Стратегическому курсу на реформу здравоохранения нет альтернативы, но надо собрать СНБО

11149
22 квітня 2019

К эпидемии кори Украина последовательно шла все годы независимости. Антипрививочная вакханалия в большинстве СМИ, ложная статистика, липовые справки, дефицит вакцин и т.д. 

Ни одна команда Министерство здравоохранения, ни один министр не сделали для пропаганды вакцинации и обеспечения вакцинами так много, как нынешняя команда. 

То, что не Уляна Супрун виновата в кори, очевидно каждому, кто в теме и хоть капельку со здравым смыслом. 

Тем не менее, несмотря на все усилия МОЗ, остановить корь не получается. А путь только один: вакцинация – и детей, и взрослых.

Корь – реальная угроза национальной безопасности.

Президент должен прийти на помощь МОЗ.

Возможные шаги:

ВАКЦИНАЦИЯ

  • юристы – конкретные рекомендации по теме "вакцинация: права и обязанности", ответственность за фальсификацию статистических данных и конкретных справок, возможности ограничения сервисных функций государства по отношению к тем, кто отказывается от вакцинации – соответствующие законопроекты в Раду, рассмотрение по ускоренной процедуре;
  • дополнительные средства: на бесплатные вакцины не только для детей, но и взрослых и эти вакцины во все лечебные учреждения вне зависимости от формы собственности, льготы лабораториям на исследования, связанные с определение иммунитета к кори, материальная база инфекционных стационаров, материальное стимулирование медиков т.д.
  • система образования – контроль вакцинального статуса везде, где только можно, ограничительные меры;
  • пропаганда вакцинации! – социальная реклама, телевидение, соц.сети, поощрение работодателей (контролирующих вакцинацию сотрудников); 
  • дополнительные пособия родителям, чьи дети вакцинированы;
  • страхование риска поствакцинальных осложнений; 
  • и многое другое – и все это повод собрать СНБО, обсудить, выработать программу, и решительно действовать.

МЕДИЦИНСКИЕ КАДРЫ

  • МОЗ деньги не печатает. 
  • МОЗ не имеет ресурсов обеспечить физическую безопасность медработников, их юридическую защиту.
  • Деньги, налоговые и другие льготы (тарифные в том числе), всяческое придумывание стимулов для повышения престижности медицинского труда, государственные награды в конце концов… 
  • и многое другое – и все это повод собрать СНБО и решительно действовать.

И вот когда я обращаю внимание на то, что МОЗ нуждается в помощи Президента – МОЗ рассматривает это как критику реформ и топорно пытается опровергать…

  • Президент не должен мириться с ситуацией, когда на глазах у всей страны идет война МОЗ и парламентского комитета по здравоохранению. 
  • Президент не должен допускать, чтобы министр годами ходил с унизительной приставкой "и.о.". 
  • Президент должен словом и делом продемонстрировать личное отношение к вакцинации.
  • и многое другое…

Сменим тему. 

Стратегия реформ – признание, что нет никакой особой национальной медицины, что есть медицина научная, доказательная, есть протоколы лечения, есть современная система постоянного повышения квалификации, есть лекарства с доказанной эффективностью, есть электронный паспорт пациента, есть в конце концов вакцинация как самый эффективный способ профилактики инфекционных болезней – это то, о чем я мечтал всю свою жизнь. 

Я не просто поддерживаю – я сторонник реализуемого сегодня стратегического курса на реформу здравоохранения. 

Еще раз: стратегическому курсу на реформу здравоохранения нет альтернативы. 

Я вижу реальные риски этому курсу и это фактически главное, что заставило меня положительно отреагировать на просьбу Владимира Зеленского стать его советником. 

Я вижу реальные положительные изменения (их немало), но у меня есть множество замечаний по тактике реформ:

  • По коммуникации МОЗ как с медиками, так и с обществом.
  • По стремлению ликвидировать плохое старое, не создав хорошее новое.
  • По неумению признавать ошибки.
  • По неумению искать компромиссы.
  • По отношению к критике – любой даже с мелочью несогласный – враг и коррупционер, тормоз реформ и т.д.

Все знают, что дипломатия – это ахиллесова пята как и.о. министра, так и всех ее заместителей. 

Как следствие – МОЗ не имеет реальной поддержки в парламенте (и не только в парламенте) и многие топ-политики (включая кандидатов в президенты) критикуют реформу, при этом подавляющее большинство тезисов совершенно необоснованы, поскольку решение проблем упирается, зачастую, не в хотелки МОЗ, а в наличие средств.

Опять-таки, коррупция, как явление, как главный тормоз реформы не может быть побеждена без прямой поддержки МОЗ со стороны Президента и силовых структур. 

Нам надо работать над ошибками, избавляться от саботажников, учиться договариваться, понимать и принимать, что критика отдельных действий/решений – это стремление сделать их. более эффективными, а не попытка снять корону с голов топ-реформаторов. 

И самое главное – на этапе парламентских выборов постараться объединить медицинское сообщество вокруг политических сил, которые реальной программой подтвердят готовность сохранить стратегический курс реформ и активизировать сами реформы.

***


20 апреля появился очень важный и очень своевременный документ – обращение к Владимиру Зеленскому множества общественных организаций, по поводу медицинской реформы.

Если Президент воспользуется моими советами (на что я очень рассчитываю), ответы на поставленные вопросы будут такими:

– Поддерживаете ли Вы принципы трансформации системы финансирования здравоохранения, которая сейчас происходит, и готовы ли Вы помочь ускорить реформу здравоохранения в больницах?

– Однозначно ДА.

– Поддерживаете ли Вы команду реформаторов, которая сейчас внедряет медицинскую реформу?

2 варианта ответа:

– ДА, но отношение к команде в целом и отдельным ее членам может меняться в зависимости от результатов деятельности, умения делать выводы из ошибок и скорости исправления этих ошибок;

– "команда реформаторов" не имеет никакого отношения к компетенции Президента. Команду определяет министр, министра определяют парламентские выборы.

– Сделаете ли Вы все от Вас зависящее, чтобы обеспечить реализацию нормы Закона Украины о финансировании системы охраны здоровья на уровне 5% ВВП?

– Однозначно ДА.

Евгений Комаровский, известный врач-педиатр, автор книг о здоровье детей

Оригинал текста тут

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається.

Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.

Вас також може зацікавити: 

Незручний МОЗ: чому до контролю закупівель допускають лише прозорих 

Корисно також знати про:

Доступні ліки: 1 квітня вступили в дію нові правила. Що це означає для пацієнтів

Три причини, чому тобі якнайшвидше потрібно вибрати свого сімейного лікаря

Медреформа 2019: права пацієнта, куди скаржитись на порушення, і що впливає на зарплату медиків

Ми хочемо тримати з вами зв'язок. Будемо раді бачитися і спілкуватися з вами на нашій сторінці у Facebook.

А якщо хочете бути в курсі лише новин та важливої інформації про здоров'я, підписуйтесь на нашу Facebook-групу або Telegram про здоров'я та здоровий спосіб життя.

powered by lun.ua

Головне на сайті