Кинопремьеры недели: Творя прекрасное от пьянства и до пьянства

30
17 жовтня 2014

С 16 октября на украинских экранах демонстрируются: биографическая драма "Святой Лоран" Бертрана Бонелло и криминальная драма "Прогулка среди могил" Скотта Фрэнка, а также "Наша Надежда" Владимира Тихого и фестиваль "Британский театр в кино".

Святой Лоран / Saint Laurent

Режиссёр: Бертран Бонелло
В ролях: Гаспар Ульель, Жереми Ренье, Луи Гаррель, Леа Сейду, Амира Касар, Эмилин Валаде, Хельмут Бергер, Миша Лекот, Валерия Бруни-Тедески, Валери Донзелли
Жанр: драма, биография
Страна: Франция

Киноманы, которые захотят решить для себя, нуждался ли мир сразу в двух кинобиографиях выдающегося модельера, смогут убедиться, что, по крайней мере, для просмотра картины Бертрана Бонелло знакомство с предшествующим фильмом, не так давно прошедшим и на наших экранах "Ивом Сен-Лораном" Жалиля Леспера, было весьма нелишним.

Картина Леспера, с её неспешным повествованием, продвигающимся через череду скандалов и триумфов от юности героя к его кончине, с её закадровым монологом, описывающим и поясняющим то, что зритель мог не увидеть или не понять, с её умиротворяющим мелодраматизмом позволяет составить пускай поверхностное, но вполне внятное представление о жизни и творчестве кутюрье.

Бонелло же в своём фильме пренебрегает задачами ликбеза, нагромождая выразительные образы подчас без всякой видимой связи, произвольно тасуя время и место действия. Тем зрителям его ленты, которым не посчастливилось увидеть фильм Леспера или узнать об Иве Сен-Лоране из других источников, понять, что к чему в этой мешанине, будет не проще, чем собрать пазл, не представляя, как должна выглядеть готовая картинка, и, к тому же, получив в своё распоряжение неполный набор элементов.

 

Смысловые пробелы заполнены продолжительными сценами вечеринок и сексуальных оргий. В этих эпизодах, которые могут показаться затянутыми и просто ненужными, музыка то и дело заглушает украинский дубляж, и постепенно начинаешь подозревать, что это соответствует если и не оригинальной озвучке, то, во всяком случае, самой концепции фильма, описывающего нарушение коммуникации с окружающим миром, стремление героя свести общение к минимуму и даже отказаться от него.

В одной из вступительных сцен ленты Сен-Лоран обрывает секретаршу, перечисляющую неотложные дела, требующие его внимания, возгласом: "Вы не могли бы дать мне послушать музыку?"

Если фильм Леспера был построен на взаимоотношениях Сен-Лорана и его делового партнёра и возлюбленного Берже, то у Бонелло Берже маячит на периферии сюжета.

Главный герой предпочитает ему безымянных парней-проституток, чьими услугами можно пользоваться, не нарушая своего личного эмоционального пространства, и жиголо Жака, для которого любовные взаимоотношения также являются мимолётным общением "животных с их природными потребностями".

Соответствующим образом практически все персонажи, включая представителей ближнего круга героя, остаются в повествовании безликими статистами.

"Интересно, дал ли я Бет и Лулу столько же, сколько они дали мне?" – задумчиво произносит постаревший Сен-Лоран, и зритель едва может понять, о каких Бет и Лулу идёт речь, хотя они являются самыми близкими из его подруг.

То, что может показаться огрехами драматургии, подчёркивает отчуждённость героя, его одиночество, в котором он сам нуждается.

О неспособности Сен-Лорана к эмоциональной привязанности с особенной выразительностью свидетельствует его отношение к питомцу, французскому бульдогу, которого он воспринимает не как живое существо со своей индивидуальностью, своим выразительным характером, а как бездушный элемент декора – когда пёс умирает, отравившись наркотическими препаратами, разбросанными его хозяином, Сен-Лоран подыскивает себе нового с идентичным расположением пятен, и даёт ему кличку злополучного предшественника.

 

Очевидно, эмоциональная холодность позволяет ему создавать прекрасные платья в то время, когда мир вокруг, кажется, вот-вот обрушится в тартарары.

Демонстрации очередных коллекций соединяются в экранном диптихе с кадрами документальной хроники – руинами алжирских деревень, французскими танками, бодро подпрыгивающими на ухабах, столкновениями студентов и полиции на улицах Парижа.

При этом Сен-Лоран – не просто узник баши из слоновой кости, утративший связь с реальностью.

То, как он ведёт себя с людьми, с которыми всё же не может избежать взаимодействия, свидетельствует, что талант художника отнюдь не предполагает душевной чуткости.

Эпизод, в котором он, произнося речь благодарности своему коллективу, потихоньку распоряжается об увольнении подчинённой, которой только что выражал соболезнования в связи с неким постигшем её несчастьем – и которая в этот момент смотрит на него с обожанием, – подтверждает, что и люди для него не более, чем деталь интерьера, приятные его глазу или неприятные, и неприятные он без сожаления ломает на мелкие кусочки и выбрасывает в мусорное ведро.

Однако этот человек, не способный сострадать другим, сам вызывает сострадание, будучи более несчастным, чем любой из тех, кого он мог обидеть.

Подобно герою его детского стихотворения, Сен-Лоран красив, богат и успешен, но это не приносит ему радости. Он ищет нечто иное, нечто, по-видимому, ему неведомое, и не может найти ни в сексуальных эскападах, ни в алкогольно-наркотическом угаре, ни даже в творчестве – напротив, желанное оказывается всё более неуловимым, смутным.

Неслучайно из всех составивших саундтрек классических шедевров и хитов рок-музыки 70-х, авторы выбирают для повторения на финальных титрах обработку арии из оперы Генри Перселла "Король Артур", в которой разбуженный Гений Холода молит оставить его в покое, позволить ему "вновь замёрзнуть насмерть".

 

Своеобразным аналогом этого печального чудища представляется сам Сен-Лоран с его неумением обуздывать свои порывы, с его гибельным стремлением, освободившись от всех социальных и личных связей, остаться призрачным видением собственного кошмара, грешником в аду, под котлами которого он сам разжёг огонь.

Оценка фильма 4 из 5

Прогулка среди могил / A Walk Among the Tombstones

Режиссёр: Скотт Фрэнк
В ролях: Лайам Нисон, Морис Комт, Патрик МакДэйд, Лучиано Акуна-мл., Ганс Марреро, Лаура Бирн, Дэвид Харбор, Адам Дэвид Томпсон, Ким Розен, Дэн Стивенс
Жанр: криминальная драма
Страна: США

 

Фильм Скотта Фрэнка является экранизацией одноимённого романа Лоуренса Блока, одного из наиболее популярных авторов современного нуара, известного и нашим читателям.

В этом произведении действует один из сквозных персонажей Блока, бывший полицейский, частный детектив "без лицензии" Мэттью Скаддер.

К герою обращается некий Ортис с просьбой за хорошее вознаграждение найти людей, похитивших и, несмотря на получение выкупа, убивших его жену – с тем условием, что к делу не будет привлечена полиция, и Ортис сможет сам покарать преступников.

Скаддер, понимая, что имеет дело с наркоторговцем, отказывается, но Ортис приходит к нему снова и даёт прослушать присланную убийцами запись расправы над его супругой: "Позвоните, если передумаете".

Скаддер набирает номер Ортиса через несколько минут после его ухода.

 

В самой завязке событий чувствуется отступление от привычных канонов историй о частных детективах, которые, какое бы благородство не выказывали впоследствии, поначалу держат марку циничных профессионалов, блюдущих свои интересы, не смешивающих дело с душевными порывами.

Скаддер же сразу проявляет эмоциональную заинтересованность, стремление найти виновных в жестоком убийстве молодой женщины, сочувствует её мужу, несмотря на то, что тот также ответственен за произошедшее.

"Они не случайно выбрали вас – они знали, чем вы зарабатываете, знали, что вы не обратитесь в полицию".

Не случайно выбрали не только Ортиса и его супругу- как выясняется, несколько других женщин, похищенных и замученных, также были возлюбленными наркодиллеров. На первый взгляд происходящее кажется страшной местью обезумевших родственников тех, кто пал жертвой наркомании, но преступники- кровожадные психопаты, для которых убийства подруг наркоторговцев лишь наиболее удобный способ реализовывать свои садистские наклонности. И всё же они являются, пускай и невольно, орудием возмездия.

Фильм показывает, что наши пороки, которые мы не находим сил или желания сдерживать, делают уязвимыми и нас самих, и тех, кто нам дорог.

Авторам удаётся, не впадая в патетику и нравоучительность, использовать детективную интригу для разговора о преступлении, наказании и искуплении.

 

Через эту последовательность так или иначе проходит большинство героев фильма, включая молодого кладбищенского смотрителя, который, потакая своим специфическим сексуальным предпочтениям, становится невольным соучастником одного из убийств, и самого Скаддера, ушедшего из полиции после несчастного случая, причиной которого стала его алкогольная зависимость.

А то обстоятельство, что сотрудники правопорядка практически не появляются на экране, не столько указывает на принадлежность героев к общественному дну, которого не достигает длинная рука закона, сколько свидетельствует, что каждый из них волен сам, без оглядки на общественные институты, выбирать дорогу, проходя через своё земное чистилище.

Оценка фильма 4 из 5

21-го октября в кинотеатре "Жовтень" состоится киевская премьера документальной ленты "Наша Надежда" Владимира Тихого, одного из ведущих отечественных кинематографистов, главного вдохновителя альманахов "Мудаки. Арабески" и "Украина гудбай" и объединения "Вавилон’13".

Его новая картина посвящена Надежде Савченко, чей образ раскрывается в рассказах её сестры и матери, её товарищей по оружию.

Вход на показ осуществляется по добровольным взносам, все собранные средства пойдут на поддержку детей погибших бойцов батальона "Айдар".

"Британский театр в кино" в кинотеатре "Киев" продолжится инсценировкой "Франкенштейна" Мэри Шелли, одного из основополагающих произведений как для британского психологического романа, так и для жанров готики и научной фантастики.

Постановку осуществил Дэнни Бойл, прославившийся своими работами в кинематографе, среди которых фильмы "Неглубокая могила", "На игле" и "Миллионер из трущоб".

Спектакль существует в двух "актёрских версиях" – в запланированной на 21-е октября доктора Франкенштейна сыграл Бенедикт Камбербэтч, а роль созданного им "монстра" (который по своему характеру, конечно же, вовсе не монстр, а одинокий, обиженный, озлобленный, несчастный ребёнок) исполнил Джонни Ли Миллер.

22-го октября зрители смогут увидеть, как Камбербэтч воплотил "монстра", а Ли Миллер- его злополучного создателя.

Фото kino-teatr.ua

powered by lun.ua