Кинопремьеры недели: Придёт серенький волчок

С 19 июня на украинских экранах демонстрируются: фильм ужасов "Оборотень" и трагикомедия "Моя большая испанская семья" Даниэля Санчеса Аревало, а также фестивали итальянского и израильского кино и "Генрих V" Уильяма Шекспира.

Оборотень / Wer

Режиссёр: Уильям Брент Белл
В ролях: А.Дж. Кук, Себастьян Роше, Окли Пендергаст, Стефани Николь Лемелин, Вик Сахай, Анджелина Армани
Жанр: фильм ужасов
Страна: США

"Болезненное состояние тела или разума может порождать галлюцинации, зависящие от характера и типа личности.
Например, честолюбивый человек в маниакальном состоянии вообразит себя королем;
скупец придет в расстройство, вообразив, что лишился последних денег,
или начнет ликовать, представив себе, что стал обладателем неисчислимых сокровищ. …
Так же и жестокий от природы человек, повредившись в уме, легко вообразит,
что перевоплощается в самого жестокого и кровожадного зверя, какого только может себе представить".

Преподобный Сабин Бэринг-Гулд, "Книга оборотней"

Героям картины Уильяма Брента Белла приходится столкнуться с ужасом, о котором граждане Западной Европы успели позабыть в своём самоуверенном благополучии.

Мирные околицы Страсбурга, да и вся Французская Республика, потрясены чудовищным преступлением: семья, выбравшаяся на природу насладиться прелестью полнолуния, подверглась нападению монстра. Мужчина и ребёнок растерзаны, женщина, пребывающая в палате интенсивной терапии на грани жизни и смерти, бормочет о тощем, высоком мужчине с повышенной лохматостью.

На основании её путаных показаний полиция арестовывает парня устрашающей наружности, уединённо живущего вместе с матерью на близлежащей ферме. Однако на помощь задержанному приходит молодая дама-адвокат, потомственный правозащитник, которую характер нанесённых повреждений и, в первую очередь, звериная жестокость расправы убеждает в том, что подозреваемый невиновен. По её мнению, лишь животное, но отнюдь не человек, может быть способным на подобное злодеяние.

В оригинале лента названа древнеанглийским словом, означающим "человек", хотя подразумевается, конечно же, современное "werewolf", "оборотень" ("человек-волк", если точнее).

Фильм Белла не претендует на нечто большее, чем являться хорошим развлечением для поклонников хоррора. От заурядных представителей жанра его отличает обилие натуралистичных сцен, подчас чересчур отталкивающих и непривычных для целомудренного украинского проката, псевдодокументальная стилистика с вкраплением "найденной плёнки", записей камер слежения, теленовостей и полицейской хроники, а также достаточно необычное сочетание фильма ужасов и детектива.

Совершённое сверхъестественным существом преступление становится объектом полицейского расследования, да и особенности поведения оборотня получают околонаучную трактовку.

При этом в фильме исподволь намечается тема двойственности человеческой природы, на которую намекает название.

Героиня картины полна гуманистического оптимизма, веры в здравый смысл и врождённую доброту своих ближних. Но повествование напоминает, что истории об оборотнях являются не просто древними сказками, свидетельствующими о легковерности наших предков, а мифологической метафорой человеческой жестокости, нашей жажды насилия, смирённой религиозными и юридическими путами.

А то обстоятельство, что полицейские из фильма оказываются практически беспомощными жертвами распоясавшегося страшилища, кажется намёком на столь частые трагические происшествия, показывающие неспособность правоохранительной системы современного общества достойно противостоять всплескам иррационального зла, будь то серийные убийцы или идеологические психопаты наподобие Андерса Брейвика.

Оценка фильма 3,5 из 5.

Моя большая испанская семья / La gran familia española

Режиссёр: Даниэль Санчес Аревало
В ролях: Антонио де ла Торре, Роберто Аламо, Ким Гутьеррес, Микель Фернандес, Патрик Криаду, Эктор Коломе, Вероника Эчеги, Аранча Марти, Сандра Мартин, Сэнди Жильбер
Жанр: трагикомедия
Страна: Испания

Популярный испанский режиссёр Даниэль Санчес Аревало хорошо известен и у нас - каждая из его картин была представлена на отечественных экранах либо в прокате, либо в рамках фестивальных ретроспектив, начиная с его весьма удачного дебюта "Тёмносинийпочтичёрный", ставшего одной из самых заметных картин первой программы "Линия испанского кино".

Его четвёртая лента "Моя большая испанская семья" отличается, как и предшествующие работы Аревало, обилием острохарактерных персонажей и сложным переплетением множества сюжетных линий, каждая из которых является палкой, вставленной в колесо главному мероприятию - свадьбе 18-летнего Эфраина и его ровесницы Карлы.

Эта свадьба, которая с самого начала пошла не так, как нужно, выступает сюжетной рамкой для историй родных и близких юного жениха. Его отец пребывает в неизбывной тоске из-за разлуки с супругой, оставившей семью много лет назад, а её отсутствие на свадьбе в буквальном смысле разбивает ему сердце - церемонию приходится прервать из-за случившегося с ним приступа стенокардии.

Старшие братья Эфраина тоже озабочены собственными проблемами, грозя всё сорвать - один из них, вернувшийся из африканской врачебной миссии хирург, обнаруживает, что другой брат завёл роман с его оставленной возлюбленной, третий же после краха своего бизнеса сидит на антидепрессантах и рассчитывает поправить дело, запустив руку в семейный сейф.

Лишь четвёртый, страдающий слабоумием, беззаботно и радостно наслаждается празднеством, хотя и его выходки не слишком облегчают ситуацию, а в довершение всего в дело вмешивается сестра невесты, которая, как выясняется, давно влюблена в Эфраина. Что касается прочих гостей торжества, то они, кажется, были бы счастливы, если бы свадьба вовсе не состоялась, поскольку из-за неё им приходится отвлечься от куда более важного мероприятия - финала чемпионата мира, в который вышли сборные Голландии и Испании (какое сладостное и печальное воспоминание для тех зрителей картины, которые стали свидетелями мачта этих команд на нынешнем чемпионате).

В фильме Аревало с сочувственной иронией показан крах мечты об идеальной семье. Стремящимся к крепким брачным узам, приверженным патриархальным устоям персонажам раз за разом приходится столкнуться с реалиями, идущими вразрез с их представлениями, но их эмоциональная близость друг к другу, способность прощать и готовность к самопожертвованию позволяет смириться с поражениями и, в конечном счёте, подтвердить, что семья остаётся для каждого из них важнейшей ценностью.

Среди разнообразных маленьких трагедий, переживаемых героями, большинство зрителей смогут найти отражение собственных невзгод. Но обилие несчастий, как это случается у Аревало, в конечном счёте не идёт картине на пользу - авторы оказываются не способны раскрыть в должной мере все сюжетные линии, и отсутствие психологической достоверности восполняют отчаянным лиризмом и шумным весельем.

По-настоящему удачные моменты, забавные или пронзительные, теряются в сутолоке перипетий столь мелодраматичных, что они были бы уместны скорее в мыльной опере, чем на большом экране.

Оценка фильма 3 из 5

В кинотеатре "Киев" продолжается фестиваль "Неделя итальянского кино", который должен пройти также в Одессе, Львове и других крупных городах. Среди картин фестиваля - нашумевший триумфатор последнего Венецианского МКФ "Римская кольцевая дорога" Джанфранко Рози, в очередной раз засвидетельствовавший художественный потенциал документального кино, а также классический "Конформист" Бернардо Бертолуччи о том, что случается, когда граждане позволяют правительству навязывать себе систему ценностей.

Едва ли не лучшей из ретроспектив национальных кинематографий стала в прошлом году "Неделя израильского кино" (хочется упомянуть "Примечание" Джозефа Седара и выразить благодарность Елене Вовкогон, автору превосходного украинского перевода этого шедевра о филологах и филологии).

26-го июня начнётся новый фестиваль израильского кино, составленный сотрудниками МКФ "Молодость" из пяти наиболее громких картин еврейского государства последних лет.

Фильмом-открытием станет "Охота на слонов" Решефа Леви, пользовавшаяся бешеным успехом у зрителей и кинокритиков Израиля трагикомедия о 12-летнем подростке, который решает вместе со своими близкими и друзьями ограбить банк, ответственный за гибель его отца. Стоит отметить, что одну из главных ролей в фильме исполнил замечательный актёр Сессон Габай, знакомый украинскому зрителю по "Визиту оркестра" Эрана Колирина, фильму, в 2007-м году ставшему победителем "Молодости".

Фестиваль "Британский театр в кино" в кинотеатре "Киев" продолжится 24-го июля поставленным "Театром Глобус" спектаклем "Генрих V" по одному из наиболее спорных произведений Уильяма Шекспира.

Создав устрашающую галерею негодных королей - кровавых тиранов, беспринципных узурпаторов, слабохарактерных гедонистов, - в "Генрихе V" великий драматург решил изобразить идеального монарха, вследствие чего это произведение несколько грешит искусственностью и риторичностью, к тому же, в соответствии с современными Шекспиру представлениями, его король без страха и упрёка является воинственным и безжалостным захватчиком.

Вместе с тем эта пьеса стала возвышенным гимном воинской доблести и мужеству, а также главным произведением об одном из наиболее значительных сражений Столетней войны- битве при Азенкуре, которая в исторической перспективе воспринимается скорее не как победа англичан над французами, а как победа хорошо организованных, дисциплинированных лучников-"простолюдинов" над спесивыми и не желающими придерживаться боевого порядка аристократами.

Примечательно, что пьеса, в отличие от большинства других "исторических хроник" Шекспира, не предполагает воспроизведение боевых эпизодов на сцене - в "Генрихе V" сражения не показываются, о них рассказывают персонажи. "Вместит ли круг из дерева те шлемы, что наводили страх под Азенкуром?"

Вероятно, лучшим из современных ему театральных средств, способных помочь воплотить столь масштабное и зрелищное событие, Шекспир считал воображение своих зрителей:

…Представьте, что в ограде этих стен
Заключены два мощных государства,
Что поднимают гордое чело
Над разделившим их проливом бурным.
Восполните несовершенства наши-
Из одного лица создайте сотни
И силой мысли превратите в рать.
Когда о конях речь мы заведём,
Их поступь гордую вообразите;
Должны вы королей облечь величьем,
Переносить их в разные места,
Паря над временем, сгущая годы
В короткий срок.

Следует упомянуть, что "Генрих V" не станет, как предполагалось ранее, последним спектаклем фестиваля.

Вслед за ним будут показаны постановки других шекспировских произведений - знаменитой философской комедии-утопии "Буря", одной из ключевых произведений европейской культуры, исторической драмы "Генрих IV" (в которой идеальный монарх "Генриха V" появляется в качестве легкомысленного и безалаберного наследника престола) и наиболее прославленной в мировом искусстве комедии о двойниках "Двенадцатая ночь".

Также в рамках "Британского театра в кино" пройдёт показ комедии по пьесе современного автора Алана Эйкборна "Маленький семейный бизнес".

Усі фото з kino-teatr.ua

Реклама:

Головне сьогодні