Кризис ответственности

В нашем обществе есть много принципиальных людей с правильными патриотическими убеждениями, но крайне мало людей, которые готовы реализовывать свои принципы не только вербально, а конкретными действиями – например, кропотливым написанием законов, предварительно глубоко изучив вопрос.

Сейчас надо принять много непопулярных решений. Все это понимают. Но никто из политиков не хочет взять ответственность, хотя бы за пересмотр системы льгот. Да у этих льгот масса получателей, много заинтересованных сторон, чьи интересы конфликтуют друг с другом.

Кто-то должен проделать титанические усилия для того, чтобы эти все интересы описать, выявить конфликты, найти решения, достичь точек компромисса, и в итоге создать рабочий документ. Потом его со всеми согласовать, и написать законопроект, за который, наконец, проголосуют. И только тогда эти здравые решения могут заработать не на словах, а на деле.

Но, к сожалению, большинство политиков свою роль в реформировании воспринимают только как акт провозглашения перемен. На этом, по их мнению, их обязательства заканчиваются.

Или звучат примерно так: "Давайте наймем какого-то умного человека, а я по-прежнему буду продолжать кричать".

Этот кризис ответственности. Нам крайне не хватает сейчас мотивированных, работоспособных людей, которые готовы не только генерировать решения, но подкреплять их действиями.

Вот уже несколько месяцев я наблюдаю за тем, как устроена система принятия решений в Министерстве обороны, и пониманию, что само устройство государства таково, что снимает персональную ответственность с чиновника.

Система, при которой под ключевыми решениями должны подписаться руководители ключевых департаментов, создавалась для того, чтобы уберечься от лоббирования личных интересов, но сейчас она превратилась в инструмент манипулирования.

Как это работает? Принято решение, напечатан документ, и вот он отправляется в путешествие по кабинетам. И этот процесс настолько длителен, что пока документ путешествует из кабинета в кабинет, все забывают о результате, который должен в итоге получиться от принятия этого решения.

[L]В 99% случаев отсутствует ответственный человек, который пройдет весь процесс подписания, а потом еще и доведет дело до конца.

Такие процедуры согласования формируют определенную корпоративную культуру. Когда человек вроде бы что-то подписал и вроде бы вопрос куда-то движется. Но куда конкретно, он не знает. При этом большинство чиновников считают, что свою работу они идеально выполнили.

У меня нет конкретного рецепта, как это починить.

Но я точно знаю, что по важным стратегическим вопросам, например, таким как реформы, должны быть ответственные люди, которые должны нести персональную ответственность, они должны понимать, каким должен быть результат, контролировать процесс и знать актуальный статус задачи.

И если процессу что-то мешает, эти люди должны понимать, на каком этапе задержка, когда надо подключать "вышестоящий ресурс", чтобы достичь результата в намеченные сроки.

Большинство чиновников, имея массу входящей информации (от населения, руководства и тд), живут в мире абсолютных иллюзий. Это в первую очередь связано с тем, что нет электронных систем, где должностное лицо может посмотреть актуальный статус того или иного запроса.

Вопрос перегруженности чиновников информационными потоками можно решить просто – отменить половину процедур и четко описать зону персональной ответственности.

Сейчас же кажется, что огромное количество разрешительных процедур необходимо только для того, чтобы "размыть" ответственность.

Средний "по важности" документ в министерстве обороны, например, визируется в семи разных ведомствах, причем ни одно из них не несет ответственности за результат.

Кризис ответственности с одной стороны запрограммирован самой системой. Но мы не можем позволить себе сейчас безответственность. Мы расплачиваемся жизнями людей. Это очень дорого.

Кризис ответственности, если смотреть глубже, - общественная болезнь.

Если бы мы были ответственными гражданами, мы бы требовали ответственности от чиновников, которые занимаются обустройством общественного пространства. Мы бы, избирая мэра, требовали от него исполнений предвыборных обещаний, мы бы контролировали местные бюджеты.

На 43 миллионов граждан страны у нас наберется максимум сотня активистов, включая журналистов, которые готовы ковыряться в бумагах, вылавливать коррупционные схемы, и пытаться с этим бороться.

Почему так? Представьте, вот приходит человек в ЖЭК с просьбой разъяснить, почему он так дорого платит за газ, а ему говорят: "Ну, вы напишите обращение, а мы вам ответим".

А) Проситель не знает, как его написать; б) ему лень; с) он уже заранее не верит в результат. И в этот момент он может либо уйти, либо дать небольшую взятку за то, что другие люди напишут ему заявление на перерасчет.

Потому что он не хочет вникать в детали. Многие из нас живут по "поверхностному принципу" - не погружаясь глубоко в суть проблем, даже своих личных, не говоря о государственных.

На мой взгляд, в этом и есть корни безответственности – когда вы делегируете другим людям принятие ключевых решений за вас.

Можно сказать, что это часть социальной культуры, которую навязывали нам годами. Но сейчас мы не можем себе этого позволить.

Наша ответственность как общества в том, чтобы осознать наши слабые стороны и принять наконец тот факт, что в том, что сейчас происходит в нашей стране – есть большая доля нашей ответственности.

Понаблюдайте, и вы увидите кризис ответственности во всем: в отношении к своему здоровью, к своему будущему, к будущему своих детей.

И это мало зависит от экономической ситуации. Более того экономическая ситуация логическое следствие такого поведения.

В Норвегии на некоторых фьордах есть рыбные магазины, работающие без продавцов. Покупатель сам взвешивает рыбу и расплачивается – либо оставляет деньги, либо проводит банковскую карту.

У нас представить такой уровень ответственности не то, что сложно, пока смешно.

И вот это горько. Раз мы даже не можем представить себе, когда такой уровень доверия и ответственности, может появиться в Украине.

Поменять это сегодня мы просто обязаны.

И еще: любой ответственный человек в нашем обществе априори будет успешен, потому что он будет досконально разбираться в своих профессиональных задачах и будет отвечать за свои слова и поступки. Этому пока еще можно научить наших детей.

Реклама:

Головне сьогодні