Кинопремьеры недели: Меняя будущее

18
23 травня 2014

На украинских экранах демонстрируется фантастический боевик "Люди Икс: Дни минувшего будущего" Брайана Сингера, а также тысяча и одна кинолента в рамках III Киевского международного фестиваля короткометражных фильмов.

Люди Икс: Дни минувшего будущего / X-Men: Days of Future Past

Режиссёр: Брайан Сингер
В ролях: Майкл Фассбендер, Джеймс МакЭвой, Хью Джекмен, Дженнифер Лоуренс, Иэн МакКеллен, Патрик Стюарт, Николас Холт, Эллен Пейдж, Холли Берри, Питер Динклэйдж
Жанр: фантастический боевик
Страна: США-Великобритания

"Дни минувшего будущего" стали уже седьмым фильмом "Людей Икс" - едва ли не самой масштабной и успешной киносерии по мотивам комиксов, просмотр которой займёт у добросовестного зрителя чуть больше 14-ти часов.

На создание этих лент было потрачено больше миллиарда долларов, а общие сборы приближаются к отметке в два миллиарда. Уместно добавить, что в двух последних картинах финальные титры завершаются надписью, сообщающей, что их создание и легальное распространение обеспечило работой 15 тысяч рабочих мест, так что даже отчаянные хулители "Людей Икс" не смогут сказать, что столько средств было потрачено впустую.

 

Сюжеты фильмов о "людях Икс", особенно учитывая жанр кинокомикса, достаточно запутаны и при этом тесно переплетены друг с другом. Это может создать определённую сложность для зрителей, которым цикл известен лишь по отдельным лентам, не говоря уже о тех, кто решит начать знакомство с серией именно с "Дней минувшего будущего", где сюжетные линии предыдущих картин (включая посвящённую Росомахе дилогию) сходятся, дробятся и тасуются во флешбеках.

Разумеется, экшн в подобных произведениях куда важнее изысков сюжетной внятности. Но всё же тем, кого, в отличие от зрителя из песни Высоцкого ("Фильм, часть седьмая-тут можно поесть, / Потому что я не видал предыдущие шесть"), не отпугнёт плохое знакомство с сериалом, едва ли доставят удовольствие постоянные отсылки к предшествующей санта-барбаре во взаимоотношениях героев с их дружбой, любовью и попытками убить друг друга.

Впрочем, и для постоянной аудитории "Людей Икс" это может стать довольно утомительным испытанием.

Действие начинается в недалёком будущем - разумеется, самом мрачном. Война между мутантами и прочими представителями человечества наконец разразилась, и мутанты потерпели в этой войне сокрушительное поражение, не в силах противостоять чуду робототехники - "стражам", боевым полимерным андроидам, созданным для их розыска и уничтожения.

 

К всемирному размаху геноцида "людей Икс" парадоксальным образом привела попытка его избежать. Рейвен Мистик, синекожая фам фаталь, обладающая даром перевоплощения, в 1973-м году застрелила Боливара Траска, учёного, занимавшегося разработкой "стражей".

Однако эта Юдифь мутантов не смогла убийством спасти свой народ - инцидент помог убедить политиков и общественное мнение в необходимости найти управу для обладающих сверхспособностями, а соратникам Траска удалось вживить в структуру "стражей" генетическую аномалию схваченной Мистик, что позволило роботам перенимать таланты своих противников-мутантов.

Профессор Ксавье и грозный Магнето, перед лицом смертельной опасности вспомнившие о былой дружбе, находят единственную возможность спасти себя и погрязшее в преступлениях человечество - отправить назад, в прошлое, посланца, который отыщет их самих и убедит помешать Рейвен.

Авторы фильма предлагают достаточно оригинальный способ перемещения во времени - путешествие способно совершить не тело, а сознание, которое переноситься к своему обладателю в его "младшей" ипостаси, обогащая его знанием о грядущем. Поскольку это путешествие может разрушительно сказаться на разуме, в 1973-ий отправляют - на радость публике, - Росомаху с его способностью регенерироваться.

Росомахе удаётся успешно преодолеть полстолетия и даже убедить Ксавье и Магнето, что именно они прислали его из 2020-х с целью спасти мир, но миссия всё же кажется практически неосуществимой. Профессор Ксавье образца 1973-го предстаёт не знакомым всем великодушным мудрецом, а погрузившемся в пучину депрессии наркоманом, сломленным гибелью своих учеников в джунглях Вьетнама, а Магнето, между тем, привычно намеревается спасти мутантов, истребив прочее человечество.

 

Действие постоянно спотыкается об утомительные выяснения отношений и исполненные пафоса монологи. Только участие превосходных драматических актёров придаёт разборкам мутантов подобие убедительности и позволяет без стона выносить фразы наподобие "не бойся своей боли, мы владеем ценным даром - нести боль, не сдаваясь. Этот дар родился из надежды".

И всё же блестящее актёрское исполнение не компенсирует в полной мере плоскость, недостоверность характеров, отчего ссоры и примирения героев оказываются чем-то вымученным, скучным и портящим удовольствие от экшна.

Впечатление, что создатели "Дней минувшего будущего" переусердствовали с серьёзным тоном, подчёркивается напрашивающимся из-за исторических параллелей сравнением с картиной Зака Снайдера "Хранители" - блестящим примером кинокомикса, которому драматизация пошла на пользу.

И всё же фильм Сингера подкупает своим идеологическим посылом. Положение мутантов среди обычных людей в серии "Люди Икс" показывает принципиальную аморальность притеснения того или иного меньшинства, а также ту опасность, которую несёт это лишение прав немногих для общества в целом.

Прозрачный намёк на то, к чему способно привести подобное ущемление, содержался ещё в первом фильме, начавшемся с эпизода в нацистском концлагере. Именно этот худший вариант представлен в "Днях минувшего будущего": относящиеся к 2020-м годам эпизоды, в которых самосвалы сбрасывают в ямы мёртвые тела, свидетельствуют, что цивилизация вновь оказалась способной поставить истребление на промышленную основу.

 

Магнето и Мистик олицетворяют наиболее простую и естественную тактику противостояния подобной воинствующей ксенофобии- безжалостный террор, доходящий до ответного геноцида. Однако проблема подобного образа действий заключается не только в безнравственности, но и в полнейшей неэффективности.

Авторы полны веры, что терпение более разумных участников конфликта к примитивному противнику, стремление договориться с ним- вкупе с готовностью при необходимости всё же отвечать ударом на удар, - является более конструктивной позицией.

При этом в апокалиптической войне будущего за мутантами охотятся не люди, а бездушные машины, послушно исполняющие волю кровожадных владык (едва ли существенно отличающиеся своими моральными качествами от охранителей режима, с которыми пришлось столкнуться нашим соотечественникам). А не обладающие сверхспособностями представители человеческого рода появляются лишь в качестве узников лагерей смерти, наказанные за то, что пытались оказать мутантам помощь - важный, удачно выраженный образ того, что властям, решившим во благо своего народа подвергнуть преследованию некое меньшинство, неизбежно приходится заниматься истреблением и лучших представителей большинства, встающих на защиту преследуемых.

 

Показательным представляется и то, что действие мрачного будущего разворачивается на руинах Москвы - эти сцены воспринимаются как намёк на источник заразы тоталитаризма в современном мире, а также как предупреждение, что диктатура приводит не к стабильности и благополучию, а к упадку и разрушению.

Оценка фильма 3,5 из 5.

Автор благодарит кинотеатр "Синема-Сити" за помощь в подготовке материала.

Проходящий в кинотеатре "Кинопанорама" III Киевский международный фестиваль короткометражных фильмов служит очередным подтверждением того, что возрождение украинского кино идёт в ногу со строительством гражданского общества.

На состоявшемся 21-го мая открытии можно было увидеть многих из тех, кто утром того же дня пикетировал посольство РФ в поддержку Олега Сенцова - самого известного из похищенных ФСБ крымчан, замечательно талантливого режиссёра из Симферополя, который с началом Евромайдана отложил подготовку к съёмкам своей новой картины "Носорог", чтобы в Киеве принять участие в борьбе с режимом, а вернувшись в родной город, присоединился к акциям против российской оккупации.

Фото "Спасти Олег Сенцов" у Facebook. 

Среди тех, кто, выйдя к микрофону на церемонии открытия, призвал аудиторию КМФКФ поддержать Сенцова - в частности, подписав петицию с требованием его освобождения, - были известные режиссёры-документалисты и преподаватели Элла Штыка и Дмитрий Тяжлов, курировавшие избранный в качестве фильма-открытия альманах короткометражек "Украина_голоса" (режиссёры восьми составивших его картин - Аксинья Курина, Андрей Литвиненко, Кристина Люльченко, Оксана Шорник, Вячеслав Бигун, Жанна Довгич, Надежда Парфан, Мария Стоянова, Анастасия Хонякина).

Ленты этого сборника, отличающиеся разнообразием тем и сюжетов, посвящены людям, отстаивающим своё личное достоинство - и при этом способным в случае необходимости присоединиться к коллективному протесту: герои половины фильмов так или иначе оказываются вовлечёнными в события Евромайдана. Однако и вне уличного протеста, в повседневной жизни они защищают права и свободы личности, противостоя произволу государственных структур, пассивности своих сограждан, нелепым и жестоким предрассудкам.

Среди этих выразительных, прочувствованных, подчас ироничных кинопортретов людей, благодаря которым - и подобным им, - лучшее завтра нашего народа больше не кажется неосуществимым, хотелось бы выделить героев лент "Не просто Николай" Оксаны Шорник и "Экзарх" Надежды Парфан и Марии Стояновой, православных священнослужителей, неколебимо приверженных вечным - многие назвали бы их традиционными и даже консервативными, - ценностям и при этом отстаивающих социальные перемены, борющихся за справедливое отношение к наиболее отверженным среди своих ближних.

Кадр из фильма "Не просто Николай"

Если отец Николай из Херсона, опекающий нищих и вынашивающий экологические проекты, решает выйти и на митинги сторонников Евромайдана, придя к выводу, что его пасторский долг не противоречит гражданской активности, а скорее подразумевает её, то герою фильма "Экзарх", священнику из Киево-Печерской Лавры, превращённой митрополитом Павлом в оплот красно-коричневого мракобесия, приходится столкнуться со своими собратьями, возмущёнными его стремлением нести слово Христа представителям сексуальных меньшинств и ВИЧ-инфицированным.

Ему можно с полным основанием адресовать то, что в своё время говорили исполненные благочестия фарисеи о самом Иисусе: "Вот человек, который дружит с грешниками".

Несмотря на столь злободневное, публицистическое вступление, словно перенёсшее зрителей из кинозала в гущу событий, сотрясающих нашу страну, для большинства картин фестиваля характерен скорее поиск новых художественных средств, игра с жанровыми и стилистическими особенностями, чем высказывания на актуальные темы.

В первую очередь это относится к программе "Фестивальные хиты" - к примеру, "Потерянный шарф" ирландца Оуэна Даффи, известного своей минималистской, насыщенной самым мрачным юмором и пессимизмом анимацией, является выдержанной в форме детской сказки о лесных обитателях ехидной пародией на мотивационные проповеди, а снятый австрийцем Даниэлем Мошелом "MeTube: Август поёт хабанеру из "Кармен" в провокативной БДСМ-манере воспроизводит эстетику наполненных самолюбованием любительских роликов на YouTube.

Наиболее выразительным визуальным рядом отличалась "Зима" итальянки Кристины Пиччи, получившая "Серебряного леопарда" на МКФ в Локарно работа о городах и весях российского Заполярья и Сибири, замечательно передающая атмосферу пространства, находящегося словно на зыбкой границе природы и культуры, жизни и смерти, постоянно взаимодействующих друг с другом, формируя особый менталитет местных жителей.

Хрупкость этого островка цивилизации в зимнем царстве отражает завершающий фильм кадр с автомобилем, фары которого на мгновение прорезают погружённый во тьму экран.

Другой победитель Локарно, "Человеческая масса" британца Габриэля Гоше, стал блестящим примером того, как в камерной психологической драме могут быть выражены шум и ярость социальных катаклизмов. Эта история, построенная на напряжённом диалоге между сотрудницей социальной службы и её клиентом, которого она подвергает штрафным санкциям за трёхминутное опоздание и с явным удовольствием отчитывает за лень и безответственность, уже знакома киевскому зрителю - среди многочисленных наград ленты есть и "Скифский олень", Гран-при прошлогодней "Молодости".

При этом благодаря событиям, произошедшим со времён "Молодости", фильм смотрится немного по-другому. Его финал кажется метафорой бунта народа, доведённого до отчаяния бездушными, самодовольными, убеждёнными в своей безнаказанности власть предержащими, подобными героине картины, которая, ощущая свою прямо-таки божественную власть над человеческими судьбами, злорадно уверяет своего беззащитного посетителя, отданного законами на её милость, что позаботится о его наказании.

Но зритель, который в самом начале фильма видел завершение истории - в качестве записи с камер наблюдения, - знает, что сквозящие в её словах высокомерие и жестокость являются для неё приговором, он уже заметил приближающуюся фигуру того, кто через несколько секунд нашпигует несчастную гвоздями.

...Бог истинный воздаст тебе, упрямый!
Возвещены тебе слова Его:
"Срок царства твоего определён,
Ты взвешен - и не весишь ничего".

История безымянной сотрудницы социальной службы, как и история гордого царя Валтасара, воспринимается как параллель к самонадеянной тирании правившей нашей страной группировки, чья уверенность в незыблемости своего положения обусловила её крах.

Впереди остаётся ещё три дня, наполненных показами, среди которых- масштабный смотр украинского короткого метра, продолжение конкурсной программы, тематические и национальные подборки.

Ещё один весьма примечательный фестиваль начнётся в кинотеатре "Киев" 28-го мая. В отечественном школьном образовании практически не уделяется внимания искусству кино, а снятых за годы независимости лент, адресованных детской аудитории, не наберётся и полдесятка. В этой поистине бедственной ситуации компания "Артхаус трафик" организовала мероприятие, призванное помочь подрастающему поколению зрителей в формировании вкусов и представлений, а также воспитать в нём интерес к фестивальному кинематографу.

Посетители фестиваля детского кино "Чилдрен кинофест" станут и членами жюри международной конкурсной программы, победитель которой будет выбран по итогам зрительского голосования. Помимо конкурса, в котором представлено семь полнометражных лент, фестиваль включает ретроспективу важнейших фильмов Чарли Чаплина, подборку мультипликационных картин о Розовой Пантере и эксклюзивные программы гениев силуэтной анимации, Лотте Райнигер и Мишеля Осело.

 

Мероприятия фестиваля пройдут также в Днепропетровске, Донецке, Запорожье, Одессе и Харькове.

Фестиваль "Британский театр в кино" в кинотеатре "Киев" продолжится внеочередным показом 23-го мая - постановкой "Двенадцатой ночи", одной из наиболее популярных комедий Шекспира, и, вероятно, наиболее популярного в мировой литературе произведения о близнецах.

Спектакль "Шекспировского театра Глобус", в котором роль Мальволио исполнил Стивен Фрай, представит киевской публике продюсер театра. Следует отметить, что особенностью постановки является воспроизведение сомнительной традиции елизаветинского театра - все роли в ней исполняют мужчины.

При этом в практике современного "Глобуса" и альтернативный вариант гендерной дискриминации- спектакли, где всех персонажей играют женщины. А 27-го мая состоится повторный показ "Кориолана", в котором Шекспир продемонстрировал порочность диктатуры и слабые стороны демократии- с замечательным исполнением Томом Хиддлстоном заглавной роли.

Фото www.imdb.com

powered by lun.ua