Українська правда

Донецк. За две недели до голода

- 15 грудня 2014, 18:11

Днем возле входа на стадион "Донбасс Арена" в Донецке пусто, хотя обычно тут стоят длинные очереди за гуманитарной помощью.

Сегодня здесь выдают только специальные наборы для беременных, а вот продукты питания, которые обычно раздавали местным жителям, до города не доехали.

Вчера вечером в районе Великой Новоселовки, неподалеку от Курахово, члены добровольческого батальона "Днепр-1", "крестным отцом" которого является Игорь Коломойский, остановили 22 фуры фонда, не дав им проследовать в Донецк, где эта помощь обычно распределяется среди людей, живущих на оккупированных территориях области.

 Фото: FB

Официальная причина, по словам директора по коммуникациям ахметовской "СКМ" Натальи Емченко, в "дополнительных требованиях к документам". К самому грузу вопросов у батальона поначалу не возникло. Сегодня же члены батальона еще раз проверили груз и заявили, что ждут разрешения на пропуск груза от депутатов Верховной Рады – Семена Семенченко, Владимира Парасюка и Егора Соболева, - которые как раз ехали на место.

Когда нардепы прибыли в район Великой Новоселовки, Семенченко в своем Фейсбуке объявил, что бойцы "Днепра" обнаружили в задержанных машинах наряду с детскими кашами, макаронами и печеньем, которые он назвал "нормальной солдатской едой", камуфляж и термобелье.

Также нардепы заявили, будто в Донецке часть гуманитарной помощи распределяется по торговым точкам и продается местному населению.

Ответственный за распределение гуманитарной помощи фонда Ахметова Андрей Санин признает, что на опубликованных Семенченко снимках – действительно фуры фонда, но никакого камуфляжа и термобелья там быть не могло.

"На первом же блокпосту ДНР, если бы военные это увидели, они бы тут же заявились к нам в офисы, а "Министерство госбезопасности" устроило бы допрос с пристрастием, - говорит Санин, добавляя, что в "Гуманитарный штаб" уже заглядывали с обысками сотрудники МГБ. – Я в шоке с этих заявлений. В этих фурах – только продукты питания. Возможно, нардепов кто-то сознательно вводит в заблуждение, потому что логика у них иррациональная".

С августа этого года, когда в регионе появились признаки надвигающейся гуманитарной катастрофы, фонд раздал на оккупированных территориях Донецкой области около 880 тысяч продуктовых наборов.

В ближайшее время потребность в такой гумпомощи будет только расти.

Как сообщили "УП" волонтеры, работающие на оккупированных территориях, уже известны случаи голодных смертей. По их данным, в Кировском от голода умерли семь человек, в Снежном и Краснодоне - десять человек, а в Краснопартизанске Луганской области - 68 человек. Как правило, это те люди, которые уже несколько месяцев не получают выплат ни от украинского пенсионного фонда, ни от руководства ДНР/ЛНР, несмотря на то, что на эти территории регулярно заходят фуры с российской гуманитаркой.

Такие смерти в официальных бумагах, как правило, списывают на "сердечные приступы" и другие болезни. Врачи же, вероятно, боятся писать реальные причины из-за приказа "сверху".

Тем временем, конкретный случай с отказом украинского батальона и нардепов пропускать гуманитарный конвой уже приобрел политический окрас.

 Фото автора

Как только нардеп и бывший замгубернатора Днепропетровской области Борис Филатов опубликовал в своем Фейсбуке сообщение о произошедшем, сразу посыпались обвинения в том, что задержка гуманитарного груза – это разборки между Коломойским и Ахметовым.

"Так всегда: чуть что, умники в кабинетах начинают говорить, что это война между Ахметовым  и Коломойским, - комментирует корреспонденту "Украинской правды" Филатов. – На самом деле все произошло спонтанно, как происходит сейчас в парламенте и в стране.

Есть группа единомышленников, которая решила объединиться для получения реального результата. Дело было так: батальон "Днепр" периодически задерживал гумконвой Ахметова, и там они находили товары двойного назначения – камуфляж и термобелье.

Водителям задавали вопросы: это вы что, старикам везете? Они качали головами. В итоге была проведена оперативная работа и выявилась схема: продукцию загружают в магазинах "Брусничка" в Днепре, а дальше везут в Донецк, где часть гуманитарки распределяют по торговым точкам.

Знаю, что каким-то образом командование "Днепра" вышло на боевиков и сказало: если хотите харчи, отдавайте пленных. Я лишь медиатор в этой ситуации и не могу заявлять, что гуманитарка Ахметова - это прямая помощь сепаратистам. Надо тщательно разбираться".

Семенченко в своем Фейсбуке также утверждает, что было бы "логично" менять гуманитарную помощь на пленных военных, ведь, по последним данным, в плену у ДНР находится порядка шестисот военных и добровольцев (такие данные озвучил корреспонденту УП сотрудник "Центра освобождения пленных").

Правда, специалисты, которые занимаются переговорным процессом, настаивают на том, что такие обмены совершать нельзя: пленных можно менять только на пленных, иначе переговоры превратятся в торговлю людьми.

"Для выхода из сложившейся ситуации нужны гарантии того, что гуманитарная помощь будет распределяться среди людей, а не продаваться через магазины, и там не должно быть никаких товаров двойного назначения, - считает Борис Филатов. – Нынешняя история – это выход политиков из кабинетов в "поле". Решать проблемы по-другому сейчас не получается. И в ближайшем будущем, на мой взгляд, нужно создать комитет парламентских комиссаров, которые будут производить подобный надзор".

Тем временем через неделю-две гуманитарная ситуация на оккупированных территориях Донбасса станет критической.

 Фото автора

Уже сейчас у фонда закончились наборы с детским питанием, а пищевые наборы для пенсионеров закончатся к 19 декабря. Медикаменты для больниц и инсулин пока есть, но запасы, естественно, не бескрайние.

"Придется квотировать выдачу наборов, - говорит сотрудник фонда. – Выдадим 2000 пайков, а остальное перенесем на неопределенный срок. Через неделю-две здесь начнется реальный голод, потому что пока люди держатся на старых запасах, а скоро и этого не останется".

По словам Санина, ахметовский гуманитарный штаб "Поможем" был весомым источником пропитания для жителей относительно благополучных Донецка, Макеевки и Горловки, а также серьезно пострадавших Шахтерска, Харцизска, Зугреса, Моспино и Иловайска.

Другого такого серьезного гуманитарного источника у людей здесь нет: как показывают свидетельства множества местных жителей и волонтеров, занятых в гуманитарной теме, российский гумконвой до рук дончан не доходит, оседая, судя по информации из нескольких источников, в местных магазинах.

А на регион беспощадно наступает вынужденный голод.