Арт-итоги 2010: не ждали
1. Премия года - Future Generation Art Prize 2010
Выставка номинантов на международную премию Future Generation Art Prize 2010 стала первой премией в мире для молодых художников с серьезными призовым фондом и cоставом жюри. Не удивительно, что экспертной комиссии пришлось просмотреть больше 6 тысяч заявок из 123 стран.
Выставка представила срез современного искусства в мире, а также показала, что молодое украинское искусство пока не в состоянии конкурировать с мировыми авторами.
Работы номинантки из Китая Чао Фей |
Волокитина встроили в экспозицию "бонусом", как победителя предыдущей премии Пинчука - для украинских молодых художников. Но даже он не вписывается в контекст того, что создается в мире: живопись это, конечно, красиво и оригинально, но давно не актуально.
Хотя, с другой стороны, именно за нашу отсталую эксклюзивность нас и любят. И если состязаться мы пока не в силе, то благодаря Пинчуку, по крайней мере, Киев может стать площадкой для выбора лучших в мире молодых артистов.
2. Арт-ярмарка года - АртКиев Contemporary 2010
Новое руководство "Мистецького Арсенала" заявило о наполеоновских планах и амбициях - в скором времени тут пройдет Международная неделя современного искусства "Космическая одиссея", следом - Первая биеннале украинского искусства и, поговаривают, что именно в этих впечатляющих стенах случится следующая Манифеста.
Открытие АртКиев Contemporary 2010 |
Но пока судим по главному отечественному проекту года, который собрал под одной крышей почти что четыре десятка галерей, включая заморские. Также огромные выставочные площади отдали под стрит-арт, продемонстрировав новую политику коммерческой ярмарки, готовой представлять и некоммерческий арт.
И самый главный показатель уровня события - впервые в истории в Киев съехались серьезные мировые арт-деятели, арт-дилеры и арт-неравнодушные не на открытие к Пинчуку. А это уже большое достижение для государственного проекта - "Мистецький Арсенал", к слову, госпредприятие. И если государство в силах найти финансы для таких арт-событий, значит у нас в стране все не так уж и плохо.
3. Музейный проект года - "Бойс. Нам Джун Пайк. Фостер" в Национальном художественном музее Украины
В этом году Нацмузей закрепил за собой репутацию "живого" национального музея. Процесс начался еще с проекта куратора Оксаны Баршиновой "Украинская новая волна" в прошлом году, который, по сути, отправил в историю наших трансавангардистов.
Joseph Beuys, i like amerika and amerika likes me, 1 |
В этом году порадовали несколькими проектами - выставкой группы Р.Э.П. "Велика несподіванка", работами современных японских авторов и международным проектом "Внутренний свет", на открытие которого прибыл один из авторов - один из самых дорогих художников Азии тайванец Ли Сандань.
Но особенно красивый акцент 2010 - выставка классики видео-арта. Наконец-то мы увидели ранние работы Нам Джун Пайка, видео-документацию перфомансов Джозефа Бойса и видео Вольфа Фостеля "Солнце в моей голове".
4. Отечественный аукцион года - "Золотое сечение" Contemporary art
Если выставка показала общую картину того, что за последние несколько лет произвели украинские художники и что бы они первым делом хотели продать (к сожалению, многие наши известные авторы были представлены не лучшими своими работами), то собственно аукцион показал главную тенденцию уходящего года - украинские коллекционеры созрели инвестировать в молодое отечественное искусство.
Винни Реунов "Rolling Stone". Открытие предаукционной выставки "Золотое сечение" |
Работы Ильи Чичкана и еще нескольких звезд нашего арт-рынка не были проданы. Ройтбурда купили по нижнему эстимейту, а самым дорогим оказался художник Валентин Раевский, которого не стало в этом году.
Судя по всему, проекты и премии Виктора Пинчука свое дело делают, что и требовалось доказать - дорогу молодым, которые стоят не особо дорого и в будущем могут принести очень неплохие дивиденды.
5. Сомнительная площадка года - "М17"
В новом центре современного искусства, который открылся этим летом в помещении, где долгие годы обитал Французский культурный центр, прозвучало много амбициозных заявлений и планов. Но все местные выставки были слишком сомнительными, чтобы центр завоевал доверие публики.
Еще до открытия всех заинтриговали и просто-напросто извели обещанием привезти культового куратора Акилле Бонито Олива, который якобы являлся сокуратором первого проекта "М17".
Проект группы SYN |
Но никакого Олива не дождались, да и судя по его тексту к выставке - довольно абстрактному и без каких-либо упоминаний украинской ситуации или имен наших художников - он и сам не был в курсе о своем сокураторстве проекта "Насіння Оливи" (организаторы взяли для названия текст Александра Гнилицкого "The Oliva's Seed", которое должно переводиться как "Семя Оливы").
Так же не вызывает доверия тот факт, что контемпорари-арт здесь чередуют с коммерческими проектами и презентациями - что для ЦСМ просто непозволительно.
Один из более-менее внятных проектов "М17" - разве что "Те, кто пришли в 2000-ые". Да и тут опростоволосились - заявляли об эксклюзиве, а в итоге оказалось, что многие работы двухтысячников уже в Киеве выставлялись.
6. Печатный проект года - журнал о фотографии "5,6"
Школа Виктора Марущенко запустила в этом году первый в нашей стране журнал о фотографии "5,6", что равно для Украины запуску космического спутника. Пока издание больше походит на арт-проект - большой формат, внутри всего три материала, но, в любом случае, ничего подобного у нас еще не делали. Распространяют журнал бесплатно, прямо в галерее.
Обложка сентябрського выпуска "5,6" |
7. Главный украинский проект за границей - "Якщо" в Перми
Судя по отзывам об украинском проекте в Пермском музее современного искусства, детище Марата Гельмана, интерес к нашим художникам исключительно растет. Екатерина Деготь, куратор проекта, увезла в далекую Пермь вагон нашего арта - от Ройтбурда и Гнилицкого - до Р.Э.П.а и восходящей харьковской звезды художника Минина.
Работа галицкого художника Игоря Переклиты |
Проект состоял из пяти частей - "Майдан", "Фантомы", "Мечтатели", "Дивокрай" и "Истории". Каждая из них представляла и творчество отдельных художников, которые могут стать символом своей эпохи (речь первым делом об Александре Гнилицком), и отдельные частные коллекции, по которым не менее интересно читать историю нашего арта. К сожалению, пока планов у Гельмана показать проект еще где-либо нет.
8. Открытие года - "Аут"
Тут речь о нескольких открытиях. Весной стартовал международный арт-проект "Аут", который на территории современного искусства затронул малоизвестную у нас, но актуальную для современного мира проблему - аутизм как социально-культурное явление.
Благодаря проекту давно забытый Шоколадный дом, особняк Могилевцева на Липках, обрел, так сказать, новую жизнь - следом в этих стенах прошла одна из лучших персоналок Ильи Чичкана последних лет.
Зал с видео Анатолия Ульянова |
И что самое главное - кураторы обошли стороной банальные решения привлечь к проекту художников-аутистов или что-то в этом духе. Говорят, проект будет проводиться ежегодно и не исключено - ездить по миру. В этом проекте впервые принял участие Анатолий Ульянов, в качестве видео-художника.
9. Культпросвет года - "Сексуальность и трансцендентность"
Выставка, о которой, наверное, больше всего говорили в 2010-м. И именно этот проект PinchukArtCentre старался всем нам объяснить - с "Сексуальности и трансцендентности" тут завели обычай по субботам рассказывать о художниках и их работах в экспозиции. Поскольку всплыла главная проблема - интерес, конечно, к современному арту возбудили, но народ к такому искусству не готов, уж слишком много всего из искусства ХХ века мы пропустили.
Инсталляция Яна Фабра |
Но если отвлечься от вопросов популистских, благодаря "СиТ" мы увидели шедевры 90-х, первым делом - работы Такаши Мураками, Яна Фабра и, конечно же, Джеффа Кунса, хотя многие почитатели его творчества так и не нашли в экспозиции его кульминационной работы "Made in Heaven", с фото экс-супруги Кунса Чиччолины.
10. Импорт года - Выставки Юристанбека Шыгаева и Антона Соломухи
К сожалению, обе выставки прошли без особой рекламы, так что не многие успели их увидеть. Работы главного постмодерниста Центральной Азии Юристанбека Шыгаева показывали в галерее "Мистець". Это первая в Киеве выставка одного из самых прогрессивных художников Азии, которого хорошо знают и ценят в мире.
Шыгаев работает в таких жанрах, как инсталляция, арт-объект, боди-арт. В Киеве показали "свитки" Шыгаева - довольно большого формата холсты без подрамников, на которых изображение выполнено акриловыми красками.
"Свиток" Юристанбека Шыгаева |
Антона Соломуху, французско-украинского художника и фотографа, у нас знают получше. Но впервые в Киеве показали его живописные работы. В живописи этот художник менее жесткий, чем в фотографии. Но от зрителя в этом случае требуется отнюдь не поверхностное знание истории искусства - в этой серии работ Соломуха сочетал цитаты из классических картин.
Проект проходил в помещении Национальной академии искусств на Воровского, 20 - отличном выставочном пространстве, где время от времени происходят стоящие проекты.