Дух квартирника в традиционных концертных залах
В декабре список умных развлечений украинцев пополнился новым фестивалем современной классической музыки – Kyiv Contemporary Music Days.
Киев в сравнении с регионами и так роскошествовал. Тут и три фестиваля Союза композиторов (Kyiv Music Fest, Музыкальные премьеры сезона и Форум "Музыка молодых"), и несколько концертных серий и фестивалей музыкального агентства "Ухо", а ещё – "Гольфстрим", ГОГОЛЬFEST и Мастер-классы новой музыки Course, которые четырежды прошли в столице, а с 2016 года переезжают во Львов.
Тем не менее, Kyiv Contemporary Music Days сразу нашёл свою уникальную нишу – это молодёжный фестиваль с сильной образовательной составляющей и лояльной ценой за входные билеты, а по большей части – и вовсе бесплатными событиями.
Возник он внезапно. Киевский композитор и пианист Альберт Сапрыкин уехал учиться в Университет музыки и сценических искусств австрийского города Грац и там вместе с тремя соседями по общежитию создал Kroiser Ensemble. Название производно от ручья Krois, протекавшего рядом с общежитием (в нём же находится ещё и культурный центр Kroisegg).
Композитор и пианист Альберт Сапрыкин |
Состав получился довольно неожиданным – скрипка (Джуния Макино), гитара (Францишко Мораиш Франко), кларнет (Дарко Хорватич) и фортепиано. Всё вместе звучит вполне сбалансированно, но репертуар для подобного квартета толком ещё не создан.
Музыканты поступили самым естественным для данной ситуации образом: объявили call for scores, то есть запрос на написание новых произведений для своего ансамбля. В итоге за полгода в почтовом ящике коллектива накопилось около полусотни партитур авторства молодых киевских композиторов и признанных зарубежных метров. Чтобы исполнить хотя бы часть этих пьес, потребовался цикл концертов, в какой-то момент переросший в идею фестиваля.
Дружественный дух квартирника, с которого всё начиналось, осел на вполне академичные мероприятия в традиционных концертных залах.
Кларнетист Дарко Хорватич на концерте в "Мистецькому Арсеналі" |
Их география, к слову, ещё один плюс фестивалю. Он объединил семь столичных площадок ("Мистецький Арсенал", Goethe-Institut, Шоколадный домик, "Мастер Класс", арт-кафе "Хармс", залы консерватории и Союза композиторов), а также две львовских – филармония и центр "Слово и голос".
Это хорошо и для охвата аудитории, и для выстраивания резонанса в музыкальном ландшафте (как бы мистично это ни звучало), и для создания идеальных сочетаний зал + жанр. Последний, кстати, столетиями был неотделим от помещения – музыка писалась такой, а не другой с оглядкой на акустику постройки – будь то гулкий храм или глухая комната. Да, и львовские события-сателлиты, возникшие благодаря коллаборации с энтузиастами из Collegium Musicum, продолжили хорошую тенденцию уходящего года по культурной децентрализации.
Просто отличными получились сольные концерты – их в киевской программе было пять. Самым ожидаемым и публичным оказался речиталь Антония Барышевского, который от начала и до конца слушали стоя, сидя на полу, подоконниках и даже на сцене (кресел не хватило приблизительно трети слушателей). Молодой, но уже легендарный пианист покусился на сонаты Галины Уствольской – сразу все шесть, в один вечер. Это выглядело не просто смело, а по-настоящему дерзко, потому как пережить хотя бы одну сонату Уствольской под силу не каждому.
Пианист Антоний Барышевский |
Ранние сонаты получились невероятно хорошо, вдумчиво и тонко. Поздние исполнитель трактовал в романтическом ключе, и это выглядело своевольно. В последних сонатах Уствольская словно отсчитывает круги ада, каждый из которых кишит своими неповторимыми мучениями, но все вместе – одна страшная воронка. Тут от пианиста помимо чисто технических вещей требуется серьёзный эмоциональный опыт, знание того, что такое безграничное отчаяние.
После исполнения сонат Уствольской Евгением Громовым слушатели выходили с ощущением, что гвозди заколачивали в их собственный гроб. После концерта Барышевского публика облегчённо вздохнула: "спасибо, что оставили в живых", – и для многих эта романтическая трактовка была истинным спасением.
Незабываемым оказался и сольник скрипача Джунии Макино. Услышать в живом исполнении хрестоматийные партитуры новой музыки с зашкаливающим уровнем сложности вроде Mikka S Янниса Ксенакиса и Sequenza VIII Лучано Берио, да ещё и в соединении с поясняющими композицию комментариями – лучший способ войти в воды современной музыки для тех, кто прежде нерешительно переминался на берегу.
Скрипач Джуния Макино |
Концерт другого участника Kroiser Ensemble, гитариста Францишко Мораиш Франко, напротив, был крайне щадящим по части новаторств. Цементирующей идеей для него был избран жанр вариаций на тему – это простая и увлекательная форма, требующая от слушателя лишь способности запомнить основной мотив, а затем следить, как он трансформируется, примеряя на себя разные стили и жанры.
В общей сложности в фестиваль вошло 16 событий – 9 концертов, 2 мастер-класса и 5 лекций. На них публику учили фальшиво настраивать гитару, добиваясь микротональной системы (Агустин Кастилья-Авила), разгадывать риторические фигуры и умолчания в наследии классиков и пьесах современников (Сергей Невский) и не бояться той музыки, перед которой бессильно музыковедение (Михаэль Келль).
Лекция немецкого композитора Михаэля Келля в Goethe-Institut |
Фестиваль от начала и до конца создавался как волонтёрский – в этом его сила и его слабость, как и в любых проектах, держащихся на энтузиазме участников. Подобное миссионерство невозможно без любви к своему делу, и увлечённость тут лилась через край. Редко приходится слышать столь бурные и искренние аплодисменты на концертах новой музыки, а здесь они возникли как естественный отклик на мастерство и альтруизм исполнителей.
С другой стороны, взвалив на свои плечи организацию, музыканты проиграли в качестве исполнения ряда ансамблевых партитур, что расстроило, прежде всего, их самих же.
Концерт гитариста Францишко Мораиш Франко в Шоколадном домике |
Оставив после себя очередное доказательство того, что на голом энтузиазме выдавать профессиональный и качественный продукт без срывов не получится, Kyiv Contemporary Music Days произвёл впечатление очень хорошего студенческого фестиваля "на вырост". Потенциал у него действительно большой, но реализовать его на чистом волонтёрстве не удастся. И неизбежный опыт дальнейшего поиска финансирования и перевода фестиваля на рельсы командной организации будет важным примером и стимулом для подобных культурных инициатив.