Лесь Подервянский: Я украинский буржуазный националист

Художник, литератор и драматург, один из самых колоритных героев украинской богемы, Лесь Подервянский в свое время взорвал украинскую литературу экспериментами с обсценной лексикой и суржиком. Сатирические литературные упражнения родились изначально как шутки для узкого круга на рубеже 70-80х, но в результате лингвистическое баловство приобрело статус классики постмодернизма.

Однако, его творчество отнюдь не только услада для эстетов, но "наше украинское все", потому что Подервянский резонировал с абсурдом украинской реальности в эпоху перемен, как никто другой. А потому, будучи потомственным художником, для публики Подервянский, прежде всего, драматург и писатель, который, к сожалению, в последние годы не балует новыми произведениями своих поклонников. Впрочем, занятия драматургией приняли другую форму - кинематографическую: готовится к запуску фильм по его сценарию - "Ваша Галя балована".

"Украинская правда. Жизнь" попыталась узнать подробности этого кинопроекта, а также выяснить, что Лесь Подервянский думает о природе украинского юмора, как он относится к власти, почему поддержал борьбу против НЭК по защите общественной морали и, спустит ли с лестницы Януковича и Азарова, если они появятся на пороге его мастерской.

- Существует расхожая фраза, что всякий народ имеет таких правителей, которых заслуживает. Согласны ли вы с ней? Если нет, то почему за 19 лет независимости ни разу в Украине не существовала власть, за которую не было бы стыдно?

- Парадокс состоит в том, что народ - лучше своих правителей. Потому что каждый из индивидов, этот народ составляющих, находится на своем месте и занимается своим делом - пашет, сеет, строит, ремонтирует унитазы, и т.д. и т.п.

Сбой происходит тогда, когда эти индивиды становятся начальниками и из нормальных людей тут же превращаются в гавнюков. Это происходит потому, что в Украине нет и не было управленческого класса - то есть элиты, которая частично планомерно уничтожалась Санкт-Петербургом и Кремлем, а частично - размывалась на огромном пространстве империи, потом "совка". Собственно украинской элиты в Украине не было после Богдана и Мазепы.

- Художник Ройтбурд сказал, что вы были бы идеальным кандидатом на пост министра культуры. Вы бы согласились? Если да, то что бы сделали?

- Вот пусть он (Ройтбурд) и идет туда, если он такой умный. Это министерство, во-первых, нереформируемо, а во-вторых, абсолютно бесполезно. Не имеет значения, кто находится во главе этого министерства - Иван Дзюба или нынешний невнятный мужик, о котором ничего не известно. Это учреждение досталось нам от совка, и его следует немедленно упразднить.

Я не вижу никакого смысла в существовании тупой бюрократической структуры, которая, к тому же, имеет деньги только для поддержания собственных штанов. Эту тварь проще убить, чем лечить.

- Если не ошибаюсь, Мыкола Вересень когда-то вместе с вами собирался стать народным избранником. Что вас остановило?

- Мы хотели внести некоторую живость в среду этих занудных придурков, но потом мы поняли, что нам с ними станет скучно и мы сопьемся. Два нормальных человека среди 450-ти - это все-таки очень мало. Никаких шансов.

- У вас есть политические убеждения? Если да, то какие?

- Я украинский буржуазный националист.

- На протяжении 300 лет существовала эмиграция наиболее активных украинцев в Москву, теперь на Запад. Какие черты национального характера мешают лучшим оставаться на родине?

- За редким исключением никто из известных мне хороших украинских художников на запад не уехал. То же относится к писателям. Очевидно, что с разрушением империи отток в Москву прекратился.

Что касается этих 300 лет - то здесь нет никакого "национального характера" - это обычное стремление всего лучшего в метрополию. То же самое происходило и в Древнем Риме - никто не хотел сидеть в Македонии и писать стишки; надо было ехать в Рим и ублажать императора.

Полтавщина, река Псел, 2008 год. Из личного архива Леся Подервянского

- А вам не кажется инфантильностью попытка перенести ответственность за собственную судьбу на бывших угнетателей? Украина - не единственная страна, бывшая частью империи. Можно вспомнить и Венгрию, и страны Прибалтики. В конце концов, на момент возникновения государства Израиль, у евреев элиты тоже не было.

- Вы путаете оправдание и объяснение. Сравнение некорректно. Венгры перестали подпитывать Австро-Венгерскую империю в 1918-м году, у них было достаточно времени для формирования собственной элиты - да и вообще, это одна из самых монолитных наций, язык которой, кстати, в отличие от украинского, никогда не подвергался дискриминации.

А недолгое и "неглубокое", относительно Украины, пребывание стран Прибалтики в составе империи ("совок" тоже считается), не привело к массовому оттоку лучших представителей нации, в силу различных причин - языковой барьер, отсутствие у колонизаторов желания их ассимилировать, подсознательное недоверие к ним, им никогда не втюхивали тезис, что "мы один народ", и т.д.

Что до Израиля - это совершенно особая история построения страны с нуля. Она абсолютно уникальна, чтоб ее с чем-то сравнивать, и, если уж на то пошло, то главное, что удалось сохранить еврейству вне собственного государства - это именно элиту, которая и построила потом страну.

- Может, тут дело в том, что представители богоизбранного народа Украину покинули? Может, в 1991 году следовало бы запретить еврейскую эмиграцию?

- Не смешно.

- Как оцениваете успехи современной генетики? Какие манипуляции с геномом принесли бы украинцам как популяции долгожданное счастье? Может какие-то гены нужно убрать или добавить?

- Эксперименты в стиле Третьего Рейха никогда не занимали мое воображение.

- Одно из самых ценных качеств украинcкой ментальности - юмор, с каждым годом все больше вытесняется в маргиналии. Как думаете, почему?

- Украинский юмор был, есть и будет, и его совершенно невозможно втащить в телевизор, ввиду его очевидной "неформатности". Поэтому ящик живет по своим дебильным законам, а живое украинское народное слово - по своим. И они практически никогда не пересекаются.

Танзания, Серенгети, 2008 г. Из личного архива Леся Подервянского

- Зимой вы принимали участие в кампании "АнтиНЭК", после этого вашей семье угрожали. Стимулируют ли угрозы "от моралистов" новые творческие свершения?

- Да нет в этом никакого особенного стимула...

- Что делать творческой интеллигенции с наступлением цензуры на здравый смысл: продолжать бороться с НЭК или все же предлагать обществу собственные представление об этичном и недопустимом?

- Деятельность НЭК противоречит Конституции, она фактически незаконна, следовательно, ей надо противостоять. Искусство никакого отношения к морали не имеет. Вопросами морали должны заниматься церковь и общественные организации.

- Где проходят границы дозволенного в искусстве?

- В искусстве нет никаких границ.

- Как вы относитесь к навязчивой мифологизации прошлого, которая в Украине подменила культурную политику, как у прошлой, так и у нынешней власти?

- Мифологизацией своего прошлого, которое называется историей, занимаются все страны мира. Украина здесь не исключение.

- Однако развитые страны имеют помимо этого культурную политику, стратегию гуманитарного развития. Какой она должна была бы быть, на ваш взгляд?

- Да никакой особенной политики и стратегии не нужно, подумаешь, бином Ньютона. Культура и так будет развиваться - вмешивается в это государство или нет. Писатели будут писать книги, художники будут писать картины, режиссеры будут ставить спектакли, и т.д.

Другое дело, что если государству культура небезразлична, оно может помочь деньгами и законами, и тогда получит право делить славу и лавры с обладателями Пальмовых ветвей, Букеров, Нобелей и т.д., которых, несомненно, станет больше.

Белая церковь, 1977 г. Из личного архива Леся Подервянского

- Как бы вы решили языковой вопрос, и есть ли он в Украине? Или нынешнему лингвистическому противостоянию мы обязаны политтехнологам?

- Проблема, очевидно, надумана и вброшена в украинское общество с целью его раскола и ослабления украинской государственности. Поскольку этой проблемы в действительности не существует, достаточно просто оставить этот вопрос в покое.

- Не кажется ли вам, что позиция, что нынешней, что прошлой власти, принимать за точку отсчета РФ, контрпродуктивна? Что Россия, что со знаком плюс, что со знаком минус, занимает слишком большое место в украинском гуманитарном поле. В данном случае, имею ввиду общую тенденцию, а не ситуацию последних двух месяцев.

- Мы не можем не принимать в расчет того, что Россия никогда не смирится с существованием Украины как независимого государства. В отличие от всего остального мира, который существование Украины давно акцептировал. Дело не в нас.

- Вы перечитываете то, что вами прежде было написано? Если да, то каково нынешнее отношение к собственному литературному творчеству?

- Не перечитываю. Что сделано - то сделано. Я испытываю интерес к своему творчеству в момент работы, и теряю его, когда работа сделана.

- Как вы считаете, что из вашего творчества останется жить в следующем поколении украинцев? Знакомы ли вы с материалами диссертаций по материалам вашего творчества?

- Думаю, судить об этом надлежит не мне. Диссертаций не читал.

- Утрату интереса к литературному творчеству можно ли расценивать как результат ревности Подервянского-художника к народному успеху Подервянского-литератора?

- Музы, которым я служу, не враждуют между собой. Пока одна спит, другая обмахивает меня пальмовой ветвью.

Гуляйполе, "День независимости с Махно", 2006 г.

- Какое у вас отношение к копирайту?

- К авторскому праву? С уважением.

- Неужели? И даже фильмы с пиратских сайтов не скачиваете?

- Я компьютер воспринимаю как подставку для стакана.

- Насколько улучшилось ваше материальное положение в связи с изданием книг?

- Это вообще ерунда. Пропить за вечер с друзьями и забыть.

- Какое место занимает алкоголь в жизни украинского художника? Если сравнивать ваше творчество, то какая ассоциация - горилка, водка, и т.д.?

- Художники, вообще, пить любят и умеют. К творчеству это не имеет никакого отношения. За мольбертом никто не пьет.

- Как вы относитесь к тем изменениям, которые происходят в языке под влиянием интернет-среды?

- Всякие изменения в языке естественны и неизбежны. Живой язык все расставит по местам - отсеет случайное и оставит ценное.

- Какое место обсценная лексика должна занимать в языке? Должны ли быть зоны, где она жестко табуирована?

- Я не делю слова на хорошие и плохие. У хорошего писателя все работает, у плохого - не работает ничего. Можно вполне внятно объяснить, почему такая лексика недопустима, например, в дипломатической переписке - хотя нет правил без исключений; и именно поэтому исключения так действенны: например, письмо запорожцев турецкому султану.

- Расскажите о кинопроекте "Ваша Галя балованная". Есть ли шанс, что украинское кино, наконец, утратит невинность?

- Все идет своим чередом, ведутся переговоры с американскими продюсерами, актерами, дистрибуторами... В общем, над лишением украинского кино невинности - работаем.

- Насколько понимаю, вы выступаете в качестве не только сценариста, но и продюсера этого фильма. Почему остановили выбор на режиссере Лесе Калинской? Каков бюджет? Кого из актеров хотели бы там видеть? И сами собираетесь в нем сниматься? Это будет жанровое кино или авторское? На какого зрителя рассчитываете - украинского или международного? Рассчитываете ли на господдержку?

- Работать нужно в свое удовольствие, поэтому я люблю работать с друзьями. Если б я дружил, например, с Тарантино - я бы работал с ним. Дружу с Лесей Калинской - работаю с ней. С кем дружу - с тем и работаю. Я могу себе это позволить, потому что с бездарностями не дружу.

Дальше по пунктам. Я не продюсер. Бюджет 5 миллионов долларов. Про актеров говорить пока не хочу. Сниматься в нем сам не буду. По жанру фильм задуман как комеди-экшн. На любого зрителя. На господдержку не рассчитываем - государству Украина национальный кинематограф не нужен.

- Обладает ли творческий человек властью? Если да, то какого характера. Обязывает ли это к чему-либо художника? Чувствуете ли вы себя "властителем дум"?

- Никакой властью художник не обладает и на нее не претендует по определению. Творчество - это свобода; а свобода и власть - вещи несовместимые. Насчет властителя дум судить не мне.

- Есть ли поклонники вашего литературного творчества среди сильных мира сего? И как, на ваш взгляд, должны вести себя художники по отношению к власти?

- Есть - точно так же, как и во всех слоях общества. Я не знаю, как должен вести себя художник по отношению к власти, но зато точно знаю, как власть должна вести себя по отношению к художнику: как Карл V, поднимавший и подававший Тициану упавшие кисти.

- Сразу возникает картинка: Янукович под руку с Азаровым приходят к вам в мастерскую. Позволили бы им подавать упавшие кисти? Или сразу спустите с лестницы?

- Про какую мастерскую вы говорите, они даже в музее никогда не были. Если они придут ко мне в мастерскую, значит, они эволюционируют, то есть небезнадежны. Я буду гостеприимен. А они могут начать культурный рост с поднимания кистей.

Лесь Подервянский с женой Машей

- И еще вопрос о власти. Если бы нужно было ответить на вопрос однозначно: "Кому принадлежит власть в Украине - мужчинам или женщинам?", что бы вы ответили? И как должно быть, по-вашему? Нужно ли смещение равновесия?

- Без понятия.

- Как у вас в семье строятся отношения: вы в доме хозяин, или, напротив, подкаблучник?

- Я царь, я бог, я властелин.

- Каких женщин вы боитесь?

- Тупых и настырных.

- Есть ли у вас какие-нибудь комплексы?

- Есть. Комплекс упражнений "десять бронзовых колец" школы кунг-фу Хей Лун (Черный Дракон), который я выполняю каждое утро.

- Вы религиозны? Верите ли вы в Бога и если да, то в какого именно?

- Мне не нужно верить в воздух, чтобы им дышать.

- Связаны ли напрямую секс и творчество? Скажем, больше одного - меньше другого, или напротив, чем больше, тем лучше?

- Чем больше секса, тем меньше творчества - и наоборот.

- А вам, вообще, что больше нравится? И почему творческие люди не практикуют целибат?

- Секс и творчество должны находиться в движении: то больше секса, то больше творчества. Это неправильно, когда только один секс или только одно творчество - они должны постоянно перетекать друг в друга и никогда не находиться в равновесии.

Что же касается целибата, то, по последним данным из Ватикана, он приводит не только к гомосексуализму, но и к педофилии.

- Вы рефлексируете на тему собственной идентичности? Как вы теперь относитесь к опыту жизни в советское время?

- Каждый день радуюсь, что этот опыт закончился двадцать лет назад.

- Что по-настоящему ценного у вас есть? Интересуют материальные и нематериальные ценности.

- Мама, жена, дочь, внук, друзья, творчество, хутор в полтавской области, зима, весна, лето, осень, новые ботинки Clarks...

- Есть ли у вашей жизни в настоящее время какой-то смысл?

- Наша жизнь вообще не имеет никакого смысла. Мы просто живем.

Фото из личного архива Леся Подервянского, TabloID, галереи "Коллекция", "Сегодня"

Реклама:

Головне сьогодні