Кинопремьеры недели: Дух и буква
С 11 сентября на украинских экранах демонстрируется шпионский триллер "Самый опасный человек" Антона Корбайна. Также состоится Фестиваль современного корейского кино.
Самый опасный человек / A Most Wanted Man
Режиссёр: Антон Корбайн
В ролях: Филип Сеймур Хоффман, Рэйчел МакАдамс, Уиллем Дефо, Робин Райт, Григорий Добрыгин, Хомаюн Эршади, Нина Хосс, Даниэль Брюль, Мехди Дехби
Жанр: шпионский триллер
Страна: Великобритания-США-Германия
"…Небольшая потеря и огромные достижения. Один, принесённый в жертву во имя многих. Неприятно, конечно, решать, кто именно должен стать жертвой. Неприятно переходить от теории к практике", - Джон Ле Карре, Шпион, который вернулся с холода.
Творчество британского писателя Джона Ле Карре, автора литературного первоисточника "Самого опасного человека", олицетворяет полюс жанра шпионского детектива, противоположный миру Бондианы с его чётким разделением на своих и чужих, с его идеализированными образами облачённых в смокинг бесстрашных и неуязвимых защитников общества потребления.
Романы Ле Карре, в том числе шедевры жанра "Шпион, который вернулся с холода" и "Война в Зазеркалье", характеризуются мрачной тональностью, превосходно выписанными героями и пафосом борьбы с могущественными государственными механизмами, которую ведёт честный и стойкий и вместе с тем усталый, разочарованный человек, в какой-то момент осознавший, что, хотя идеология противостоящих Систем различается в корне, методы их защитников практически идентичны.
![]() |
Тут и далее фото Кino-teatr.ua |
Рушатся империи, сменяют друг друга всё новые "прямые и явные угрозы" Свободному Миру, но эти методы остаются неизменными- простые агенты, а также гражданские лица, волею случая столкнувшиеся с клокочущим миром политического закулисья, становятся заложниками, пешками в шпионских играх, чьё существование разрушают безжалостно и равнодушно.
Действие фильма Антона Корбайна, вслед за книгой, разворачивается в середине 2000-х- время, которое, как мы теперь понимаем, можно назвать эпохой между двумя Холодными войнами, -в Гамбурге, несущем свой груз вины за трагедию 11-го сентября, ведь именно в вольном ганзейском городе студент-архитектор Мохамед Атта проникся идеями джихада и обзавёлся связями, приведшими его на борт самолёта Американских Авиалиний, который он направил на северную башню Всемирного торгового центра.
![]() |
Опозоренные немецкие спецслужбы готовы потакать прихотям американских коллег, но не таков главный герой произведения Гюнтер Бахман, ветеран невидимой войны на фронтах Бейрута, Багдада и Могадишо, потрёпанный кровавыми передрягами в худших уголках света пёс демократии, неколебимо- пускай без особенного успеха и даже без особенной надежды, - отстаивающий перед начальством свой взгляд на ведение дел. В частности, Бахман убеждён, что выявленных пособников террора следует не уничтожать, а завербовывать.
В поле зрения Бахмана и его команды попадает нелегальный эмигрант Исса Карпов, загадочный юноша с русской фамилией и чеченской самоидентификацией, сбежавший из турецкой тюрьмы, а перед этим- из российской, и нашедший приют у пожилой турчанки и её сына (не иначе, скрытых исламистов).
![]() |
Коллеги Бахмана из конкурирующих ведомств, куда менее расположенные миндальничать с теми, кто представляет потенциальную угрозу спокойствию и порядку, пытаются добраться до Иссы первыми, ведь, если верить любезно предоставленному российскими спецслужбами досье, Исса- участник исламистских террористических организаций. Да и как можно не верить россиянам, каким-никаким, союзникам в борьбе против международного террора?
Между тем, у Иссы находятся друзья не только в среде эмигрантов, этих недограждан на птичьих правах. Под свою хрупкую защиту его берёт молодая дама-адвокат, сотрудница правозащитной организации, убеждённая, что, как учит немецкая история, закон не защищает жизнь, а предоставляет государству легальные основания её уничтожить, так что преступить закон- его букву, во всяком случае, -иной раз необходимо.
Читатели книги едва ли будут в полной мере удовлетворены её киноадаптацией. Роман Ле Карре, не изобилующий, в отличие от многих других произведений писателя, острыми сюжетными поворотами, интересен в первую очередь глубиной характеров и их взаимоотношений. Оптимизируя "портретные" монологи и диалоги, авторы сокращают слишком многое, отчего некоторые персонажи получаются маловыразительными, и, как следствие, само действие оказывается несколько плоским.
![]() |
Однако многие изъяны искупаются выдающейся работой покойного Филиппа Сеймура Хоффмана, создавшего полнокровный, обаятельный образ Бахмана, прирождённого разведчика, не смирившегося с вынужденной зависимостью от решений ограниченных бюрократов и амбициозных политиканов, одержимого жаждой деятельности и внутренне опустошённого, сострадательного и циничного.
Что же до остального, то и самые преданные поклонники Ле Карре, смирившись с неизбежными потерями, отдадут должное атмосфере фильма, неуютной и тревожащей, печальной, но лишённой сентиментального надрыва. И, главное, создателям ленты удалось передать основной идейный посыл книги.
В своём произведении Корбайн вслед за Ле Карре отнюдь не подвергает сомнению необходимость сражаться, однако он показывает, что в достижении благородной цели победы над Злом отнюдь не все средства допустимы. В книге Бахман следующим образом описывает противника, с которым приходится столкнуться немецкой разведке: "Те, с кем мы имеем дело, не проводят грань между личной и коллективной виной.
Для этих ребят всё предельно просто: западный мир против ислама, и никаких полутонов".
Однако и роман, и фильм показывают, что той же неспособностью, или, скорее, нежеланием различать правых и виноватых характеризуются и те, кто призван защищать демократические ценности Западного мира- они также заведомо воспринимают любого мусульманина, любого эмигранта как потенциального преступника и экстремиста.
История Иссы Карпова (чьё имя, арабский вариант имени Иисус, словно подсказывает, что ему приходится страдать за чужие грехи, хотя, не будучи Богом, он никого не может спасти) свидетельствует, что обращаться с человеком, как с врагом, только потому, что по неким поверхностным признакам он может принадлежать к вражескому лагерю, недопустимо.
Это делает "Самого опасного человека" весьма актуальным и для нашего зрителя, напоминая, что война с террором и иностранным вторжением не могут стать оправданием для ксенофобии.
Оценка фильма 4 из 5
С 19-го по 22-е сентября в кинотеатре "Киев" пройдёт одно из наиболее примечательных мероприятий осени, Фестиваль современного корейского кино, в рамках которого будет показано шесть южнокорейских картин- куда больше, чем можно было увидеть на отечественных киноэкранах за последние пару лет.
При этом, если обычно кинематограф Южной Кореи ассоциируется с поэтичными и мрачными шедеврами таких режиссёров, как Пак Чхан Ук, Ли Чхан Дон и Ким Ки Дук, программа нынешнего смотра, подготовленного посольством Республики Корея, составлена из произведений, авторы которых отнюдь не были расположены повергать своего зрителя в шок и трепет.
Эти ленты относятся главным образом к жанрам мелодрамы и комедии, являясь не только обладателями наград различных южнокорейских и азиатских фестивалей, но и чемпионами национального проката.
![]() |
Среди наиболее нашумевших на родине картин следует отметить "Архитектуру" Йонг-чу Ли, историю о мужчине, который, пройдя земную жизнь до половины, испытав множество личных поражений и разочарований, получает возможность вновь побороться за сердце женщины, в которую он был влюблён в университетские годы, а также "Всегда" Иль-гон Сонга, посвящённую взаимоотношениям слепой девушки и бывшего боксёра, который решается на рискованную авантюру, чтобы попытаться вернуть зрение своей возлюбленной.
В некоторых из фильмов романтические и комедийные элементы сочетаются с острым сюжетом.
Так, "Совершенно секретно" Чхоль-су Янга представляет собой шпионскую комедию о трёх агентах северокорейских спецслужб, работающих под прикрытием в Сеуле и постепенно попадающих под скромное обаяние буржуазных ценностей, а "Поймай меня" Ли Чжон Хёна повествует о взаимоотношениях блестящего полицейского детектива и знаменитой воровки, которые постепенно выходят за рамки сугубо профессиональных.
Необходимо отметить, что организаторы сделали вход на все фильмы фестиваля свободным.