"Незалежні" в Мыстецьком Арсенале: песни невинности, они же опыта

66
23 серпня 2011
Анатолий Ганкевич
Куратор выставки Александр Соловьев
Сокуратор выставки Дарина Жолдак на фоне работы Ильи Чичкана из серии "Игры разума"
Юрий Пикуль "Сидящая фигура №1"
Виктор Марущенко. Из серии "Донбас-країна мрій"
Анатолий Белов из серии "(По)Чому мораль?"
Павел Керестей "Картина с конем"
Никита Кадан "Флаг"
Александр Гнилицкий "Штирлиц с обезьянкой"
Александр Гнилицкий "Робин Айленд"
Сергей Зарва "Глянцевый упыризм"
Владимир Костырко "We are Firm"
Роман Жук. Из серии "Дети вампиров"
Инсталляция Марии Куликовской "Баунти"
Работы Винни Реунова из серии "Обложки"
Василий Цаголов. Из серии "Служебный роман"
Илья Чичкан "Чарли"
Общий план зала
Александр Ройтбурд "Арест пропагандиста"
Василий Цаголов. Из серии "Мания преследования"

Любой большой арт-проект, ставящий перед собой задачу презентации творчества сразу нескольких поколений художников, неизбежно вызывает самые противоречивые чувства как у самих участников мероприятия, так и у гостей выставки.

Новый блокбастер "Незалежні/Independent", открывшийся вчера в Мыстецьком Арсенале, благодаря своему размаху обречен стать самым обсуждаемым событием начала нового выставочного сезона.

Проект группы "Нанопионеры" - фотографии детей из детдома, которых члены группы символически приняли в "нанопионеры"  

Масштабный проект, в котором принимают участие более 100 отечественных художников, занял почти весь первый этаж Арсенала. Как инсайдеру (а журнал ART UKRAINE, главным редактором которого я являюсь, выступил соорганизатором проекта) мне сложно объективно оценивать вставку - свое дитя всегда кажется умнее и красивее всех окружающих. Так что, расскажу вам о проекте с точки зрения человека, косвенно причастного к его созданию.

Никита Кравцов "Банан и клубника" 

Основная цель, которую ставили перед собой организаторы проекта "Независимые" - представление среза современного украинского искусства, сформировавшегося после падения железного занавеса. На сегодняшний день это уже несколько поколений:

- течение модернистского толка, тяготеющее к абстракционизму: Тиберий Сильваши, Анатолий Криволап, Александр Животков и др.;

 Excel art Алексея Сая 

- постмодернистская линия - художники, активно заявившие о себе в конце 80-х-начале 90-х, находящиеся сегодня на пике рыночной популярности и галерейного интереса: Арсен Савадов, Александр Ройтбурд, Олег Тистол, Максим Мамсиков, Илья Чичкан, покойные Олег Голосий и Александр Гнилицкий.

 Зал, посвященный украинскому нефигуративному искусству

- поколение, сформировавшееся на волне "оранжевой революции" и отражающее свойственные эпохе интерес к политическому активизму и критическому искусству - группы РЭП, SOSka и другие художники, состоявшиеся во второй половине нулевых - Станислав Волязловский, Алексей Сай, Юрий Пикуль, Apl315 и пр.

 Работы Александра Дубовика 

- совсем молодые художники, вышедшие на авансцену современного искусства уже в новом десятилетии, так сказать, "надежда и опора" современного украинского искусства, - Добрыня Иванов, Никита Кравцов и др.

Работы Александра Ройтбурда и Олега Голосия 

Куратор проекта Александр Соловьев и сокуратор Дарина Жолдак подчеркивают, что выставку "Независимые" не стоит воспринимать как проект "к дате", вроде тех, что были распространены в СССР и посвящались очередному Дню Советской Милиции.

  Работы Кирилла Проценко

И все же зрителям сложно абстрагироваться от того факта, что выставка открывается в канун двадцатилетнего юбилея независимости нашей страны. Оговорюсь - если вы любите пейзажи с хатками или козаков с вусами - проект "Независимые" вряд ли придется вам по вкусу.

Традиционному для "юбилейных" выставок в госинституциях китчу тут не нашлось места. Вышиванок и национально-патриотических тем здесь не больше, чем в жизни реальной Украины последних двух десятилетий. Выставку нельзя назвать оптимистичной, как и все современное искусство в целом. Искрящиеся жизнеутверждающим пафосом произведения всегда более характерны для тоталитарных культур, а довольных жизнью доярок и комсомольцев было предостаточно в отечественном искусстве до "Независимых".

 Виктория Буйвид. Из серии "Как я провел лето"

Теперь на смену соцреалистическому задору пришли совсем другие темы и времена. Проект "Независимые" косвенно отражает те мутации и деформации, которые произошли в нашем обществе со времен распада СССР. А еще больше он сигнализирует о том, как необходим стране полноценный музей современного искусства - ведь даже для "Независимых" работы пришлось собирать в основном по частным коллекциям, а целый ряд знаковых произведений 90-х 2000-х сегодня и вовсе безвозвратно утерян.

Арсен Савадов "Ф.И.О. ленд" 

Проект "Независимые" программно лишен обстоятельного комментария - по мнению куратора Александра Соловьева, зритель способен самостоятельно восстановить канву событий в отечественном искусстве и выстроить свою собственную стратегию исследования выставки. Это довольно своеобразный подход, резко отличающийся от свойственного большинству современных кураторов желания выстроить свое собственное повествование из выбранных для выставки работ.

Работы Николая Маценко и Олега Тистола 

"Независимых" обязательно будут сравнивать с еще одой масштабной выставкой современного украинского искусства, которую в прошлом году организовала в российской Перми куратор Екатерина Деготь.

В отличие от экспортного проекта "Якщо", "Независимые" рассчитаны на местного зрителя, но главное отличие не в этом. Катя Деготь всегда предпочитает рассказывать свои собственные истории, она ангажированный куратор и именно ее специфически узкий и не всегда объективный взгляд интересен зрителю. Это как песни группы с четко очерченным репертуаром - ты никогда не ожидаешь услышать панк в исполнении джаз-бенда, но именно этой предсказуемостью плей-листа и четко очерченными музыкальными вкусами этот джаз бенд завоевывает своих фанов.

Работы Юрия Соломко 

В случае с проектами Соловьева всегда имеет место совершенно иной подход. Куратор как бы умаляется перед художниками, он отступает в тень, чтобы дать им высказать свои собственные мысли и чувства. В результате получается проект-зарисовка, черновик будущего музея, для создания которого, конечно же, понадобится куда больше времени, средств и воли государственных мужей и дам.

Остается надеяться, что мы дождемся времени, когда современное искусство будет адекватно описано и собрано в качественной музейной коллекции национального уровня. Ведь сегодня современный музей стал одним из необходимых атрибутов продвинутых стран и по количеству строящихся музеев можно судить не только о благосостоянии, но и о культурных амбициях государств. Украина, к сожалению, сегодня в этом плане существенно отстает.

Инсталляция группы "Контрабанда" "Гламурный суржик" 

Волею исторических судеб нам досталось уникальное пространство Арсенала, где найдется место не только экспозициям современного искусства, но и коллекциям исторического плана, временным выставкам и пр.

Могучие стены этого здания сегодня готовы принять искусство и очень хочется верить, что хотя бы на третьем десятке своего существования наша страна осознает важность такого инструмента как грамотная культурная политика.

 Владимир Сай. Из серии "Кожанная скульптура"

Метафорой нынешнего состояния дел в украинской культуре стала работа группы "РЭП", которую художники подарили в коллекцию "Мыстецького Арсенала". Это очередной памятник отечественной любви к "евроремонтам" - чтобы выглядело "по-багатому", но было при этом не дорого в исполнении и фальшиво по сути.

 "Бриллианты" Жанны Кадыровой

Дешевая розовая колонна с гипсовыми виньеточками скрывает оригинальную красивейшую кладку Арсенала - очень остроумная визуализация не только нашей бескультурной тяги "облагораживать старину", но и напоминание о том, что опасность такого "евроремонта" дамокловым мечом висит и над самим Арсеналом.

Виктор Марущенко. Из серии "Донбас-країна мрій" 
Произведения Зои Орловой 

powered by lun.ua