Кинопремьеры недели. Жадность и предубеждение

11
27 вересня 2013

С 26 сентября на украинских экранах демонстрируются: триллер "Слепая удача" Брэда Фурмана и трагикомедия "Жасмин" Вуди Аллена.

Слепая удача/Runner Runner
Режиссёр: Брэд Фурман
В ролях: Джастин Тимберлейк, Джемма Артертон, Бен Аффлек, Энтони Макки, Майкл Эспер, Кристиан Джордж
Жанр: триллер
Страна: США

Если страсть к азартным играм (при всей простительности мечтаний разбогатеть, не прилагая к этому особенных усилий) и нельзя счесть вполне безобидной, создатели "Слепой удачи" убеждают зрителя, что у их героя имеются уважительные причины предаваться этому пороку.

Ричи, студент Принстонского университета, потерявший из-за кризиса место на Уолл-стрит и нуждающийся в деньгах для продолжения учёбы, поддаётся дурному примеру отца, безнадёжного игрока, и в пух и прах проигрывается в виртуальный покер в онлайн-казино Айвена Блока, легендарного основателя игровой империи.

 

Обнаружив, что стал жертвой хакерского мошенничества, Ричи отправляется к Блоку на Коста-Рику в надежде добиться аудиенции. Вопреки уверениям, что Блок столь же недосягаем, как волшебник страны Оз, Ричи, проявив настойчивость и сноровку, предоставляет Блоку доказательства обмана.

Тот благодарит героя за разоблачение сетевого шулера, вручает солидную компенсацию и предлагает работу. Перспектива заработать восьмизначную сумму под началом у дружелюбного босса привлекает Ричи куда больше возвращения в Принстон. Замечание о стране Оз кажется неслучайным - Коста-Рика предстаёт для молодого американца сказочным пространством экзотических удовольствий. Что же до экзотических опасностей, то деньги и дружба с правительственными чиновниками создают иллюзию вседозволенности.

Но в один прекрасный день перед опешившим героем возникает агент ФБР - надпись модели его джипа "Рубикон" подчёркивает необратимость дальнейших событий, и, потрясая пистолетом, требует стать его информатором при Блоке, якобы виновном в разнообразных махинациях. Вскоре и сам Ричи выясняет, что бизнес Блока далеко не столь безобиден, как он полагал.

 

Авторы картины, стремясь совместить триллер о ловких мошенниках с драмой о приобщении к взрослой жизни юноши, выбравшего неверный путь, пытаются усесться на два стула и то и дело проваливаются между ними. В попытках героя, оказавшегося между молотом банды Блока и наковальней ФБР, уйти и от бабушки, и от серого волка, отсутствует то остроумие, с которым персонажам шедевров жанра (наподобие "Афёры" Джорджа Роя Хилла или "Ва-банка" Юлиуша Махульского) удавалось водить за нос и злодеев, и зрителей.

Фильм изобилует досадными небрежностями и незаконченными сюжетными линиями, которые словно отбрасываются за ненадобностью - как оказавшиеся "лишними" детали от разобранного и вновь собранного механизма (к примеру, остаётся неясным, что стряслось с похищенным другом Ричи).

 

Столь же неубедительны попытки продемонстрировать нравственное возмужание героя, поскольку его действия выглядят не стремлением восстановить справедливость и искупить участие в афёрах Блока, а естественным желанием выбраться из передряги и, по возможности, прихватить побольше украденных денег - аудитории понятно, что, удастся Ричи покинуть Коста-Рику живым или нет, он никогда не вернётся в Принстон.

Вместе с тем "Слепая удача" примечательна едва заметными, подчёркивающимися будто случайными деталями и репликами, параллелями происходящих в ленте событий с кризисом, обрушившимся на западный мир.

Игровой бизнес кажется метафорой финансовой системы, построенной на спекуляциях и блефе, и поддерживаемой не только беспринципностью капиталистических акул вроде Блока, но и неукротимым стяжательством простых граждан, которые, подобно Ричи, готовы на любой риск, чтобы немедленно заполучить все блага общества потребления.

Оценка фильма 3 из 5

Жасмин/Blue Jasmine
Режиссёр: Вуди Аллен
В ролях: Кэйт Бланшетт, Салли Хокинс, Алек Болдуин, Бобби Каннавале, Питер Сарсгаард
Жанр: трагикомедия
Страна: США                  

Новая картина Вуди Аллена отчасти также посвящена ненасытной потребительской алчности, рабской зависимости человека от сферы услуг, превращающей для него атрибуты роскоши в предметы первой необходимости. В центре сюжета - взаимоотношения двух названных сестёр, уроженок Сан-Франциско, сирот, выросших в небогатой приёмной семье, чьи пути разошлись ещё в юности.

 

Если одна, выскочив замуж за миллионера с Уолл-стрит и воспарив в высший свет Нью-Йорка, постаралась отряхнуть с подошв прах старой жизни, даже имя своё, Жанетт, сменив на экстравагантное Жасмин, то вторая, Джинджер, безропотно и благополучно приняла свой социальный жребий, став супругой разнорабочего и устроившись официанткой.

Когда Джинджер с мужем приезжают в Нью-Йорк, Жасмин едва может скрыть презрение к их пролетарским манерам. Впрочем, она всё же снисходит до того, чтобы уговорить сестру вложить 200 тысяч, выигранных в лотерею, в ценные бумаги её супруга. Однако супруг Жасмин оказывается мошенником, создателем финансовой пирамиды, и, когда за ним приходят агенты ФБР, его ценные бумаги вместе с 200 тысячами Джинджер превращаются в пыль.

 

В следующую встречу сестёр уже Жасмин приходится выступать в амплуа бедной родственницы. Потерявшая свою квартиру на 5-й авеню со всеми нарядами и драгоценностями, она летит в Сан-Франциско просить Джинджер предоставить ей временное пристанище - летит, разумеется, первым классом.

В "Жасмин" Вуди Аллен совмещает никогда не изменяющий ему талант тонкого, нежного и ироничного исследователя психических состояний людей, шагнувших за грань нервного срыва, с мастерской социальной сатирой - быть может, подчас несколько прямолинейной. В этой первой после четырёхлетних киноскитаний по Старому Свету ленте, снятой на родине, он показывает, насколько необоримы (даже в Америке, гордящейся своим демократизмом) классовые, кастовые предрассудки.

Потеряв всё нажитое обманом благосостояние, пережив полный жизненный крах, Жасмин продолжает считать обворованную её мужем сестру, с распростёртыми объятиями предоставившую ей кров, жалкой неудачницей, которую она вправе поучать, воображая, что её саму, достойную лучшей участи, поджидает за углом очередной миллионер.

 

Прогрессирующее безумие Жасмин будто символизирует оторванность представителей общественной элиты от реальности, абсурдную заносчивость тех, кто считает себя избранным, ничем не заслужив своего высокого положения и не будучи способным стойко переносить удары судьбы.

Являясь очевидным парафразом "Трамвая "Желание" Теннеси Уильямса, сюжет фильма напомнит нашему зрителю и о другой пьесе - "Кошкином доме" Самуила Маршака, героиня которого, впрочем, усвоила нравственный урок, недоступный пониманию Жасмин.

 

Мытарства Жасмин, вполне ею заслуженные, тем более трагичны, что ничему не способны её научить, но, даже сострадая своей героине, Аллен свидетельствует, что душевная хрупкость, ломкость не служит оправданием эгоизма и низости.

Автор дякує кінотеатру "Київ" за допомогу у підготовці матеріалу

Оценка фильма 4 из 5

Все фото www.kinopoisk.ru

powered by lun.ua