Тест

"Интерактив" от Бобби МакФеррина

27-го января в Международном центре культуры и искусств (Октябрьский дворец) киевляне получили возможность вживую познакомиться с чудом вокала по имени Бобби МакФеррин. Впрочем, вероятно, людей, вовсе не слышавших певца найти сложно.

Достаточно просто вспомнить его "полный титул", точнее, закрепившееся за ним прозвище - Бобби-"Don't worry, be happy"-МакФеррин.

Своей знаменитостью, выходящей далеко за рамки круга любителей, исполняемой им музыки, он обязан именно всемирно известному хиту с этим названием, который принес ему три премии "Грэмми". Всего их у него десять.

Впрочем, сам певец не склонен поощрять такого рода популярность и принципиально не исполняет собственный суперхит на своих концертах. Правда, для киевской публики ему пришлось сделать некоторое исключение, о чем ниже.

Внешняя простота выступления МакФеррина удивительна и уже заранее заставляет предполагать нечто необычное. На сцене только стул перед микрофоном в луче прожектора. Исполнитель выходит спокойно, несмотря на шквал оваций. Его движения будничны. Садится, улыбнувшись публике, отпивает глоток из неразлучной бутылки с водой, всем своим видом демонстрируя рабочее настроение, и сосредоточенно начинает.

Объяснить словами, что такое Бобби МакФеррин и сложно, и просто. Степень оригинальности исполнителя определяется его непохожестью на других. Бобби МакФеррин - уникален, поскольку его трудно с кем-то сравнивать, точнее, список сравнений будет слишком длинным, а уточнение отличий в каждом отдельном случае утомительным.

Попросту говоря, МакФеррин - человек-ансамбль, и это не метафора и не преувеличение, а непосредственный, буквальный факт, так как он поет в стиле а капелла, однако несколькими голосами сразу. Его оригинальная вокальная техника быстрого переключения с нормального низкого голоса на фальцет позволяет вести мелодию и аккомпанирующую басовую линию одновременно. При этом он нередко поддерживает ритм, похлопывая себя рукой по груди и добавляя тем самым третью линию - перкуссию.

Последний прием еще помогает играть тембром голоса. Впрочем, тембры - это отдельная тема, и их перечисление и описание - задание слишком сложное, если вообще выполнимое.

МакФеррина традиционно называют джазовым певцом. Действительно, первые его альбомы состоят в основном из джазовых композиций. Однако в его нынешнем концертном репертуаре собственно джазовые вещи занимают скромное место. Если не ошибаюсь, в киевском концерте прозвучало всего три джазовых стандарта. МакФеррин непринужденно и совершенно органично переходит к классике, фолку. В основном это латиноамериканские ритмы.

И все же - если вспомнить одно из определений джаза, согласно которому, джаз - это музыка, которую нельзя записать нотами - Бобби МакФеррин - чистый джазмен даже тогда, когда исполняет прелюдию Баха без всякой импровизации.

Ведь музыка и музыкант здесь по сути тождественны. Да простят меня любители классики, мне кажется, что в исполнении МакФеррина мы слушаем не столько Баха и проч., или по крайней мере не только Баха, а прежде всего раскрытие возможностей человеческого голоса. Ощущение удивления перед происходящим не покидает с первой минуты до последней. И вопрос, что еще может МакФеррин и чего он нам не показал, составляет одну из главных интриг концерта?

Исполнение МакФеррина дарит зрителю замечательное состояние камерной сосредоточенности - в силу простоты и даже скупости (но при этом - роскошной скупости!) музыкальных средств - и одновременно джазовой раскованности, готовности к любому развитию, ведь МакФеррин совершенно непредсказуем не только как импровизатор, но и в смысле репертуара и даже как человек-артист.

Он может прервать песню на полутакте просто потому, что фантазия и настроение потребовали другую. И эта "смена пластинки" - тоже часть музыки!

Нужно сказать, что в течении концерта МакФеррина есть свой сюжет. А еще вернее, он включает в себя несколько мини-концертов. Во-первых (или, скорее, во-вторых), это несколько вещей в сопровождении украинских музыкантов. Сначала была композиция "из классики" в сопровождении баяниста. А затем МакФеррину "подыграл" известный крымский гитарист Энвер Измайлов. Вместе они исполнили две песни (в том числе знаменитый "Караван" Эллингтона).

Стоит добавить, что в этом малом составе была особая изюминка, особая гармония между партнерами, поскольку Энвер Измайлов использует нетрадиционную, "полифоническую" технику игры на гитаре (исполняет одновременно и мелодию, и аккомпанемент), и в этом смысле он - тоже почти человек-ансамбль. Ведь дуэт гитаристов - тоже ансамбль.

Однако главная часть концерта (час из двух без малого) начинается тогда, когда упомянутое состояние сосредоточенности и раскованности у публики достигает какой-то полноты, нужного исполнителю градуса. Это ставший уже традиционным для МакФеррина "интерактив" - совместное пение со зрителями: всеми вместе, затем по отдельности, дуэтом, и снова хором. А еще танец. Публика Октябрьского дворца культуры оказалась замечательно отзывчивой, мне даже показалось, неожиданно для себя самой. Второго приглашения к диалогу не требовалось.

Для распевки МакФеррин предлагал различные музыкальные фразы, которые повторялись без малейшей фальши, затем перешел к дирижированию залом по частям, распределив разные фразы за правой и левой стороной.

Следующий номер - назовем его сольфеджио - стал доказательством возможностей моментального согласия между залом и "дирижером". Я поставил кавычки, поскольку МакФеррин избрал оригинальную "технику дирижирования", временно превратив сцену в воображаемую клавиатуру и прыгая с "клавиши" на "клавишу".

Ради информации стоит добавить, что МакФеррин давно и успешно совмещает карьеру вокалиста с дирижерской и имеет большой опыт управления оркестрами Нью-Йорка, Чикаго, Лос-Анджелеса, Лондона и др.

Кульминацией и одновременно проверкой аудитории на зрелость стало уже традиционное для концертов МакФеррина пение вместе с залом "Ave Maria" Баха-Гуно, в котором певец оставляет для себя линию прелюдии Баха, не предназначенную для вокала, а залу отдает мелодию Гуно.

"Don't worry, be happy"
Желающих спеть и станцевать дуэтом оказалось слишком много, и если бы певец предоставил такую возможность всем уже начавшим выстраиваться в очередь, концерт бы не закончился и до утра.

МакФеррин ограничился четырьмя или пятью опытами, в одном из которых ему и пришлось, сделав исключение, подпевать своему знаменитому хиту. Зал был вне себя от радости, услышав знакомые In every life we have some trouble, But when you worry you make it double.

Далее певец перешел к следующему виду интерактива - "мастер-классу".

Девушка Соломия исполнила с МакФеррином украинскую песню и, судя по реакции зала, этот дуэт оказался наиболее удачным.

Он пригласил на сцену двенадцать вокалистов и расставил их, как водится, по голосам. Впрочем, желающих вновь оказалось слишком много, да и, видимо, музыкальные замыслы руководителя импровизированного хора требовали его расширения. Так что последовал новый призыв и хор удвоился и утроился. Атмосфера достигла предельной раскрепощенности и лично мне напоминала крещенские купания, когда всем, сколько-нибудь причастным к вокалу захотелось окунуться в купель энергетики МакФеррина.

Хор "первого призыва", дирижер и кукла МакФеррина, подарок девочки-зрительницы.

Единственными, кого поставила в затруднение эта ситуация, была охрана, которая совсем растерялась и не знала, сколько человек пропустить на сцену и в конце концов приняла философское решение, предоставив всем свободный проход, положившись самоорганизующую силу искусства.

"Мастер-класс" от МакФеррина.
Каждый новая придумка удивляла и рождала вопрос: сколько еще "угощений", форм соучастия в рукаве у мистера Интерактив? Увы, этого мы не узнаем, потому что "мастер-класс" оказался последним. Вернувшись к исходному формату соло, МакФеррин спел напоследок классическую балладу Somewhere Over the Rainbow и быстро покинул сцену, поблагодарив публику, которая не жалела ладоней, в надежде на бис.

Эта надежда и оправдалась, и не оправдалась. Исполнитель отказался петь, сославшись на напряженное турне (третий концерт за три дня, и два предыдущих состоялись в Москве, где МакФеррин вместе с 16-ю певцами из разных стран представил вокальную импровизированную оперу), но предложил просто ответить на вопросы зрителей, таким образом включив в концерт еще и короткую пресс-конференцию.

Концерт закончился, но общение продолжается

Часто говорят, что музыка - это универсальный язык общения. В случае Бобби МакФеррина эта банальность звучит свежо, как, пожалуй, ни в одном другом. Ибо, возможно, главное в искусстве МакФеррина - не виртуозная техника вокала, а мастерство пробуждения отзывчивости и способности к мгновенной координации душевных движений и свободному человеческому взаимопониманию.

Фото Игоря Снисаренко