Тест

ГОГОЛЬFEST #8. Полтысячи событий фестиваля войны, любви и мира

Нынешний, восьмой по счету ГОГОЛЬFEST, который продлится с 17 до 27 сентября, вписан в декорации ВДНХ. Это пространство застывшего гимна совку, осевшему тут не только в архитектуре, фигурах передовых колхозниц с высокоподнятыми снопами пшеницы и рогатом скоте в барочных виньеточных рамках, но даже в клумбах, громкоговорителях, оранжереях и чеканном ритме деревьев в яблоневых садах.

Из всех предыдущих локаций фестиваля – Мыстецького Арсенала, Киностудии имени Довженко и арт-кластера "Выдубичи" – эта наиболее противится современному искусству. По крайней мере, той его ветви, которая не заигрывает с советским прошлым.

Однако опыт освоения ГОГОЛЬFESTом соцреализма не только интересен, но и символичен. Как знать, может полтысячи акций, которые запланированы в его рамках, станут волшебным катализатором изменений внутри застывшего по всей стране совка.

Інтер'єр одного з павільйонів ВДНГ, усі фото: УП.Життя, Дмитро Ларін

Огромная территория ВДНХ – это, конечно, вызов фестивалю, который в этом году претендует на звание наиболее масштабного за всю свою историю. Организаторы задействуют целых 17 павильонов, в том числе и те, которые уже третье десятилетие стоят без дела.

Им не привыкать – когда ГОГОЛЬFEST осваивал "Мыстецький арсенал", актеры ДАХа и Влад Троицкий лично выгребали оттуда весь мусор. На Выдубичах была та же история, только с довеском в виде брошенного орендаторами хлама. А в помещениях киностудии приходилось бороться еще и с плесневым грибком на потолке и стенах.

Если не углубляться в вопросы эстетики, то ВДНХ для этого фестиваля – наиболее подходящая территория, позволяющая разнести громыхающую сцену альтернативной музыки и тишайшие романсы под рояль, таящая огромные возможности для перформативных и визуальных экспериментов в подвалах, шахтах, в лесу и на полях.

Еще одно преимущество – наличие больших помещений музейного формата, вроде 21-го павильона.

Главные темы фестиваля – искусство войны, любви и мира, понимаемые здесь, разумеется, гораздо шире, чем выступления народных коллективов в зоне АТО.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

"Искусство войны" – название музыкально-театрального перформанса, который покажут 17 сентября, на открытии фестиваля, и повторят на следующий день.

Его премьера состоялась три месяца назад в Одесской филармонии в рамках фестиваля Odessa Classics, благодаря усилиям пианиста Алексея Ботвинова, режиссера Влада Троицкого, актеров театра ДАХ, ансамбля Мирославы Которович "Артехатта" и виджеев "Tenpoint".

Тексты самого известного древнекитайского трактата, посвященного военной стратегии и политике, авторства Сунь Цзи читает не мужской, а женский голос, заставляя их услышать совершенно по-новому. Музыка же подобрана возвышенная, ужасающая, просветленная и вечная – Георг Фридрих Гендель, Иоганн Себастьян Бах, Альфред Шнитке.

Работы Троицкого – это всегда неоконченный процесс - work in progress. Киевский показ будет радикально отличаться от одесской премьеры, к тому же, добавится вдумчивая хореография от танцоров студии "TotemDance".

"Искусство мира" – вторая часть трилогии, говорящая языком одноименного сборника цитат из бесед, стихов и каллиграфии основателя айкидо Уэсибы Морихэя.

По мнению постановщиков, на этих страницах так много важного для проговаривания через жест, танец и музыку, что пришлось сделать не одну постановку, а сразу две: первая часть стартует в 19.00, а вторая – в 22.00.

Музыка – классическая, от лучшего киевского камерного оркестра "Киевские солисты" и дирижера Дмитрия Яблонского. Её будут передавать через движения и мимку не только актеры, но и артисты цирка.

Третья часть трилогии - "Как я была Алисой… Искусство любви" – 50-минутный тизер нового проекта фрик-кабаре Dakh Daughters, над которым "дочери ДАХа" ежедневно трудятся с утра до поздней ночи.

Отправная точка – "Алиса в стране чудес" Льюиса Кэрролла, но это были бы не Dakh Daughters, если бы Алиса не стала поводом поговорить о своем, о женском, да еще и во вселенских масштабах.

Помимо кэрролловского бестселлера, в текст попала Песнь песней Соломона, аутентичный украинский напев "Ходи-ходи наша панночка" и личные истории шести участниц коллектива об их детстве, взрослении и любви.

В дальнейшем из этого тизера вырастет новый большой спектакль, а также шесть коротких мультфильмов о жизни и влюбленностях каждой из "дочерей".

Фрагмент роботи Віктора Сидоренка

Все три события правильнее всего было бы назвать мощнейшим опытом общения искусств между собой.

В этом году на ГОГОЛЬFESTе коллаборационных проектов несколько десятков. И, в общем, пора наконец-то начать серьезный диалог искусств именно здесь, внутри самого большого мультидисциплинарного фестиваля.

В конце концов, налаживание коммуникации – это одна из базовых потребностей современного украинского общества, а здесь она происходит не только эффективно, но еще и очень красиво.

ХОРЕОГРАФИЯ

25 сентября покажут современный балет-антиутопию "Священная весна" в постановке куратора хореографической программы Кристины Шишкаревой – очередной парафраз на самый скандальный балет XX века "Le Sacre du printemps" Игоря Стравинского.

Традиционно его название переводится как "Весна священная", но тут порядок слов изменен, видимо, из-за обыгрывания названия военной песни Лебедева-Кумача и Александрова. По словам хореографа, первоначальная идея спектакля выросла из желания сделать постановку о молодом Адольфе Гитлере.

Авторы исследовали процесс превращения молодого амбициозного художника в ужаснейшего тирана и настроив фокус не на его злодеяния, а на саму метаморфозу.

Потом беседы с автором либретто Александром Михедом вырулили на тему каргокультов, а также отношений между политикой и религией. Постановщики решили поговорить о несправедливости и духовных манипуляциях внутри традиционных религий, которые оны приравнивают к деспотизму и тирании.

Репетиція Юрія Пристаєцького, вистава Коридор

По сюжету балета танцовщики - естественные в своем языческом восприятим мира, - подвергаются влиянию некоего тирана и священника (в его роли – актер ДАХа и исполнительный директор ГОГОЛЬFESTа Максим Демский), навязывающего им новые модели поведения.

Сцена причастия в финале спектакля перерастает в жертвоприношение, а сцену заливают реки искусственной крови. Кстати, этот балет появился благодаря тому, что его команда перезнакомилась на прошлом фестивале.

24 сентября представят новую версию одноактного минималистического балета Эдварда Клюга Stabat Mater. Исполняют - труппа Дениса Матвиенко, Киевские солисты и четыре вокалистки, одна из которых – незабываемая Виргилия из резонансной оперы "Кориолан", колоратурное сопрано Марьяна Головко.

НОВАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

Бесспорный хедлайнер не только музыкальной сцены, но и всего фестиваля – феноменальный британский пианист Ян Пейс, играющий невероятно виртуозные произведения современных авторов и классиков новой музыки.

Нет смысла перечислять фестивали, в которых он выступал и знаменитостей, с которыми сотрудничал (Пейс осуществил 150 премьер всемирно признанных авторов). Проще сказать, что без этого человека история новой музыки была бы неполной.

В Киеве под занавес фестиваля он исполнит программу, достойную лучших мировых площадок, при этом помимо живых зарубежных классиков в нее попадут и украинские авторы.

20 сентября состоится концерт лучшего украинского молодого пианиста – этот титул Антоний Барышевский по праву носит после победы на одном из самых престижных конкурсов имени Артура Рубинштейна.

В программе – музыка авторов XX века: Игоря Стравинского, Галины Уствольской, Белы Бартока и Джона Кейджа, реформаторов фортепианной игры. Рояль у них трактуется то как механическое пианино, то как молот с наковальней, то как оркестр ударных инструментов. Так что Антонию Барышевскому доведется по совместительству примерить на себя роль перкуссиониста.

.AVI – аудиовизуальная импровизация в три сета

Концертное агентство "Ухо" готовит трехэтапный проект, исследующий возможности пересечения музыкальной импровизации с визуальными практиками. 19, 22 и 24 сентября будет живое рисование на огромном холсте (художница – Женя Чайковская), сценография Кати Либкинд и Ольги Гайдаш, буто-танцоры Флавия Гизальберти и Валентин Цзин, и, конечно, музыка.

Состав исполнителей – звездный: владелец основного ирландского авангардного лейбла diatribe и саксофонист Ник Рот, виолончелистка и вокалистка Одри Чен, хорошо известная киевлянам по предыдущим "экстремальным" концертам "Уха", и Украинский импровизационный оркестр.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ МУЗЫКА

Под альтернативную музыку отдают сразу две сцены: подземный сквот D.O.T в 42-м павильоне и Большую музыкальную сцену в 19-м. На первой ищите молодых и перспективных музыкантов, на второй – более известных и экстравагантных.

Не обойдется без Жадана и "Собак в космосе", атмосферных электронщиков I am Dive – одного из наиболее интересных молодых проектов независимой испанской музыки, - креативных швейцарских барышень The Chikitas с гаражным рок-н-роллом, "вечера дымной музыки и цепких мелодий" от харьковчан Soom, львовян Somali Yacht Club и "украинских шаманов" Ethereal Riffian, исследующих духовное освобождение в разных традициях.

Также 20 сентября состоится самая громкая оперная премьера года – группа "Хамерманн знищує віруси" решила попробовать себя в крупном жанре, переосмыслив историю Каина и Авеля в опере "Розовый бутон" .

ЭКО-ПРОГРАММА

Одна из самых обширных на фестивале – в ней около ста событий. Здесь не просто расскажут, как теоретически добывать электричество из огурца, а научат быть креативными не в ущерб природе.

Вместо традиционных гербариев и поделок из шишек – скульптуры из сена, мастер-классы по ресайклингу (то есть, креативной переработке мусора), эко-спектакль "Перерождение", мастер-классы по фотографированию экологических катастроф и бизнес-игры, направленные на экологию.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРОГРАММА

Основная концепция литературной программы фестиваля – [ре]архивация. Это обращение к архивам как месту хранения памяти, сбережения знаний об эпохе, плотно закрытому и надежно сохраненному чужому опыту. Опыт литературы ХХ века рассматривается в трех измерениях: предчувствии войны, собственно войны и послевоенных периодов.

Ждите презентацию поэтического сборника Александра Ирванца "Санитарочка Рая", "Тур футуристов Донбассом" – истории о поэтах, в 1929 году объездивших этот край, - репортаж об итальянском футуризме, разговор о "Расстрелянном возрождении", литературно-визуально-хореографический проект "Стефаник 19.16" и очередную дискуссию в формате "Пропаганда vs культура", посвященную тому, как художественная литература рассказывает о войне.

ВИЗУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Под визуальную программу на ГОГОЛЬFESTе отданы сразу девять павильонов, кроме того задействуют и публичное пространство, что для сотни проектов – не так уж и много. Живописи будет посвящено всего несколько проектов. Зато ожидается много фотографий и видеоарта.

Фотолабораторія

Здесь покажут огромный он-лайн архив австрийско-украинского проекта "VASA", в котором представлены работы школы Харьковской концептуальной фотографии от 1970-х до 2000-х годов.

Важно отметить два фильма берлинского одессита Юрия Лейдермана и Андрея Сильвестрова "Бирмингемский орнамент" (первая и вторая часть). Второй из фильмов, который получил специальный приз жюри Римского кинофестиваля в категории "кино XXI века", впервые продемонстрируют на большом экране и для широкой аудитории.

Ни в коем случае нельзя пропустить презентацию испанского фестиваля In Mediterraneum – возможностей посмотреть хорошую выборку иностранного видеоарта у нас не так много.

В одном павильоне с альтернативной музыкой Сергей Погребинский "высадит" сад из пятиметровых черных и белых деревьев, выполненных в технике линогравюры. В течение всех десяти дней фестиваля посетители смогут допечатать вместе с автором свои собственные деревья, но уже в цвете. Каждую ночь черные растения будут заменяться цветными, и в какой-то момент весь сад станет красочным.

В резервуаре перед одним из центральных павильонов ищите работу американца Джона Мелвина – большую кинетическую инсталляцию из металлического строительного хлама, которая будет плавать в воде, ржаветь и трансформироваться на протяжении фестиваля.

Джон Мелвин

Но самое важное будет сконцентрировано в двух противоположных по архитектуре и духу помещениях – огромном, светлом, тяготеющем к ампиру павильоне химической промышленности (№21) и темной подземной имитации шахты в угольном павильоне (№13).

Основная концепция визуальной программы – игра в реальность. Говорить об этом будут представители херсонского видеоарта – Стас Волязловский и Семен Храмцов. Белорусский художник Алексей Шинкаренко исследует тему холодной войны. Также будут работы, посвященные отношениям человека и общества, художника и рынка, мужской и женской сексуальности.

Шахта павильона угольной промышленности (№13) начинается спуском по потрясающей в эстетическом плане винтовой лестнице – здесь просто невозможно обойтись без перформансов. А внизу – целое подземное государство, максимально точная реконструкция шахты с приклеенным к стенам углем. Поместить фотографии шахтеров в таком интерьере было бы слишком скучно и прямолинейно. Вместо этого будут транслироваться поющие птицы Ольги Селищевой – образ рая, помещенный в шахте за решетку.

Проект Олексы Фурдияка – чистая антиутопия по Оруэллу. Это – проекция скульптуры на скульптуру, которая в закрытом помещении действует на зрителя подобно эмоциональному выстрелу.

В шахте спрячут даже апокалиптическое солнце от Романа Минина – в его видео два гота посреди нью-йоркских небоскребов лепят снеговика, стараясь успеть до восхода солнца. А потом появляется оно – огромное, ужасающее, зовущее в подземные джунгли.

Ищите художников и в других совместных проектах – Роман Михайлов будет жечь бумагу и раздувать по залу пепел в постановке "Искусство Войны". А в литературном проекте "Стефаник 19.16" новые истории, написанные по следам рассказов Василя Стефаника, прочтутся под трансляцию специально созданного под них видеоряда.

О том, чтобы удобно было не только участникам, но и посетителям, заботится около сотни волонтеров из Украины, Франции и Германии. Сейчас они заняты, фактически, уроками труда: приводя в порядок заброшенные помещения.

В дни фестиваля, с 17 по 27 сентября, станут группой экстренного реагирования на события ГОГОЛЬFESTа и помогут посетителям разобраться с его географией.

В выходные можно будет приходить сюда с 11.00 до 23.30, в будни – с 15.00 до 23.30.

ГОГОЛЬФЕСТ продлится с 17 до 27 сентября.

Программу можна найти на сайте фестиваля.