивляет новыми продуктами.

Сейчас у "Местной еды" 18 поставщиков. У половины из них есть сертификаты качества продукции, остальные – в процессе их получения. Сама Марина дегустирует продукты перед тем, как закупать их, и наведывается в гости к поставщикам, чтобы понимать, в каких условиях происходит процесс приготовления.

Фото: Стас Кутищев

Что в ящике

В последние месяцы ящик собирается из еды, которая друг друга хорошо дополняет, а вот раньше туда попадали совершенно разные продукты, которые подбирались по принципу: необычно, вкусно, полезно. Были домашняя кола и луковый мармелад, чатни (индийская приправа), гранолы (сухие завтраки и батончики из овсяной крупы, злаковых, сухофруктов), лингуини (паста), мостарда (соус из фруктов, маринованных в горчице и сиропе), тапенада (соус из маслин, анчоусов и каперсов).

А в июльский ящик, к примеру, попали домашнее осетинское пиво, гималайская соль и итальянская горчица, мед, маффины, лимонный курд, овсяная и кукурузная булочки.

"Открытием того ящика стал лимонный курд (заварной крем на основе лимонного сока – Авт.), – хвастается Марина. – Его готовит девушка из Луганска, которая временно перебралась в столицу. Для нее наш ящик стал первой точкой продажи. Раньше ее курд дальше столов друзей и их знакомых не доходил".

Таких новичков Марина консультирует во многом: помогает создать этикетку для товара, подобрать нужную форму и объем баночки, эстетично упаковать. Продумывается все до мелочей.

"Получила хорошие отзывы от покупателей "Местной еды", и сейчас вот разработала целую линейку курдов – есть уже лаймовый и грейпфрутовый. В ящике курд шел в комплекте с овсяными булочками, которые его и вправду хорошо дополнили. Собираюсь предложить девушке, которая их выпекает, совместно создать дегустационные наборы и предлагать их ресторанам", – делится Татьяна Ткаченко, автор лимонного курда.

Говорит, что давно хотела запустить гастро-проект, но понимала, что в родном городе о не будет востребован. Ведь Татьяна собиралась продавать гранолы, джеллошоты (желе из алкогольных напитков), арахисовое масло и курды. Вынужденный переезд в Киев дал возможность начать дело – именно в столице сосредоточена основная аудитория подобных продуктов: креативный класс и творческая молодежь, молодые предприниматели, офисные работники, зарабатывающие выше среднего.

Дарина Брикайло - еще один поставщик "Местной еды". Она бывший юрист, последние пять лет находится в декретном отпуске. За это время серьезно увлеклась выпечкой, а в апреле этого года решилась превратить хобби в бизнес. Сейчас в ее меню шесть видов хлеба, столько же видов печенья, бисквит и зефир. Лучше всего покупают печенье, на него приходится около 80% продаж. Основные покупатели – семейные пары и мамы с детьми.

"Еще в апреле предложила "Местной еде" свою выпечку. Меня поставили "в очередь" и вот в июньские ящики попали две мои булочки. Для маленьких проектов, как мой, двести булочек – это неплохой заказ. К тому же, получила хорошее промо. Тьма клиентов после ящика не набежала, но страницу пекарни на фейсбуке начали активно лайкать", – рассказывает Дарина.

В планах у Марины Булацкой со временем развить проект "Местная еда" до профсоюза локальных гастро-предпринимателей. Такой профсоюз будет открывать новые гастро-имена и поддерживать украинских производителей, которые пока не могут попасть на массовый рынок.

Сервис "Местная еда" - пример того, как можно объединять производителей и клиентов. Место для таких нишевых сервисов есть на многих рынках, стоит лишь проанализировать потребности клиентов.