Рисовать нельзя фотографировать: зачем нужна модная иллюстрация

Пережив расцвет в начале ХХ века, со временем модная иллюстрация превратилась в полумаргинальное явление, неизвестное широкой публике. Рисунки, посвященные моде, почти не появляются на страницах печатной прессы. Их также сравнительно немного в tumblr и Instagram – главных современных визуальных медиа.

Между тем, в последние годы в Европе и США об иллюстрации выходят книжки, проводятся выставки. А модные аналитики, например, Колин МакДауэлл, пишут о том, что её потенциал далеко не исчерпан. И те возможности, которые она в себе таит, не стоит упускать из виду.

Для украинской публики поводом вспомнить о забытом виде изобразительного искусства стала лекция, которую 15 октября в рамках Ukrainian Fashion Week прочитала украинский дизайнер Маша Рева, посвященная модной иллюстрации.

Сама организация мероприятия хорошо отображала нынешнее состояние вещей на этом фронте: на предыдущей лекции, посвященной анализу модных тенденций, слушателей было в раза два больше.

Как рассказала Маша Рева, набрасывая в общих чертах историю модного рисунка, его упадок начался еще в 50-х годах прошлого века. Именно тогда новые достижения в передаче цвета на фотопленке вместе с более-менее дешевыми авиаперелетами, открыли фотографам труднодоступные ранее локации. В результате чего фотография стала главным средством создания изображений для печатных медиа.

Иллюстрация Маши Ревы для журнала 1 Granary, фото: 1 Granary

Она выглядела несравненно более новой, современной и соответствующей постоянно растущим запросам века, чем иллюстрация, которая порядком поднадоела. Поскольку заполняла страницы журналов с самого времени их появления и массового распространения.

Рисунок отошел на второй план, так и не завоевав прежних позиций. Лишь периодически он попадал в поле зрения как редакторов, так и читателей модного и не очень глянца усилиями отельных талантов и энтузиастов.

Если вдуматься, в этом есть что-то странное, даже неестественное. Конечно, полномасштабное возвращение иллюстраций на страницы журналов вроде Gourmet или National Geographic выглядело бы в лучшем случае чудачеством, а в худшем – ретроградством. Но с модой дело обстоит несколько иначе.

Все, что она обещает и чем привлекает, и так, по сути, не принадлежит действительности в том виде, в котором мы ее знаем.

Иллюстрации Дэвида Даунтона, фото: subscribe.ru

Модели, которые шагают по подиуму и глядят на читателя с глянцевых разворотов, презентуют не одежду и вообще не что-то, что можно физически ощутить. Они воплощают определенную идею человека, причем человека, которого не существует в реальном мире.

Конечно, есть Дафна Гиннесс и еще несколько десятков людей, выглядящих как неземные создания и ведущих соответствующий образ жизни, но ведь их вполне можно считать тем самым исключением, которое подтверждает правило.

Теоретически, гиперреализм, предлагаемый фотографией, должен был бы однажды надоесть публике точно так же, как раньше приелись рисунки.

В какой-то степени это подтверждается и целым рядом примеров современных модных съемок. Работы Тима Уокера, Мерта и Маркуса, фото из стремительно набирающего аудиторию журнала Toiletpaper, да и наследие классиков вроде Ричарда Аведона или Хорста П. Хорста имеют мало отношения к окружающей действительности.

Все они в той или иной степени изображают сказку. Почему же обязательно рисовать эту фантастическую реальность светом на пленке или матрице, а не карандашом и красками на бумаге? Ведь этот, казалось бы, неприлично традиционный и безнадежно устаревший способ таит огромное количество собственных, уникальных и неповторимых возможностей!

Иллюстрация Антонио Лопеса, фото: www.fashionillustrationgallery.com

Сейчас рисование иногда даже не входит в курс модного образования в Европе и США, видимо, по причинам, указанным выше. Его просто не рассматривают как нечто важное для творчества в современных условиях.

Между тем, вряд ли кто-то стал бы отрицать, что оно помогает развить вкус и умение обращаться с изображениями. Эти очень важные качества для работы в модной индустрии.

Джон Гальяно, рассказывая о Говарде Тенги, талантливом иллюстраторе и преподавателе в Central Saint Martins, говорил, что тот научил его понимать линию – сначала на бумаге, но потом и на человеческом теле.

В конце концов, перед тем, как подбирать ткань, кроить и шить, коллекцию надо нарисовать. И если все остальное вместо дизайнера могут (хотя вообще-то не должны) сделать другие люди, то перенести на бумагу или на экран картинки, существующие лишь в голове, может только сам обладатель этой головы.

Можно говорить и о теоретических преимуществах, которые развитие иллюстрации несет брендам, изданиям и модной индустрии в целом.

Иллюстрации Матса Густафсона для Christian Dior, фото: www.fashionillustrationgallery.com

В наше время она вполне может стать свежим, неистасканным способом коммункации с аудиторией. Включение рисунков в журналы и рекламные кампании на правах полноценного изображения (а не бедного родственника фотографии, как это происходит сейчас) сильно разнообразило бы визуальную составляющую современной моды. Это сделало бы ее менее рутинной и более впечатляющей.

Кроме того, это могло бы усилить впечатление от самих вещей, которые покупатель видел бы в магазине впервые. Даже если он не изучил перед этим их внешний вид досконально, сто раз случайно наткнувшись на рекламу в журналах или на сайтах.

Еще один важный момент – возможность смягчить проблемы с обвинениями (во многом справедливыми) в навязываемом образе идеальной женщины.

Тот факт, что нарисованной девушки, в отличие от сфотографированной и отретушированной, не существует вообще, что она является лишь плодом воображения художника, кажется достаточным поводом для менее серьезного восприятия ее внешности и попыток самоистязательного критического сравнения.

Рисунки отдаляют от реальности, потому воспринимаются более свободно и незаангражированно – зрителю преподносится чистая эстетика без проблемных моментов и принуждения.

фото: www.fashionillustrationgallery.com

При всей мощи, силе и важности фотографии, рисунок – явление не менее ценное, хоть и совершенно иное.

Признаемся себе – большинство съемок в современном глянце не так просто отличить друг от друга. Заметную разницу, чем дальше, тем чаще, здесь создает только работа стилиста. Это, правда, скорее проблема не фотографии, а ограничений, которые налагает на нее модная индустрия.

Иллюстрация же – это не изображение одежды такой как есть, пусть и в необычном контексте, это трансляция идеи. Это видение дизайнера, пропущенное через видение художника, и оно (не всегда, конечно, в лучших своих образцах, но ведь о них и речь) обладает индивидуальностью. Именно она и отличает произведение искусства от массового продукта.

Уже упомянутый выше Колин МакДауэлл в своей книжке "Fashion Today" писал, что главное препятствие на творческом пути современных иллюстраторов – попытки повторять технику и эстетику классических рисунков прошлого. Что особенно вредно в моде, живущей новизной.

Иллюстрации Тани Линг, фото: www.fashionillustrationgallery.com

Нет ничего плохого в том, чтобы с этого начинать (об этом, кстати, тоже шла речь в лекции), но копирование может быть лишь предшествующим этапом полноценного творчества.

Рене Грюо и Антонио Лопес уже создали свои шедевры, и "сделать так же, но только лучше" не получится. Стоит отметить, что многие современные художники это прекрасно понимают – иллюстрации Матса Густафсона, Лоры Лейн, Масаки Мицуно, Тани Линг, Мигеля Виллалобоса, Авроры де ла Моринери, Гари Фернандеса и многих-многих других, включая, собственно, и Машу Реву, часто несут след влияния иллюстраторов прошлого. Но они всегда выделяются собственной уникальной и хорошо узнаваемой эстетикой.

Как говорила на лекции Маша, надо всегда искать свой путь – как в рисовании, так и в жизни вообще. То, что найдется, будет принадлежать вам и больше никому.

В эпоху тотальной визуализации медиа (да и восприятия действительности вообще), еще и в такой зависящей от изображений сфере как мода, игнорировать богатый потенциал иллюстрации просто странно. Она помогает развить творческие способности, привносит в индустрию очень нужное сейчас разнообразие и предоставляет новые возможности для коммуникации с аудиторией.

Реклама:

Головне сьогодні