Сказка о джазе

28
23 жовтня 2009

Завершился второй Международный джазовый фестиваль Jazz in Kiev 2009. Прошлогодний незабываемый концерт Эла Джерро уверил в том, что мечты сбываются, и приезд легенд джаза - только вопрос времени и желания.

На этот раз Алексей Коган решил удивить количеством джазовых звезд на один квадратный метр концертного зала в Октябрьском: Майк Стерн (гитара), Крис Мин Доки (басист), Дэйв Вейкл (барабаны), Рэнди Брекер (труба) (все - Mike Stern Band); Стив Гэдд (барабаны), Джои Де Франческо (орган Hammond), Пол Болленбек (гитарист), Ронни Кьюбер (баритон-саксофон) (все - Steve Gadd and Friends); группа Spyro Gyra - трудно в один момент осознать, что эти имена называются в контексте киевского фестиваля, но это так.

Не единожды посещало чувство, что это происходит в совершенно оторванном от земли джаз-пространстве, - когда звучали ни с чем не сравнимые гитарные аккорды Майка Стерна и Пола Болленбека, и медитативные барабанные дроби Дэйва Вейкла, неподражаемый шуршащий Стив Гэдд, взрывная и в то же время грустная труба Рэнди Брекера, потусторонний звук клавишных Джои Де Франческо, латиноамериканские выходки саксофона Рони Кьюбера, шоу в стиле джаз от группы Spyro Gyra, не дающие покоя размышления о Севастополе квинтета "Дудко" и балансирующие на грани джаза Bester Quartet.
Bester Quartet
Так и просится выражение Фрэнка Заппы "Рассуждать о музыке - все равно что танцевать об архитектуре". Потому что сложно описывать состояние после первого концертного дня, когда поляки наполнили вечер авангардно-джазовым звучанием, а звездная команда Майка Стерна сотворила маленькое чудо в зале Октябрьского: во второй части выступления бэнд не отпускал, а все прибавлял и прибавлял в энергии, которая достигла критической массы, и под конец выступления публика уже не могла просто сидеть покачиваясь.

Музыкальные фразы Майка Стерна, Дэйва Вейкла, Рэнди Брекера и Криса Мин Доки в унисон с аплодисментами накалили зал настолько, что эйфория после окончания концерта еще долго не проходила. И люди по инерции происходящего бежали и, пробираясь через толпу, покупали единицы еще оставшихся дисков Майка Стерна (которые раскупают тут же, не спрашивая про цену).

Майк Стерн 
Коробка сразу не открывается, и, наконец, сорвав наклейку, чудом протягивается рука для автографа. Некоторые еще долго простояли под входом в гримерку в ожидании Дэйва Вейкла, но он так и не вышел, правда, одному счастливчику таки поставил автограф на палочках.
Дэйв Вейкл
Честно признаться, давно не получал такого удовольствия от музыки и атмосферы, царившей вокруг. Хотелось длить и длить это ощущение присутствия. Думаю, что те, кто был на этом концерте, со мной согласятся.    
Святослав Вакарчук, "Вночі" 
Второй день можно назвать бенефисом Святослава Вакарчука - цветы, реверансы, всеохватывающая любовь. Кто взял билеты с расчетом на то, чтобы послушать проект "Вночі", был слегка озадачен бибоповскими мотивами, выступившего в первой части квинтета "Дудко". Несмотря на это, поддержка джазменов была достаточно хорошей, да и Вакарчук дал красивое шоу.
Рэнди Брекер
В третий день - дежавю. Потрескивающие традиционные джазовые откровения, которые исходили от каждого из друзей Стива Гэдда, вновь накрыли волной джазовых эмоций. Даже непродолжительная перепалка Де Франческо на трубе с саксофоном Ронни Кьюбера снова отнимает ощущение места, что все происходит в Киеве.
Джои Де Франческо
Или импровизации того же Де Франческо на органе с Полом Болленбеком и Стивом Гэддом, который потом дал пару своих фирменных соло. После начала латиноамериканской темы зал больше не смолкает, аплодисменты на разный лад не прекращаются.
Стив Гэдд
Гости, похоже, и сами были слегка удивлены. Хотя Алексей Коган не перестает говорить о том, что у нас замечательная публика на таких концертах, чему ж удивляться (обращаясь, скорее, к себе), слава Богу.

Завершением стало выступление группы "Спайро Джайра", которые сняли весь груз свалившейся на наши головы джазовой глыбы Стива Гэдда. Отличное джазовое и околоджазовое шоу с кульминацией в виде соло Бонни Би: помимо импровизации на барабанах, развлек публику скэтом, который дал отличный драйв.

Бонни Би, барабанщик Спайро Джайра

Разумеется, самых теплых слов заслуживают хорошо знакомые нам украинские джазовые исполнители Денис Дудко (контрабас), Денис Аду (труба), Богдан Гуменюк (саксофон), Алексей Саранчин (пианист), Алик Фантаев (барабаны), которые выступили в таком составе впервые.

Один из основателей "Спайро Джайра", саксофонист Джей Бекенстин, отметил отличный уровень украинского джаза, по крайней мере, того, что он слышал, и - наверняка зная, насколько это важно, - советовал на таких фестивалях давать больше игрового времени именно украинским командам. Так они станут более узнаваемы и получат опыт выступления на большой сцене, что немаловажно.

Казалось, что Джей Бекенстин очень об этом переживал.

Крис Мин Доки 

В свою очередь, на встрече после мастер-класса Пола Болленбека, в завершение о современных веяниях и формировании вкуса в музыке, Владимир Фейертаг заговорил о необходимости места, где джаз будут давать всегда.

И, нужно сказать, наступил на больной мозоль - украинские любители джаза давно ждут подобного пространства, если вспомнить о той же Джазовой филармонии в Санкт-Петербурге. На этой же встрече Алексей Коган, пользуясь случаем, пригласил известного джазового критика приехать в следующем году в Киев уже в качестве лектора.

Особняком стоят мастер-классы Майка Стерна и Пола Болленбека: кроме рассказов о том, что же сейчас преобладает в музыке и что все в игре идет от сердца (кто бы сомневался, но вот только перебирать струны так, как эти двое, могут единицы), немаленькое число гитаристов, пришедших на мастер-классы, скорее, с любопытством вслушивались в игру мастеров.

Пол Болленбек и Ронни Кьюбер 

Возможно, вдохновившись их игрой вживую, кто-то захочет сделать что-то не менее интересное. В подтверждение действенности такого общения была история, рассказанная Владимиром Фейертагом о Колтрейне, который докучал вопросами Телониусу Монку.

И это на самом деле очень важная обратная связь для начинающих. Живой пример великих вдохновляет на творческие поступки и дает такую нужную уверенность на этом пути.

В Украине растет потребность вот в такой обратной связи. Хочется думать, что теперь и мы подключены не просто к концертной программе звезд, но и к современным тенденциям в джазовом мире. И знаете, начинаешь верить, что приезд, например, Уинтона Марсалиса и друзей в следующем году, вполне реален, и это только вопрос времени.

Фото Игоря Снисаренко и Лидии Новохатько

 

Автор - Алексей Карпович



powered by lun.ua