Сион в Скалистых Горах

В советском сериале про Шерлока Холмса Николай Караченцев сыграл американского убийцу-мстителя с криминальной биографией, получившей своё начало после конфликта с тёмной и жестокой мормонской сектой.

Признательный монолог героя Караченцева да информация из газет о приближающейся зимней олимпиаде в Солт-Лейк-Сити и составили мой багаж знаний о штате и культуре, в которых мне предстояло жить. Что и говорить, путешествовала я налегке...

Мормонизм - религия молодая и многие до сих пор считают её культом. Как и свойственно молодёжи, мормонская религия очень чувствительна к проявлениям скептицизма в отношении своих постулатов и сравнение, например, c Сайентологией воспринимается мормонами как оскорбительная шутка.

Мормоны с развитым чувством юмора хоть и признают, что присутствие элементов научной фантастики в обоих верованиях могут сбить с толку слишком любознательные и начитанные души, но всё же морщатся и отказываются от дальнейших дискуссий.

Мормонам очень небезразлично, что о них думают. Фундаментальная церковь, отколовшаяся в независимую ветку после того, как мормоны отказались от многожёнства и в награду получили свой штат, до сих пор отравляет репутацию официальной церкви.

Закрытые поселения фундаменталистов разбросаны по всей стране и за высокими заборами они следуют ортодоксальным традициям своих предков.

Фундаменталисты самодостаточны. Они не просят ни копейки социальной помощи и полностью себя обеспечивают. Они богаты (им ведь надо содержать в достатке множество жён и детей) и не всегда их женщины заняты исключительно огородом и деторождением.

В больших городах появляются фундаменталистские семьи с жёнами, которые преуспевают в профессии, будь то свой бизнес или работа на крупную корпорацию. Официальной женой может быть одна, все остальные берутся только по церковным обрядам; если их жёны совершеннолетние, то закон не нарушается.

Если же они женятся на девочках, не достигших совершеннолетия (у фундаменталистов браки мужчин в возрасте с девочками-подростками - одна из сильнейших традиций), то тут может вмешаться полиция: по американским законам секс с ребёнком квалифицируется как изнасилование. Из-за закрытости ортодоксальных мормонов и их ограниченных контактов с внешним миром, расследовать подобные случи очень сложно.

Не заметить ортодоксальных мормонов невозможно. Их женщины и девочки одеты в длинные старомодные ситцевые платья с рукавами-фонариками, волосы заплетены в идентичные "колоски", а на ногах босоножки, похожие на те, что моя бабушка носила после войны.

Мормоны имеют репутацию одарённых бизнесменов. Церковь очень богата, прагматична и фантастически успешна в бизнесе. Западным странам, погибающим от груза безответственных социальных обязательств и стонущих от похмелья после пира бесплатных образований и здравоохранений, которые они не в состоянии оплачивать, есть чему поучиться у мормонов.

Программа социальной помощи, организованная мормонской церковью, не берёт ни копейки ни от штата, ни от федеральных властей. Она очень проста, не обременена бюрократией и полностью оплачивается волонтёрами, частными пожертвованиями и самой церковью.

Получатели социальной помощи от церкви должны работать: их могут задействовать в транспортировке инвалидов, в офисах социальной службы и других нуждах церкви. С недавнего времени социальная помощь стала распространяться на беженцев из тоталитарных стран и принимать религию им не обязательно.

У мормонов очень силён культ семьи. Мормонизм - одна из самых быстрорастущих мировых религий благодаря традиционно многодетным семьям и исключительно развитому институту усыновления.

Я помню, как несколько лет назад гуляла со своим сынишкой на детской площадке на территории школьного стадиона. В тот вечер там была бейсбольная игра, и на площадке резвились толпы детей: болеть за школьников приходят всей семьёй.

Я сидела на краю песочницы и пыталась отговорить своего отпрыска от дегустации её содержимого, когда ко мне подбежал мальчишка (по виду лет 12) и схватив меня за руку затараторил, что у него в семье теперь семеро детей, потому что у них появились две новые сестрички Даша и Аня.

Захлёбываясь в словах, он сказал, что их удочерили из Харьковского детдома, что это в Украине и что их только два дня как привезли. От неожиданности я решила, что где-то уже встречала этого мальчика или его родителей, он меня узнал и делится своими счастливыми новостями, а я такая-сякая ни лица, ни имени вспомнить не могу.

Я сильно смутилась и стала рыться в закромах памяти, но он вдруг отскочил от меня и, подпрыгивая на одной ноге, начал рассказывать историю своих сестёр моей соседке с грудничком на руках.

Тут я поняла, что мальчишку просто распирало от восторга и он делился своими новостями со всеми вокруг. Пока я разговаривала с его мамой, наблюдала младших детей: они не отходили от Даши и Ани ни на шаг, тискали их, снимали с горки, отряхивали колени от песка.

Мой новый знакомец оказался старшим в семье, и когда я увидела, как в машине он заботливо поправлял ремни безопасности на детских сиденьях родных и приёмных младших детей, я начала всхлипывать.

Усыновление в Штатах безумно дорого. В зависимости от страны, откуда берут ребёнка, тарифы на усыновление колеблются от стоимоcти новой Тойоты до квартиры в хорошем районе Солт-Лейк-Сити.

Усыновление из стран восточной Европы усложнено коррупцией, поэтому к официальному тарифу прибавляются расходы на взятки чиновникам. Мормоны остаются лидерами по усыновлению.

У мормонов, как впрочем и у других крупных и мелких религий, включая атеизм, часто наблюдаются проблемы с толерантностью. Моя парикмахер, эмигрантка из Англии, рассказывала, что ещё тридцать лет назад она теряла клиентов, как только они узнавали, что она не мормонка.

Сейчас Юта далеко не так однородна. Задолго до мирового кризиса правительство штата приняло ряд законов, облегчающих налоговое бремя для бизнеса и в Юту потекла рабочая сила (безработица в штате и сейчас остаётся на уровне ниже докризисной Европы).

Переезд бизнеса из таких придушенных налогами штатов, как Калифорния, Нью-Джерси или Нью-Йорк можно было сравнить с потоком пионеров в 19-м веке после открытия американского запада.

Мормонам приходилось адаптироваться к новоприбывшим с их любовью к барам и кофейням (мормоны не пьют алкоголь и кофе). Сейчас даунтаун Солт-Лейк-Сити так же космополитичен и разношёрстен, как и множество других крупных американских городов.

Современные мормоны остаются достаточно старомодными в отношениях полов. О сексе с детьми говорить не принято и Юта занимает одно из ведущих мест по беременности среди подростков.

Хорошая мормонская жена сидит дома и рожает детей и Юта занимает одно из ведущих мест в статистике женщин, принимающих антидепрессанты.

Современные мормоны очень амбициозны и Юта традиционно одна из лидеров по школьным выпускным тестам и количеству населения с высшим образованием.

Мормоны из других штатов гораздо более терпимы и называют Солт-Лейк-Сити мормонской Меккой. Те, кто переезжают жить в Юту, жалуются на клановость и высокомерие ютовских мормонов.

Мормоны всё ещё боятся непонимания и критики и поэтому мало путешествуют, за исключением двухгодичных религиозных миссий. Молодые мормоны, если есть желание и финансирование, направляются вербовать новых членов своей церкви по всему свету и в Юте по статистике на душу населения приходится больше людей, знающих иностранные языки, чем где-либо по стране...

Сказать, что Юта выделяется среди всех остальных штатов нельзя. Америка настолько разнообразна, что можно скорее утверждать, что каждый штат выделяется на фоне остальных, с ними не соревнуясь.

Может, именно поэтому эта страна так привлекательна для иммигрантов: каждый может найти себе комфортное место по климату, ландшафту и ментальности. Юта остаётся одним из красивейших и культурно наименее исследованных мест на континенте.

Анна Величко

Реклама:

Головне сьогодні