Музейное окно в Европу

52
2 жовтня 2012
Мастер ханенковского поклонения волхвов Диптих (Створка с Мадонной)
Мастер ханенковского поклонения волхвов Диптих (Створка с волхвами)
Хуан де Сурбаран "Натюрморт с мельницей для шоколада"
Горнтхорст Геррит Ван "Мужчина с виолой да гамба"

Еще со времен учебы в художественной академии мне запомнился один исторический анекдот, рассказанный, кажется, на лекции по истории музейных коллекций. В советское время в командировку в Киев приехал некий светила российского искусствоведения. В свободный день он посетил Музей западного и восточного искусств, ныне известный как Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко (khanenkomuseum.kiev.ua).

На вопрос киевских коллег о том, впечатлило ли его, знатока Эрмитажа, скромное киевское собрание, тот ответил довольно неожиданно. Мол, ваш музей ничем не хуже, а в некотором смысле даже лучше Эрмитажа: в нем и искусством можешь насладиться, и утомиться не успеешь.

И действительно, компактная коллекция музея, сформированная еще четой Ханенко, давшей музею его нынешнее имя и месторасположение (особняк 19 века), довольно компактна, но при этом целостна и последовательна. Да, возможно, музей не может тягаться с европейскими и российскими институциями по части значительных монографических собраний крупных мастеров.

С другой стороны, эта же особенность позволяет избежать свойственной многим музеям-блокбастерам туристической суеты, которая, увы, имеет мало общего с их изначальными миссией и ценностями. В уютный музей на Терещенковской, в народе любовно называемый просто "ханенковским", ходят для того, чтобы неспешно любоваться его не таким уж и малочисленными шедеврами – "Натюрмортом с мельницей для шоколада" Хуана Сурбарана, деликатным "Зимним пейзажем" Гейсбрехта Лейтенса, небольшим Рубенсом, голландскими натюрмортами, ренессансными Мадоннами и, конечно же, "Портретом Инфанты Маргариты" Диего Веласкеса.

 Томмазо Салини, Пастушок, играющий с кошкой и мышкой

До 11 октября киевское собрание дополнят работы из 8 региональных художественных музеев Украины. Выставка "Европейское измерение", объединившая 100 работ из ключевых отечественных музеев – проект, без натяжек, уникальный. Собственно, до этого все западноевропейское искусство, находящиеся в государственных собраниях Украины, еще не знало такой тщательной централизованной ревизии.

Первый этап проекта был реализован в московском ГМИИ им. Пушкина. Выставка под названием "Возвращение Святого Луки" (название взято из популярного советского кино детектива о реальной истории похищении картины) прошла в ГМИИ в июле-августе и стала третьим событием в череде презентаций собраний стран ближнего зарубежья. Ранее на Волхонке были показаны коллекции Музея зарубежного искусства города Риги, а также армянская и русская  живопись XVIII-XX веков из музеев Армении.

Хендрик Тербрюгген, Концерт 

По инициативе Музея Ханенко, главного партнера проекта с украинской стороны, в том же составе выставка перебралась в Киев – правда, на значительно более короткий срок.

Многие из представленных полотен были впервые за долгое время извлечены из запасников, специально отреставрированы, а в отдельных случаях, даже обрели окончательное авторство и датировку.

Так, например, случилось с полотном "Пастушок, играющий с кошкой и мышкой" кисти Томмазо Салини из Севастопольского художественного музея им. Крошицкого. Среди наиболее интересных экспонатов – гордость Одесского художественного музея, Евангелисты Лука и Матвей кисти Франца Хальса, полотна последователей Караваджо Геррита ван Хонтхорста (Львовская картинная галерея) и Хендрика Тербрюггена (Черниговський обласной художественный музей им. Галагана), а также, натюрморт Клары Петерс (Полтавский художественный музей им. Ярошенко), одной из очень немногих в 17 веке женщин-художниц. В общем и целом, по представленной обширной экспозиции можно составить собственное весьма ясное представление об истории западноевропейской живописи последних 14 веков. 

 Посетители на выставке "Европейское измерение"

Как это обычно случается с хорошими "гастролирующими" выставками в киевских музеях, "Европейское измерение" вполне может собрать очередь перед входом. И тем самым, поспособствовать исследованию с остроумным названием "Этот смутный объект желания" (опять кино-цитата), которое музей проводит совместно с Киевским институтом социологии, дабы составить объективный портрет своего посетителя. 



powered by lun.ua