Тест

Система высшего образования Украины, или Апокалипсис сегодня 2

Одна из первых моих статей в "Украинской правде", была посвящена ближайшему будущему Украины и называлась "Апокалипсис сегодня".

Название предложила редакция, однако не могу не признать, что оно соответствовало содержанию статьи в значительно большей степени, чем первоначальное, то есть мое, авторское.

К сожалению, при всем моем желании, ничего из того, что сказал тогда, изменить не могу. Разве что добавить, что за прошедшее с момента публикации время я лишь укрепился в своем видении.

Все тенденции, мной тогда лишь намеченные, сегодня приобрели ярко выраженные очертания, укрепились, фундаментализировались, если угодно.

Поэтому сегодня могу детализировать некоторые зафиксированные тогда моменты. В частности, касающиеся системы высшего образования (благо работаю в ней не первый год).

Буду говорить простые вещи, простые, однако почему-то нечасто сегодня звучащие и, судя по всему, мало кем понимаемые, даже в академической среде.

Какова основная причина, по которой наша система образования находится в том состоянии, в котором она находится?

Она такова: образованные люди в нашей стране сегодня просто не нужны, то есть, на них нет спроса.

Почему же на них нет спроса? Да просто потому, что наша страна практически ничего не производит, потому, что в космос мы не летаем, корабли не строим, компьютеры не выпускаем и так далее и тому подобное.

Для тех остатков производства (в том числе высокотехнологического), которые у нас еще имеются, вполне хватает старых, еще советских кадров, очень небольшого процента выпускников (обязанных своим более-менее пристойным образованием не столько нашим университетам, сколько своим врожденным способностям) и малоквалифицированных работников.

История, кстати, дает немало примеров корреляции между промышленным ростом и уровнем образования населения. Какая нация была самой грамотной в 19 веке? Американцы (как это ни забавно прозвучит, особенно после монологов Задорного).

Потому что именно Соединенный Штаты в 19 веке переживали самый бурный экономический рост. Кто был самой читающей публикой во второй половине 20 века? Ответ всем известен. Причина - та же самая.

Качественное образование - вещь не из дешевых. Тратиться на него без надобности - непозволительная роскошь. А тратиться на образование, когда некуда девать образованных людей - это как раз тратиться без надобности.

Вывод, вроде бы логично вытекающий из предыдущих тезисов таков: давайте просто прикроем большую часть университетов. Идея хороша, нет слов.

Однако куда же тогда девать сотни тысяч молодых людей, которые ежегодно выпускаются из школ, что делать с их родителями, которые хотят, ждут и требуют, чтобы их чада получили пусть и плохонькое, но все-таки высшее образование?

Что необходимо, чтобы ситуация в корне изменилась, то есть, чтобы высшее образование, находящее сегодня в состоянии не то что умирания, а уже трупного разложения все-таки "воскресло".

Как очевидно следует из изложенного - воскрешение высокотехнологических отраслей или их создание. Возможно ли это?

Давайте будем реалистами: сегодня на это нет ни политической воли, ни интеллектуального потенциала, ни финансов.

Ведь где, к примеру, взять эти последние (по списку, но не по значению)? Своих не хватит - это понятно. Попросить за границей? Так ведь и там вряд ли столько найдется. Да и смысл "загранице" восстанавливать нашу промышленность? Чтобы она конкурировала с их производством?

Да, были в истории примеры, когда одно государство (США) выдало денег на восстановление промышленности других (стран Западной Европы, Японии). Однако же тогда были особые обстоятельства.

Да и мир был не настолько глобализирован, капитал не столь подвижен, национальные государства не столь ослаблены...

Кто-то может сказать: давайте сейчас вложим в образование, а там уже это потянет за собой все остальное. Хорошо, давайте рассмотрим такой вариант. Вложили мы все (ну или почти все - а именно таков, я думаю, порядок цифр) наши деньги в систему образования.

Через несколько лет выпустили более-менее подготовленных специалистов (говорю "более-менее", потому что то, что было потеряно за 20 лет, за пару лет не восстановишь).

Что с ними произойдет? А вот что: соберутся все эти молодые специалисты, да и двинут за границу. В Европу, США, Китай. И правильно: зачем здесь мыкаться, когда там уже все готовое.

Примут ли их там? Конечно, примут, отчего ж не принять. Светлые головы везде нужны. Выученные, к тому же, за чужой счет...

Получается, что для того, чтобы они таки остались, надо или закрыть границы, либо опять же, срочно возрождать/создавать промышленность - чтобы было, где этим светлым головам головы свои применить.

Первого делать нельзя, потому что будет у нас тогда в скорости революция почище оранжевой, второе - смотри выше.

Короче говоря, какой вариант не рассмотри, ничего хорошего нашей системе образования не светит.

Что в этой связи следует ожидать, например, ее работникам?

Только не повышения зарплат. Точнее, повышения зарплат, конечно, будут, но хватать их будет в лучшем случае только на то, чтобы скомпенсировать инфляцию.

И дело здесь не только в злодейской природе "правящей олигархии" (хотя и в ней, конечно, тоже). А в том, что для существенного улучшения ситуации просто нет объективных предпосылок. Ибо нет смысла платить людям за выполнение ненужной работы.

Что будет с украинской наукой, неразрывно связанной с системой высшего образования? Ответ очевиден: ее просто не будет. Да что там, ее уже нет. Ибо наука живет и процветает там, где есть сфера ее приложения, где есть промышленность, которая потребляет ее плоды.

Это справедливо для прикладной науки. Для фундаментальной это справедливо вдвойне, ибо за фундаментальную науку, как известно, всегда платит государство, причем, как правило, богатое государство.

Государство же у нас сегодня, как тоже всем известно, контролирует настолько узкий сегмент экономики и, соответственно, располагает настолько мизерными (естественно, для указанных целей) средствами, что ожидать, что оно станет финансировать действительно фундаментальную науку, попросту наивно.

Сегодня наша наука и система образования живет (доживает) на старом советском заделе. Держится на старых советской закалки кадрах. Однако они уже на исходе. Просто в силу естественной убыли.

Арьергардные бои, ведущиеся сегодня, например, по поводу нового закона об образовании, или фигуры Табачника - ничего, по сути, решить не могут. Все это - не более чем шоу, как, впрочем, и вся украинская политика.

Потому что на реальную политику у нас сегодня банально нет денег. Потому что сегодня такие деньги есть только у тех, кто их печатает. Или выкачивает из половины мира. Ну, или добывает из земли...

В силу всех этих причин мы и имеем сегодня огромное число людей, у которых высшее или еще какое-нибудь образование вроде бы есть, только знать они ничего не знают, уметь ничего не умеют.

И никакими "реформами" тут не поможешь. Никаким "Болонским процессом" ситуацию не исправишь.

Будет спрос на образованных людей - будет и предложение. Не будет спроса - будем иметь то, что имеем.

То есть образовательную систему, паразитирующую, по сути, на госбюджете, главной полезной (полезной ли?) функцией которой является присмотр за лицами, не достигшими 21-22 летнего возраста.