Свита делает королеву

6
21 лютого 2012

Концерт джазовой трубачки Саскии Лару 19 февраля в зале Киевской консерватории (Международный Джазовый Абонемент).

"Леди Майлс Дэвис" - такое почетное прозвище давно закрепилось за Саскией Лару, и живое впечатление от ее концерта подтверждает, что она продолжает оправдывать этот неофициальный титул.

С тем уточнением, что "девушка с трубой" из Нидерландов явно ориентируется на позднего Дэвиса времен его экспериментов с хип-хопом и другими новыми ритмами. Тот же мягкий тембр звучания трубы, часто засурдиненной, та же экономная, скупая манера импровизации, и даже склонность к ярким нарядам (в красном цвете) тоже заставляет вспомнить позднего Дэвиса.

Плюс любовь к электронным эффектам. (Саския, как правило, держит трубу одной рукой, а второй "играет" с техническими приспособлениями на поясе.) И не видно, чтобы музыкантка собиралась выходить за эти, видимо, сознательно очерченные для себя пределы. Словом, ипостась Майлса Дэвиса, только несколько "окисленная".

 

Что тоже хорошо, потому что Саския делает это хорошо. Она играет любой джаз: главным образом фанк и хип-хоп, понемногу мейнстрим, регги, латину. Принципиальная приверженность к танцевальным ритмам ("Я хочу, чтобы люди танцевали, когда я играю") не мешает ей также иногда предаваться опытам в области свободного джаза.

В середине концерта, разыграв некоторую нерешительность, трубачка решила порадовать публику свежей (сочиненной якобы накануне концерта) песней в свободно-импровизационном стиле, которая оказалась скорее эксцентрическим перформансом, чем "песней". Саския неоднократно останавливалась на полуноте со словами "не то, не то…", жестами как бы уговаривая публику потерпеть.

"Не то" было явно связано с капризами техники. Несколько интригующих, но прерванных музыкальных набросков, несколько технических сбоев, после чего трубачка, словно бы не найдя контакта со своими гаджетами, вырвала шнур и объявила, что ничто не сравнится с чистым звуком.

В чем и заключалась идея. Остроумно, хотя этому фри-джазовому эксперименту несколько недоставало как раз свободы и спонтанности. А затем все снова быстро вернулось на фанковые рельсы.

Саския Лару 

И еще одна черта, напоминающая о Дэвисе, - это готовность Саскии уступать сцену своим партнерам. Пожалуй, именно благодаря им произошло то, ради чего идешь на джаз: когда джаз, звучащий со сцены, превращается в джаз как состояние.

Львиной долей успеха концерт обязан второму солисту, реперу MC Fantom, родом из Ганы, но живущему в Нидерландах. Без него танцевальное кредо Лару осталось бы декларацией. Усилия вокалиста завести и голосом, и телом публику увенчались полным успехом, зал пританцовывал стоя между креслами, которые явно хотелось раздвинуть.

И если бы концерт продлился еще немного, то пришлось бы воспользоваться проходами или даже сценой.

 MC Fantom

Отлично отыграли и другие члены квинтета: барабанщик Виллем Смид и басист Аркадий Овруцкий, организатор МДА. Импровизации последнего стали без преувеличения украшением концерта.

Но, по-моему, главным открытием вечера оказался американский пианист и вокалист Уоррен Берд. Первые же аккорды, взятые на рояле, внушали желание услышать его сольный номер, а лучше концерт. Угловатая, приверженная к диссонансам, то скупая, а то роскошно виртуозная манера игры Берда напоминает сразу и Монка, и Ахмада Джамала, и Хенкока.

Кроме того, он оказался вокалистом с мощным голосом, который во всем диапазоне звучит одинаково сильно. Но, главное, в его игре и пении возникает та свобода и непредсказуемость, которая стягивает сознание в одну точку – между нотой звучащей и нотой нарождающейся, свобода, которая называется джазом.

Именно после сольного исполнения Бердом стандарта The Shadow of Your Smile, мне кажется, концерт и пошел на лад, достигнув какой-то точки энергетического насыщения, когда дальше все катится само собой. В конце Аркадий Овруцкий прямо на сцене предложил Берду приехать в Киев уже с сольным концертом. Многообещающее для киевских любителей джаза приглашение, которое, увы, пока остается неопределенным.

Уоррен Берд 

Зато определилась другая, не менее соблазнительная перспектива. 23-го марта в рамках МДА на уже знакомую ему сцену киевской консерватории выйдет американский джазовый вокалист Грегори Портер, на сей раз в ранге новоиспеченного обладателя "Грэмми" (!).

Вместе с джазовым фестивалем "Єдність" (16-17 марта) и концертом Аркадия Шилклопера и Вадима Неселовского (30 марта) это обещает по-настоящему весенний джазовый март.

Фото Александра Зубко

powered by lun.ua