Марш Равенства. Стоит ли гордиться?

Я хочу рассказать о том, почему стала возможна та бойня, которая произошла в субботу 6 июня в Киеве после Марша Равенства.

Место проведения марша было крайне невыгодное - короткий фрагмент Оболонской набережной за зданием Института гидробиологии. Это узкая площадка, с одной стороны ступеньки, с другой - узкий проход, с третьей стороны горка, с которой толпу удобно забрасывать чем угодно, с четвертой стороны Днепр - если тебя окружат и чем-то забросают сверху, ретироваться можно только вплавь.

Пятнадцать минут пешком от метро, точный адрес нужно еще поискать, даже если ты хорошо знаешь Киев - в результате на некоторых людей напали именно в то время, когда они искали место сбора.

Изначально предполагалось, что участникам сообщают место сбора, а там их будут ждать автобусы, которые их отвезут на место марша и потом заберут с него. Это стандартная практика для прайдов в других странах, это же было обещано организаторами киевского марша. Делается это для того, чтобы убрать участников из зоны риска после акции.

Автобусов не было, и о том, что их не будет, участники узнали лишь на месте, то есть не смогли просчитать свои риски участия. Очень удобная для нападения "двухсотметровка" на окраине города и оказалась в итоге местом проведения марша.

ВІДЕО ДНЯ

Инструкция по безопасности для участников марша выглядела довольно нелепо. От слезоточивого газа якобы должна была защитить максимально закрытая одежда. В отдельный ступор меня повергла фраза "Не забудьте одеть нижнее бельё (и это не шутка!)" (орфография сохранена). Предоставлять помощь другим участникам в случае ее необходимости предлагалось, не покидая свое место в колонне. Чем небезопасны демонстративные поцелуи во время акции? Запрет на тяжелую обувь я проигнорировала прямо - убегать она не мешает, а вот самообороняться, если тебя все же догонят, очень помогает.

Пройти маршем расстояние в пару сотень метров колонна из двухсот человек могла за несколько минут, но мы двигались вяло и с остановками, и около часа провели на одном и том же месте - ждали прессу, как выяснилось впоследствии. А пресса собиралась на то же время на метро "Печерская" и выехала оттуда на Оболонскую набережную только спустя полчаса, а держали ее так долго, потому что боялись, что она "сольет" нападающим место проведения (об этом мне впоследствии рассказал один из журналистов).

В результате провалена оказалась сама идея и марша, и закрытого оповещения о месте сбора - если участники собрались в неизвестном для нападающих месте и тут же ушли с него маршем, их сложно найти и догнать, если же они где-то стоят в течение часа, нападающие успеют подтянуть товарищей даже с другого конца города. Так, вероятно, и произошло.

Самое главное – безопасность (даже в случае отсутствия автобусов) - не была никем предусмотрена. В какой-то момент нам довольно внезапно предложили спрятать символику и расходиться самостоятельно куда угодно. Сами организаторы и волонтеры, отвечающие как раз за безопасность, исчезли раньше всех, буквально растворились.

Неорганизованная и уже и без того изрядно паникующая толпа вышла в единственно возможный и очень узкий проход куда-то в пустынные дворы по улице Героев Сталинграда, а дальше разбежалась по Оболони, прямо в лапы организованным нападавшим. Я напустила на себя спокойный вид человека, который просто в субботнее утро идет по своим делам, и ушла в сторону от паникующей толпы. Успела со стороны пронаблюдать, как за разбежавшимися участниками марша вовсю гонялись десятки нацистов, за которыми, в свою очередь, гонялись десятки милиционеров.

Но самым гадким лично для меня в этот день стало отношение оргкомитета. Я еще не успела вернуться домой, и многие еще, вероятно, продолжали прятаться и спасаться - а уже пошли радостные фотоотчеты и торжественные заглавные буквы во фразе "МАРШ СОСТОЯЛСЯ".

Мне показалось, что организаторы совершенно не обеспокоены тем, как крупно они подставили полторы-две сотни доверившихся им человек, среди которых все же оказалось некоторое количество пострадавших (только по данным организаторов, физически пострадало десять человек, вполне вероятно, что их намного больше - и это я еще не поднимаю вопрос психологического состояния участников).

Если верить официальным фотоотчетам и текстам, все прошло почти успешно, разве что жаль милиционера, которого ранили в шею, о пострадавших сообщается мельком.

Медиа-отчёты полны гордости. Но стоит ли гордиться собой и своими достижениями тем, кто привел доверившихся им людей на бойню?

У меня сложилось четкое впечатление, что для организаторов "прежде всего" не права членов ЛГБТ-сообщества, не их интересы и не их безопасность, а красивая отчетная картинка - "мы молодцы, провели марш".

В нападении на участников марша виноваты нападающие, мероприятие было заведомо рискованным и полностью рисков избежать нельзя, но это, с моей точки зрения, не повод подходить к организации безопасности по принципу "сгорел сарай - гори и хата" и совершать едва ли не все возможные и невозможные ошибки. Вероятно, все или хотя бы многие остались бы целы, если бы организаторы позаботились о безопасности по-настоящему, а не для виду. Проблема не в радужных флагах как таковых - киевский анархистский первомайский марш этого года прошел под радужными флагами полностью безопасно для участников, несмотря на то, что Правый сектор пытался напасть и на него. Так что я точно знаю, что произошедшее в субботу - не неизбежная норма, а безответственность и беспомощность конкретных людей.

В связи с этим я хотела бы также узнать полный поименный список тех лиц, кто отвечал за организацию Марша Равенства и его безопасности.

Реклама:

Головне сьогодні