Художники и революция. Часть 2
Мы продолжаем задавать украинским художникам вопросы о революции.
1. Как Вы относитесь к происходящим в стране событиям? Могли бы Вы назвать эту революцию "своей"?
2. Что художник может предложить революции? На ваш взгляд, такое профессиональное самоопределение как-то влияет на участие в протестных движениях?
3. Стоит ли ждать, что #Евромайдан и связанные с ним события станут поводом для отдельного художественного высказывания?
О том, зачем и почему мы решили это сделать можно узнать, обратившись к первой части этого материала
Вова Воротнев, Киев
1."Своим" этот революционный виток является мне настолько, насколько "своей" мне приходится эта страна. К сожалению, или к счастью, более "своей" никакую территорию я, в силу различных причин, назвать не могу. Поэтому все, что сейчас происходит, так или иначе, является "нашим". Независимо от того, кто что по этому поводу думает, или по какую сторону стоит. Я бы не стал "манихействовать" про "силы Добра и Зла", но мне вполне ясно по какую сторону баррикад я вижу отремонтированную ржавую тоталитарную машину, геббельсовскую медиа-смазку и воплощенную в жизнь модель живущих в некой гармонии господ и рабов, одурманенных псевдопатриотизмом и ксенофобией.
Мы бы не сказали всю правду, если бы умолчали о том, что такая модель, только под другим цветом, устроила бы многих из нашей протестующей стороны. Тем не менее, простые и "правильные" ситуации, связанные с изменениями и прогрессом бывают лишь в наших фантазиях. Я, как и большинство обладателей синего паспорта, поддерживаю движение демонтажа этой прогнившей постсоветской фермы, с ее расхозяйствовавшимися блюдками и ублюдками. Это не очень высокая планка для действительной революционной повестки. Но сначала нужно перепрыгнуть хотя бы ее.
2.Художник может что-то предложить лишь художественной революции. Это не запрещает ему заниматься революционным творчеством. Как и любому другому человеку. Довольно часто последнему это удается подчас лучше.
3. Майдан сам по себе уже комплексное коллективное художественное высказывание. Как и медиум. Как и спектакль. Частично постановочный. Лично я внимательно слежу за стихийным развитием пластического языка и новых медиа на Майдане, ведь это площадка, гораздо шире "порочного круга" Искусства. Это когда everyone is an artist.
Саша Курмаз, Киев
1.Я невероятно возбужден тем, что происходит сейчас в Киеве – перестал есть и спать. Революция всецело поглотила меня. Да что там я! Вы посмотрите вокруг. Майдан – это как эрегированный член, который уже всех затрахал, но все никак не может кончить.
2. Мне сложно сказать, что "художник" может предложить, но я могу дать ответ, что предлагаю конкретно я. В силу того, что создавать визуальные образы у меня получается лучше, чем коктейль молотова, революции я предложил политическое граффити и плакаты.
3. О майдане важно и нужно говорить, но в ситуации, когда событие развивается стремительным образом, любое высказывание сегодня мне кажется реакционным.
В целом, майдан это и есть высказывание, очень мощное по своей форме, радикально-политическое по содержанию, и в то же время невероятно эстетское и выразительное. Когда я прихожу на площадь, то погружаюсь в эту тотальную инсталляцию. Ничего подобного, мне не доводилось видеть. Художник беспомощен перед стихией майдана.
Алина Якубенко, Киев
1. Могла бы я назвать революцию "своей"? Да! Это происходит у меня за окном. Происходящее выявляет массу социальных неврозов обществ по обе стороны баррикад. В силу идеализации событий все приобретает эмоциональный окрас: от масс-медиа до постов в соцсетях, и это только заостряет ситуацию, проявляя стереотипность мышления разных социальных групп.
Происходит эстетизация шароварного прошлого, френдлента почти полностью перешла на государственный язык, но при этом не перестает кричать "волки, волки!", обличая националистический характер происходящего, огромная свастика на Грушевского (которая не выходит из кадра ни одного пророссийского и российского канала) - все это и многое другое нам еще предстоит осмыслить.
2. Художник может предложить революции себя как человеческую единицу. Художественные практики не имеют четких границ, они все время расширяются. Я даже слышала штуку от активиста, строящего баррикаду на Крещатике, что ее можно выставить через дорогу (показывая рукой на PinchukArtCentre). Так что даже протестующие осознают происходящее, как глобальную инсталляцию.
3. События уже стали поводом для всевозможных художественных высказываний. Начиная от натурализма этюдов с Грушевского, продолжая реализмом перформанса Алесандро Раушманна в Берлине и пока не заканчивая, так как настоящая рефлексия еще не началась.
Пока радует, что все, что происходит разбавляется хорошим народным чувством юмора и любовью к украшательству и к приукрашиванию, не то можно было бы совсем пасть духом. А еще я думаю стоит в ближайшем будущем ожидать возрождение украинского кинематографа.
Евгения Белорусец, Киев
1. Обычно я могу назвать эту революцию своей согласно степени дистанцированности от нее. Когда я дальше всего от Евромайдана, он скорее может ощутиться мной как некая, вероятно, близкая мне общность. И эта революция, раз вы уже ее так назвали, окончательно становится моей, проникает во все мои мысли и начинает определять действия, когда речь заходит о репрессиях и я узнаю о ранениях и убийствах. Дистанция постоянно меняется и делается непреодолимой в те дни, когда я оказываюсь на майдане среди уставших людей, вяло повторяющих националистические слоганы под кельтскими крестами и не без апатии ищущих в незнакомых прохожих провокаторов и врагов.
2. Художнику нечего предложить революции. Кажется, это категорическое и наивное утверждение не нуждается в расшифровке. В украинских условиях такое профессиональное самоопределение толкает многих людей к крайне необустроенной жизни, рискованным решениям, нередко к постоянной борьбе, сумятице мыслей, намерений, чувств, к резким, подчас радикальным высказываниям. Кажется, они (мы) уже давно на каких-то майданах, без особых надежд на прекращение манифестации.
3. Вероятно, то, что происходит на площадях многих городов Украины уже является состоявшимся и длящимся высказыванием. Это высказывание не укладывается в узнаваемые жанровые формы, превышает возможности художественного замысла, ежедневно являет нам чудеса крайней противоречивости. Пока оно длится, кажется, отдельные голоса будут вплетаться в него, и не смогут оттолкнуться от него, как от твердой почвы или основы. Иными словами, поводом, в общем-то, может быть что угодно, но хаотичный и живой протест будет довольно непредсказуемым поводом, въедающимся в высказывание, проникающим в него, не интересуясь мнением автора совершенно.
Моя выставка в Берлине, которая проходит в небольшой галерее в рабочем квартале города, собрала много гостей на открытии. Я почти никого из пришедших не знала. Вдруг среди публики выделились две женщины, они пришли раздавать листовки и агитировать. Листовки предупреждали на немецком об опасности гражданской войны, были, на мой взгляд, не совсем логичными, и совершенно не укладывались в мое высказывание. Мешать этим женщинам я не стала, у меня не было ощущения, что я имею на это право.
Павел Ковач, Ужгород
1. Зараз на вулицях України, в головах і серцях людей відбуваються безповоротні зміни. Перекодування за покликом гарячого серця і холодного розуму є єдиним правильним мотиватором. Зріз усієї історії відбувається в теперішньому часі і ми є свідками цього. Україні потрібна була революція, бо в гіршому випадку це був би довгий літургійний сон. Прадавні архетипи прокинулись і заревіли - Героям Слава!! Можливо, саме так було б правильно починати писати свої враження відносно даної ситуації, щоб повпливати на когось, але я буду більш прагматичнішим . Кінець – це вже питання часу.
2. Питання Я і Майдан або Майдан - це я - постійно змінюється, але безпосередньо у межах Майдану. Майдан буде і вже є темою для багатьох художників, але найкращий твір (перформанс) на цю тему - відбувається в цю хвилину.
3. В період революції народ - творець, а художник стає допитливим глядачем. Покращення приходять непомітно. Вдихайте сльозогінний газ - закапуйте очі лимоном!
Павел Ковач, Памятник секунде, которая прошла |
Ульяна Быченкова, Харьков-Москва
1. Contra spem spero! Праздник непослушания со слезами на глазах. Да, хоть географически я вдали от баррикад.
2. Эстетизация протеста, документалистика/репортаж, но главное - это рефлексия/аналитика, которые, в свою очередь, добавляют сомнений.
3. Думаю да, уровень политизированности и протестных настроений повысился, и круг волнующихся художников, желающих высказываться на такого рода темы расширяется на глазах.
Ульяна Быченкова, Отбросы |
Сергей Мельниченко, Николаев
1.Сейчас происходит то, чего следовало ожидать. Народ Украины вышел ведь против власти не просто так - люди устали. Я полностью поддерживаю ту часть народа Украины, которая не боится выступать против режима, не боится высказывать своё мнение. "Своей" революцию может назвать каждый гражданин Украины, просто у каждого она "своя" в разной степени.
Кто-то стоит в первых рядах на Грушевского, а кто-то высказывает своё мнение в социальных сетях, но тот и другой находятся, непременно, внутри революции. Я думаю, сейчас нет людей, которые бы хоть как-то не были связаны с ней. Очень надеялся, что всё-таки не дойдёт до жертв. Я очень тяжело это переживаю и мысли об убийствах и других неприемлемых моментах происходящего в последнее время, не покидают меня.
2. Сейчас практически все люди являются художниками и писателями одновременно. Они пишут новую историю. Всё зависит уже не от художников, учителей, бухгалтеров и т.д. Тут главное, чтобы народ стал одним целым, вне зависимости от социального статуса и профессии, тогда будет результат.
То, что сейчас происходит, также объединяет и людей из художественной среды. Наблюдая за происходящим через социальные сети, я вижу, как на страничках у тех или иных авторов всё реже появляется информация, связанная, непосредственно с искусством, и все больше звучит гражданская позиция в отношении происходящего в Украине.
3. А ждать не надо, уже всё и так происходит. В Харькове проходят перфомансы против несправедливости и жестокого обращения с жителями Украины, которые нашли в себе мужество выступить против системы. Организаторами большинства арт-акций выступает немало известная в Украине "Boba-group", чьи перфомансы уже вызывали неординарную реакцию среди публики.
Так же мы можем видеть огромное кол-во плакатов, которые создаются в поддержку "Евромайдана". Чего стоит только недавний перформанс в Берлине. Мы получаем поддержку художников из других стран. Сами баррикады, собранные из мешков с песком, снегом и облитые водой являются неотъемлемой частью экспозиции с названием "#Евромайдан". И, конечно же, репортажные фотографы, рискующие своей жизнью в прямом смысле, создают шедевральные снимки каждый день, показывая всему миру то, что происходит в Украине.
Сергей Петлюк, Львов
1. За більш ніж два останні місяці я вже п’ять разів їздив до Києва і, була б можливість, пробув би там весь час. Революція витіснила всі інші події на другий план, заповнила свідомість і унеможливила роздуми про щось інше. Тому це "моя" революція. З іншого боку, в наслідок цих подій нарешті пришвидшився процес народження громадянського суспільства в нашій країні. І, думаю, революційна стадія – це не найскладніша частина цього процесу.
Швидкість побудови громадянського суспільства буде залежати від багатьох факторів, але так чи інакше вона буде базуватися на нас. На людях, що стоять на майдані, на людях, що так чи інакше приймають участь в революційних подіях, на людях, які є пасивними спостерігачами, на людях, які є антагоністами всього, що зараз діється. Тому це не просто "моя" революція, це "наша" (спільна) революція.
2. Я приймаю участь в цій революції, насамперед, як громадянин. Коли в "мирний" час я приїжджав до Києва, то завданням №1 на короткий час візиту я завжди ставив - зануритися в культурно-мистецьке життя столиці. Зараз, за більш ніж місячне перебування в Києві, я тільки один раз "випадково" відвідав галерею. Майдан і прилеглі території зараз є такою чудовою платформою для вивільнення творчої енергії колективного підсвідомого, що штучні простори галерей в Києві наразі є для мене не цікавими.
З іншого боку події розгортаються настільки швидко, що рефлексувати одразу я просто не в змозі. Особисто мені потрібний час для переосмислення всього що відбувається.
3. Думаю, що так. Те, що відбувається зараз, буде в майбутньому переосмислюватися глибше, розумітися точніше і розкриватися з часом і після Майдану. Думаю, ця революція – це занадто велика подія в сучасній історії, і вона не може не змінити мистецький процес в Україні.
Сергей Петлюк, фрагмент видео Простая демократия |