Тот же самый и другой Грегори Портер

202
26 березня 2012

Концерт американского джазового певца Грегори Портера в Киевской консерватории 23.03.

Грегори Портер легко узнаваем. Все та же теплая улыбка, обрамленная неизменными шарфом и кепкой, - как и четыре года назад, когда певец вышел на сцену киевской консерватории с программой, посвященной памяти своего кумира знаменитого джазового певца Нэта Кинга Коула.

Впечатление уже тогда было сильное, хотя собственная экспрессия певца только выглядывала из-под музыки великого романтика. С тех пор Грегори Портер выпустил два успешных альбома (Water, 2010 и Be Good, 2012), оба были номинированы на премию Грэмми, и вторая попытка стала победной, так что новый визит в Украину состоялся на волне успеха и в ранге звезды сияющей в полную силу.

Тут и далее фото Александра Зубко 

Музыкальный партнер и менеджер проекта Международный джазовый абонемент басист Аркадий Овруцкий заметил, что Портер по сути обрел свое лицо. Нельзя не согласиться с тем уточнением, что речь идет об обретении своего голоса. Ибо неизменность внешнего облика певца делает тем более ощутимыми изменения в его музыке.

Именно так – в его музыке, поскольку певец теперь исполняет в основном музыку собственного сочинения. Из десяти прозвучавших на концерте песен (в основном с последнего альбома) – три стандарта и семь авторских.

Музыка Грегори Портера обретается где-то между госпелом и ритм-энд-блюзом, а диапазон певческих интонаций развертывается от лирической напевности, напоминающей о пристрастии к Нэту Кингу Коулу, до напряженного соула, однако всегда сохраняя разговорность.

 

Голос Портер то звучит интимно-доверительно, то поднимается до почти проповеднической страстности, но неизменно ощущение разговорной обращенности, беседы – разумеется, со слушателями в зале, но и с каким-то невидимым собеседником, что и отличает, по-видимому, музыку в полном смысле слова от того, что так называется по формальным обстоятельствам.

И еще один важный момент, который, пожалуй, ощутим только вживую, в концертном исполнении. Голос Портера – не только инструмент солиста, но и дирижера. Портер почти не импровизирует, охотно предоставляя это право своим партнерам, не злоупотребляет скэтом (которым блестяще владеет).

Но именно голосом (а иногда и всем телом) Портер ведет ансамбль, иногда расставляя какие-то тонкие акценты в видимой только ему партитуре, а иногда словно бы охватывая, вбирая в себе звучание всех остальных инструментов, словно бы накачивая партнеров своей энергетикой и заставляя играть в нужном ему ключе. И, как ни удивительно, эта заданность совсем не мешает ощущению джазовой свободы.

 

Но Портера нельзя назвать единственным героем вечера, поскольку его партнеры, в основном украинские музыканты, играли просто блестяще. Кроме Аркадия Овруцкого вместе с Грегори Портером на сцену вышли один из лучших украинских саксофонистов Дмитрий "Бобин" Александров, одесский пианист Алексей Петухов и российский барабанщик Давид Ткебучава.

Исполнительскому стилю Александрова свойственна особая, предельная (или иногда запредельная) экспрессивность, родственная пению соул, так что об их сочетании в этот вечер, что ни скажи, все будет мало. Девять импровизаций "Бобина" Александрова за вечер – уже само по себе роскошь.

 

Если остальные музыканты уже давно знают друг друга, то Алексей Петухов в этом составе играл впервые и играл замечательно. Также девять замечательных по глубине и разнообразию импровизаций – и, я бы сказал, ни одной невыразительной ноты за вечер.

Имя пианиста из Одессы, к сожалению, новое имя для киевских любителей джаза, хотя, как рассказал Алексей, у него множество проектов, участие в разных джазовых фестивалях. Впрочем, по его словам, 8 июня его снова можно будет услышать в Киеве уже с его собственным коллективом. Ждем.

 

Барабанщик Давид Ткебучава практически не солировал (не считая одного соло на двоих с Аркадием Овруцким), но публика по достоинству оценила его мастерство, напор и энергетику. Аркадий Овруцкий солировал в этот вечер словно бы сдержанно, но по-настоящему раскрепостился, лишь поменяв акустический бас на бас-гитару.

 

Учитывая, что музыканты впервые играли эту программу и впервые именно в этом составе (с участием Алексея Петухова), можно лишь позавидовать любителям джаза Симфорополя и Одессы, где в субботу и воскресенье должен был продолжиться концертный тур ансамбля.

P.S. Хотя, как уже упоминалось, пению Грегори Портера свойственна разговорность интонации, в общении с публикой он немногословен, несмотря на явное желание. И эта иногда явственная нехватка слов при стремлении передать свои чувства публике выглядела трогательно.

Тем искреннее прозвучали слова, которые Портер нашел для тех, кто пришел в консерваторию в этот вечер (в недословном переводе): Я бы хотел прожить до девяноста лет, чтобы приезжать сюда и выступать перед вами. Хороший повод пожелать всем нам такого же долголетия.

 

powered by lun.ua