Трансфер искусства в PinchukArtCentre

11
11 вересня 2012

Сегодня в Pinchuk Art Centre презентуют третью из пяти запланированных в рамках проекта "Трансфер" выставок молодых польских художников. На сей раз это будет невероятная акустическая инсталляция Конрада Смоленского "Конец радио". Так что, пользуясь этим символическим "экватором" как предлогом, хотелось бы поделиться своими впечатлениями от проекта.

"Трансфер" - это программа обмена выставками (а также лекциями и артист-токами) между киевским PinchukArtCentre и варшавским "Замком Уяздовским" с целью узнать и рассказать о новейших художественных свершениях в двух странах.

Летом уже состоялась его украинская часть в Польше, где свои проекты презентовали Николай Ридный, Жанна Кадырова, Лада Наконечная, Владимир Кузнецов и Никита Кадан. И уже более, чем на половину реализован план польских выставок у нас.

Главным, бросающимся в глаза, недостатком проекта кажется его быстротечность – пять выставок за пять недель. Учитывая, что современное искусство - практика сугубо индивидуальная, не укладывающаяся в рамки каких-либо направлений или течений – судить о творчестве любого современного художника стоит только в контексте его личной и творческой истории, а для того, чтобы ее прояснить требуется время.

7 дней выставки - слишком небольшой срок, чтобы объемно его представить. Хотя, в данном случае недостаточным для представления оказывается не только время, но и пространство, ведь все выставки проходят в тесноватом пространстве PAC UA на 4 этаже.

Но, с другой стороны, если посмотреть на этот проект в целом, рассматривая его как одну, растянутую во времени экспозицию, тогда сама динамика его посещений рождает в воображении зрителя особую перспективу, благодаря которой можно разглядеть некую общую направленность и даже цельность художественных поисков столь разных художников.

Становится очевидным, что украинская и польская художественные сцены имеют свои локальные художественные традиции, но есть множество общих идей, связанных с представлениями авторов о происходящих в общественном сознании процессах.

Некоторые из них воплощают эти идеи буквально и прямо, всякий раз упрощая форму и практически сводя ее на уровень абстракции, как это делает Моника Завадски в своем проекте "Человек на двух качелях".

 Человек на двух качелях Моники Завадски

А кто-то будет работать с эфемерными, еще не сформированными представлениями, рождающихся на наших глазах и тут же исчезающих, не позволяя себя зафиксировать, как в проектах у Конрада Смоленскиого или Михаила Будни. Именно из таких текучих и нестабильных смыслов и представлений состоит современная реальность, потому художники оказываются очень точны в передаче ощущения времени.

А вот с самой идеей времени, точнее того как оно мифологизируясь превращается в историю, работают Агнешка Польська и Николас Гроспьер, анализируя структуры и образы памяти.

Скакалка, Женщина заходит, садится на стул и берет другой стул себе на колени. Женщина заходит, садится на стул, другой стул заходит и садится ей на голову. Проэкт Моники Завадски

Все художники проекта "Transfer" – как украинские, так и польские – известны и признаны у себя на родине. Потому, вполне правомерно их считать репрезентантами актуального художественного процесса, суть которого можно свести к необходимости пересмотра веками существовавших в обществе конвенций, норм и негласных правил.

Исходя из того, что современные обстоятельства требуют от человека прежде всего гибкости мышления и терпимости к проявлениям Другого, искусство становится идеальным проводником этих трансформаций. Но этот процесс далеко не уникален, хотя и проявляет себя в разных частях мира различными способами.

"Трансфер": персональная выставка Агнешки Польськой 

В том, что касается предмета нашего разговора, можно сказать, что польские художники оказываются менее радикальны в суждениях, стремясь избегать однозначных оценок комментируя общественные процессы, но в то же время очень смело работают с формой и подачей своих произведений, развивая язык и образную структуру искусства.

Тогда как радикальность их украинских коллег часто исчерпывается радикальностью суждений. Что может быть вполне продуктивным для общественных преобразований, но вряд ли приведет к революции в изобразительной ткани искусства.

Фотографии предоставлены PinchukArtCentre © 2012. Фотограф: Сергей Ильин

powered by lun.ua