Я обречен
Я и еще 20 тысяч людей в этой стране обречены. В лучшем случае, стать калеками, в худшем – умереть. Обречены их семьи, которые наконец-то вздохнули спокойно – ведь от СПИДа больше не умирают! Просто каждый день надо принимать таблетки.
Но ровно через неделю таблетки для 20.000 пациентов с ВИЧ в этой стране закончатся. И их нельзя будет достать нигде.
Когда мой 5-летний сын, услышав вчера мой разговор по телефону, сказал мне: "Папа не переживай, у нас возле дома есть аптека и мы всем там купим таблетки", – я не знал, что ему ответить.
Ведь такие таблетки ты не купишь нигде: ни в аптеке, ни в больнице, ни даже у производителя. Право их покупать есть только у государства, которое потом выдает эти таблетки больным, таким образом контролируя распространение эпидемии.
Это нормальная практика всех стран.
Отсутствие лечения для 20 тысяч людей, инфицированных ВИЧ, – это не плохой кадр из документального фильма 90-х годов, не "пугалка" для бедных и не заголовок статьи из газеты в какой-нибудь африканской стране.
Это реальность, на которую обречен я и еще 20 тысяч людей с ВИЧ/СПИДом в этой стране.
В 90-х, когда мне поставили диагноз "СПИД", мне сказали, что жить мне осталось недолго. Знаете, как нас лечили? Привязыванием к кроватям. Это лучшее, до чего могли додуматься доктора, чтоб мы не разносили вирус, в то время как за границей уже все повально принимали антиретровирусную терапию, спокойно жили, рожали детей. Да, именно так – занимались сексом и рожали детей – а не лежали, привязанные к кровати в ожидании смерти.
Как получилось так, что мы возвращаемся назад, в 90-е, когда все, чем можно будет лечить ВИЧ-инфицированных – это кровати? Почему так получилось?
Ответ простой и банальный – деньги и тупость.
Итак, в далеком ноябре 2014 года, когда все государственные тендеры по закупке лекарств были уже давным-давно просрочены благодаря "папередникам", господин Лазоришинец, который на тот момент исполнял обязанности министра здравоохранения, заключал все контракты с фармкомпаниями на условиях, прописанных "с особым цинизмом" – на что ему, кстати, дал зеленый свет именно кабмин.
А именно: все компании получили очень щедрое предложение от страны на краю экономического дефолта и гуманитарной катастрофы: возможность 100%-ной предоплаты за товар, и при этом почти никаких обязательств по поставкам, которые стало возможным осуществить в течение 180 (!!!) дней.
И это в то время, когда все тендеры по закупке лекарств на тот момент опоздали почти на год.
Известно, что на украинском фармацевтическом рынке почти нет честного бизнеса.
В основном, с государством всегда заключали договора такие себе "прокладки" с целью отмывания денег. И конечно, эти нехорошие, нечестные люди решили воспользоваться ситуацией полной безалаберности власти и бардака в Минздраве – и не поставить товар совсем.
Ведь гривна сильно девальвировала. И есть вполне веские основания оставить пациентов без лекарств.
Сейчас фармкомпании, которые должны были со дня на день поставить лекарства, подали на Минздрав в суд с требованием "дозаплатить" 10 миллионов гривен, чтобы покрыть разницу в курсе. И это при том, что компания получила 100% предоплату по курсу еще 16 гривен за доллар.
Да, они решили затянуть время и заработать на наших жизнях. Плевать им, кто умрет, а кто выживет.
Но и Минздрав знал о том, что этот момент придёт. Минздрав, который сейчас отхаркивает "керивныцтво" Лазоришинца и Мусия – но который не делает ни-че-го, чтобы исправить ситуацию и спасти людей.
И что бы делал любой здравомыслящий человек, сидящий в министерских креслах и хоть немного задумывающийся о больных людях в этой стране, узнав о "спадщине имени Лазоришинца", которая дамокловым мечом нависла над всеми пациентами Украины?
Наверное, этот человек бы начал незамедлительные переговоры с поставщиками и производителями.
Наверное, этот человек донес бы ситуацию до высшего руководства государства и попросил "зеленый коридор" для самых быстрых поставок медикаментов.
Наверное, в конце концов, этот человек обратился бы за помощью в международные организации, которые теперь, благодаря усилиям пациентов, могут заключать прямые договора с Минздравом и включать Украину в "план ургентных (срочных) поставок препаратов" и могут очень быстро покрыть надвигающуюся дыру в лечении и предотвратить прерывание.
К сожалению, нынешнее руководство министерства не способно было сделать ни одного из этих простых, как пять копеек, шагов.
Хотя и знало, что этот день придёт.
Еще несколько месяцев назад начала поступать информация о том, что лекарства поставлены не будут. Но ни министр Александр Квиташвили, ни его первый заместитель Александра Павленко – пальцем не пошевелили для того, чтоб каким-то образом решить проблему тяжелобольных пациентов в этой стране.
Половину из того, что надо было сделать чиновникам, за них уже проделали общественные организации, такие как Всеукраинская сеть ЛЖВ – ведь их жизни и жизни их близких могут уже через неделю оборваться из-за халатности чиновников Минздрава.
А половину из этих шагов еще предстоит сделать, и сделать очень быстро. Кому? На данный момент, в условиях кризиса времени – это самый главный вопрос.
Будет ли Арсений Яценюк, дававший такой рискованный "зеленый свет" своему министру Лазоришинцу, сейчас решать эту проблему?
Готов ли Минздрав сейчас спасать меня и еще 20 тысяч таких же обреченных, как я?..