Салон независимых

42
26 серпня 2011

На днях в Киеве открылись сразу две большие художественные выставки, приуроченные к 20-летию обретения Украиной независимости - "НезалежнІndependent" в Мистецьком Арсенале и "20 лет присутствия" в выставочном зале Института проблем современного искусства.

Если создатели последней признают, что проект изначально планировался юбилейным, то кураторы первой просят не видеть в ней никакой приуроченности к дате и отчетности за истекший 20-летний период.

Тем не менее, название, масштабность экспозиции и присутствие в ней всех знаковых для современного украинского искусства фигур говорит о том, что выставка в Арсенале все-таки юбилейная и, не побоимся этого слова, итоговая. Каковы же итоги двух независимых артистических декад в интерпретации команды Арсенала?

Первый вывод, который напрашивается после посещения выставки - что натворили за эти 20 лет в современном искусстве, как впрочем, и во всей стране, немало. "Арсенал" - сложное выставочное пространство, главный вызов которого заключается в том, что все эти огромные залы надо чем-то заполнить. "Незалежні" продемонстрировали, что, говоря современным языком, с "генерацией контента" у украинского искусства все пока в порядке.

Совершенно очевидно, что витавшие в воздухе лет 10 назад опасения, что после поколения "новой волны", вышедшего на сцену в конце 80-х - начале 90-х, ничего хорошего с украинским искусством уже не произойдет, оказались напрасными.

Искусство живет, поколение сменяет поколение, появляются новые молодые художники. Сейчас, глядя на представленные в Арсенале картины классиков "новой волны" сложно поверить, что когда-то они тоже были ищущими юными претендентами на звание "поколения", и их поиски далеко не всегда встречались овациями и набегами коллекционеров в мастерские на улице Парижской Коммуны.

Теперь картины Голосия, Гнилицкого, Ройтбурда, Соломко конца 80-начала 90-х уже не нуждаются в сопроводительных текстах или аукционных оценках, чтобы их художественная и историческая ценность стала очевидной. Это, однозначно, работы музейного уровня, заслуживающие соответствующего статуса и обращения.

В этом смысле ненормальной выглядит ситуация, что большая часть классических картин украинского трансавангарда попала в экспозицию из частных коллекций. Кроме того, именно в просторных и светлых залах Арсенала сильнее всего бросается в глаза, в каком плохом состоянии находятся многие полотна, в том числе те, которые предоставлены коллекционерами.

Зал, посвященный украинскому нефигуративному искусству в "Мистецькому Арсеналі". Фото предоставлено Алисой Ложкиной. Здесь и далле - работы из "НезалежнІndependent"
Процесс закономерный - годы идут, холсты состариваются, приобретая вместе с тем тот уникальный "антикварный" шик, который только придает им ценности и важности. Но смотреть, как трещины бегут по полотнам и куски плохо натянутого холста свисают по сторонам подрамника, мягко говоря, неприятно, а профессионалам и вовсе больно.

Коллекционеров, безусловно, нельзя обязать придерживаться каких-то единых высоких стандартов хранения купленных ими полотен - это их имущество и они распоряжаются им, как хотят. Поэтому вопрос в другом: как случилось так, что за прошедшие 20 лет независимости, наше государство так и не доросло до мысли, что забота о сохранении художественного наследия страны - его и именно его прямая обязанность?

Что это затратная и кропотливая работа, но ее за государство не сделает никто - ни самые богатые олигархи, ни западные фонды, ни частные коллекционеры. Что время уже практически упущено, и на следующую круглую дату Независимости картин для новой юбилейной экспозиции можно будет уже не наскрести.

Работы Юрия Соломко  
Подобное наплевательское отношение со стороны государства было непростительным, но хотя бы логичным лет 10 назад, когда современное искусство было подавляющему большинству наших власть предержащих в лучшем случае до лампочки. Но теперь, когда чиновники и политики табунами ходят на вернисажи, а их жены сами берут в руки кисти, хочется все-таки получить ответы на некоторые наболевшие вопросы.

Например, когда же, наконец, состоится переселение части фондов Национального художественного музея Украины в зал на улице Институтской, 3, которое могло бы решить проблему создания и размещения коллекции актуального искусства - а ведь этот долгострой будет даже постарше страны, день рождения которой мы недавно отпраздновали.

Словом, несмотря на всю свою многословность, повторяемость  и очевидно "недружелюбный интерфейс" по отношению к простому зрителю, которому больше пригодилось бы ясное и выстроенное в хронологическом порядке изложение истории нового украинского искусства, выставка "Незалежні" тем не менее несет один важный смысловой посыл.

Она беспощадно демонстрирует распыление нашего художественного наследия и просто вопиет о том, что Украине нужен наконец-то полноценный музей современного искусства - не частное олигархическое собрание, не случайные покупки Национального музея, а продуманная и хорошо финансируемая государственная программа по сохранению и музеефикации того, что еще можно сохранить и музеефицировать.

Работы Александра Ройтбурда и Олега Голосия  
Если "Незалежних" можно сравнить с не слишком складной, но масштабной  ораторией, то выставка "20 лет присутствия" больше всего похожа на сборник типа "20 лучших романтических баллад".

Кураторы поступили просто и незатейливо: взяли 20 художников, которые, по их мнению, лучше всех потрудились за последние 20 лет, от каждого художника выставили по большой красивой картине и вуаля - проект готов.

Получился своеобразный кураторский фаст-фуд, не слишком полезный для ума и сердца, зато броский и не утомляющий ни организаторов, ни зрителей.

Так что тем, кто располагает временем, силами и желанием увидеть украинское искусство в разных жанровых, концептуальных и временных ипостасях, следует идти в Арсенал. Тем же, кто хочет пройти "интенсив-курс" ознакомления с двадцатилетней историей нового искусства нового государства, стоит заглянуть в Институт проблем современного искусства, только будьте готовы к тому, что ни о каких проблемах современного искусства вам там узнать не удастся.

Илья Чичкан. D&Z. Здесь и далее - работы из выставки "20 лет присутствия" в выставочном зале Института проблем современного искусства
 Aida Олега Тистола
"Китч+Eклектикa=Симптомы дeкaдaнсa" Антона Соломухи
"Левитация" Виктора Сыдоренко 

powered by lun.ua