Фильмы февраля: Экономический кризис, цепные псы демократии и месть преступным генетикам

54
29 січня 2016

В преддверии очередной церемонии вручения наград Американской киноакадемии отечественные прокатчики порадуют зрителя парочкой нашумевших картин, имеющих серьёзные шансы включить в свой призовой актив несколько статуэток "Оскар".

Тем же, кто предпочитает в темноте кинозала избегать знакомств с социально-экономическими и криминальными проблемами, должны прийтись по вкусу яркие образцы жанров кинокомикса и хоррора.

Также месяц окажется достаточно урожайным для поклонников отечественного кино и тех, кто не представляет своей недели без похода на кинофестиваль или в киноклуб.

С 4 ФЕВРАЛЯ

"Игра на понижение", реж. Адам МакКей

МакКей прежде был известен как постановщик и продюсер развлекательных лент, таких, как "Сводные братья", "Охотники на ведьм" и "Копы в запасе".

Однако его экранизация документального бестселлера Майкла Льюиса "Большая игра на понижение. Тайные пружины финансовой катастрофы" была тепло принята критиками и получила пять номинаций на "Оскар" (включая номинации в категориях "Лучший фильм" и "Лучшая режиссура").

Кристиан Бэйл, Брэд Питт, Райан Гослинг и Стив Кэрелл исполняют роли финансовых аналитиков, обнаруживших системные проблемы рынка ипотечных кредитов и решивших заработать на том, что вскоре станет для страны главным экономическим испытанием со времён Великой депрессии.

Многие обозреватели называют картину лучшим кинематографическим осмыслением предпосылок мирового экономического кризиса конца 2000-х и наиболее удачным обращением к теме финансовых махинаций со времён "Уолл-стрит" Оливера Стоуна.

"Captum" ("Плен"), реж. Андрей Матешко

Фильм Матешко стал первым в полнометражном игровом кино непосредственным откликом на военные действия на востоке Украины.

Его премьера состоялась в рамках Одесского кинофестиваля, где он вошёл сразу в две конкурсные программы — международную и национальную.

У аудитории лента вызвала смешанные впечатления, а критики и члены жюри восприняли её с необычным для профессионального сообщества единодушием — резкой неприязнью. Стоит ли говорить, что "Captum" остался без всяких наград.

 Одну из главных ролей в фильме Матешко исполнила Лариса Руснак. Фото: video.magnet.kiev.ua

Нужно отметить творческую смелость создателей картины, повествующей о нескольких военных и гражданских, томящихся в плену в покосившемся сарае, и их безжалостных стражах (очевидно, представителях военизированных бандформирований на востоке страны).

Авторы "Captum’а" первыми среди украинских кинематографистов решились художественно осмыслить трагедию наших соотечественников, не стесняясь при этом в выборе выразительных средств. Также достойно всяческих похвал то, что в фильме акцент сделан не на осуждении той или иной стороны конфликта, а на общечеловеческих ценностях, от которых столь многие из нас отступают, когда берут в руки оружие.

Но, к сожалению, фильм Андрея Матешко представляет собой тот досадный случай, когда отсутствие таланта и попросту хорошего вкуса делает честность не просто неотделимой от эксплуатации, но неотличимой от неё.

Стремясь удерживать драматическую тональность повествования на одной визжащей ноте, авторы чередуют вопли, проклятия, рыдания, пытки, убийство кота и прочие непотребства, перемежая их с диалогами, в которых неуклюже пытаются совместить глубокомысленные рассуждения с люмпенской бранью.

В результате происходящее оставляет впечатление бестолковой, надоедливой истерики, которую пытаются выдать за наследование жанровым традициям плача из античных трагедий.

С 11 ФЕВРАЛЯ

"Дэдпул", реж. Том Миллер

Очередной супергерой (точнее, суперантигерой) "марвеловской" вселенной получил в своё распоряжение отдельное кинополотно.

До этого Дэдпул появлялся в картине 2009 года "Люди Икс: Начало. Росомаха", где выступил в небольшой роли противника главного персонажа. В новой картине, которая также входит в серию "Люди Икс",  его можно назвать скорее положительным.

Как известно поклонникам комиксов, Дэдпул, урождённый Уэйд Уинстон, является товарищем по несчастью Росомахи: его также подвергли генетическим усовершенствованиям в рамках программы "Оружие Икс", что позволило ему приобрести невероятную способность к регенерации.

Однако Дэдпул вовсе не испытывает благодарности к учёным, превратившим его в идеального солдата и при этом изуродовавшим и телесно, и духовно. Сумев выбраться из лаборатории, где он исполнял функцию подопытного кролика, он собирается отыскать тех, кто ставил над ним сомнительные (но увенчавшиеся полным успехом) эксперименты.

Главный вопрос, который волнует фанатов: сохранит ли в кинофильме Дэдпул свою особенность, отличающую его от собратьев по рисованным историям, — ощущать себя не настоящим человеком, а персонажем, и шутить на эту тему с аудиторией?

"Дипан", реж. Жак Одиар

Победитель прошлогоднего Каннского МКФ, знакомый украинским киноманам по "Молодости" и недавним "Вечерам французского кино", выходит в широкий прокат, что, к сожалению, достаточно редко случается с фестивальными хитами.

 Кадр из фильма "Дипан" Жака Одиара. Фото: chicagofilmfestival.com

Этот вызвавший горячие споры фильм одного из наиболее авторитетных постановщиков Европы воспринимается как предсказание тяжёлой социально-политической ситуации, возникшей в результате наплыва беженцев из растерзанных войнами стран Ближнего Востока.

Картина посвящена трём тамилам, которые покинули родную Шри-Ланку, спасаясь от террора, развязанного правительственными войсками. Но и в мирной Франции они не находят покоя, поселившись в эмигрантском гетто, своеобразной стране в стране, где редко появляются полиция и социальные работники.

Авторы фильма не строят иллюзий относительно способностей человека к быстрой социальной адаптации в чужой стране и весьма далеки от попыток идеализировать представителей разорённых боевыми действиями и беззаконием государств.

Но при этом картина полна веры в человеческое достоинство и добрую волю, в необходимость оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

Это делает "Дипан" близким нашим согражданам, многие из которых сами были вынуждены покинуть охваченные войной родные города или оказывали помощь беженцам-соотечественникам.

С 25 ФЕВРАЛЯ

"В центре внимания", реж. Томас МакКарти

Один из фаворитов "оскаровской" гонки (в активе ленты МакКарти — шесть номинаций, включающих категории "Лучший фильм" и "Лучшая режиссура"), ставший лауреатом без малого сотни наград различных кинофестивалей и кинопремий, посвящён одному из наиболее драматических эпизодов в истории американской католической церкви.

В основе фильма — расследование, которое ведут сотрудники газеты The Boston Globe.

Они обнаруживают ряд случаев сексуального насилия над детьми, совершённого католическими священниками. Журналисты начинают подозревать, что руководство бостонской митрополии было осведомлено о происходящем, но не приняло должных мер для наказания виновных и для предотвращения новых преступлений.

Помимо прочих достоинств, фильм Томаса МакКарти в очередной раз напоминает, что религию нельзя отождествлять с церковью как общественным институтом, зачастую действующим вопреки всем христианским догматам, и что священнический сан не препятствует человеку совершить преступление — как и во времена Христа, распятого по наущению священнослужителей.

"Полёт золотой мушки", реж. Иван Кравчишин

Фильм Ивана Кравчишина, подобно "Captum’у" Андрея Матешко, участвовал в национальном конкурсе Одесского МКФ и также остался без наград, на которые, впрочем, едва ли мог рассчитывать.

Авторы этой картины, поставленной по сборнику рассказов Богдана Волошина, пытаются, воспевая красоту карпатской природы и своеобразие галицких нравов, создать нечто вроде отечественного варианта балканских фантасмагорических комедий.

Зритель, обладающий ангельским терпением и снисходительностью, действительно сможет отыскать в картине немало остроумных эпизодов.

Но для всех остальных этот фильм со своим навязчивым и утомительным дуракавалянием может оказаться кинематографической пыткой.

"Театр призраков", реж. Хидео Наката

Главный японский постановщик хоррора, создатель лент "Звонок" и "Тёмные воды", порадует поклонников жанра историей о молодой актрисе, которая никак не находит себе применения, перебиваясь эпизодическими ролями в третьесортных телесериалах.

Бедняжка с радостью соглашается исполнить главную роль в амбициозной театральной постановке, не подозревая, как часто участие в этом спектакле заставит её вспоминать афоризм об искусстве, требующем жертв.

 Кадр из фильма "Театр призраков" Хидео Накаты

У героини возникают некоторые трения с другими исполнителями и режиссёром, но опасность грозит ей вовсе не от завистливых и взбалмошных коллег, а от куклы, также участвующей в сценическом действии.

Как хорошо известно ценителям кинематографических ужасов, куклы могут отличаться на удивление скверным нравом и склонностью к смертоубийству. И именно таков этот предмет театрального реквизита, вобравший в себя нехорошую ауру совершённого когда-то злодейства.

ФЕСТИВАЛИ ФЕВРАЛЯ

31-го января в киевской "Кинопанораме" откроется киноклуб "Блоу-ап" (с демонстрации одноимённого шедевра Микеланджело Антониони, конечно же). "Блоу-ап " призван, по замыслу организаторов, не только позволить отечественным киноманам знакомиться с классикой кинематографа на большом экране, но и стать "творческой лабораторией и психологическим тренингом".

 

Еженедельные показы фильмов будут сопровождаться живой дискуссией с участием психологов, кинематографистов и журналистов: каждый желающий получит возможность высказать свои впечатления как о художественных достоинствах фильмов, так и о поведении героев в непростых ситуациях, исходя из собственного личного опыта.

Расписание показов размещено на сайте кинотеатра.

В "Кинопанораме" пройдёт и наиболее примечательный кинофестиваль месяца. 12-го и 13 февраля состоятся показы Международного фестиваля мотивирующего кино UFilmFest, созданного раскручивающейся фестивальной платформой ufest.in.ua. Этот смотр отечественных и зарубежных короткометражных лент призван не только напомнить зрителям о радости бытия, но и воодушевить их на участие в позитивных изменениях как в собственной жизни, так и в окружающем мире.

 Фильмом-открытием UFilmFest станет картина британского режиссера Томмасо Питты "Как я не стал пианистом"

При этом UFilmFest должен познакомить зрителей с достижениями украинского и иностранного короткометражного кино, а также стать плацдармом для молодых кинематографистов, площадкой их встреч и дискуссий.

14 отечественных и 16 зарубежных работ составят соответственно национальную и международную конкурсную программу, победители которых будут определены как профессиональным жюри, так и зрительским голосованием.

Список фильмов и расписание мероприятий размещены на странице фестиваля в facebook.

На середину февраля перенесён показ нашумевшей документальной картины "15 сторон света" Сюзанны Солякевич, глубокого исследования экспериментальной электронной музыки в Польше, её существования в условиях идеологического диктата. Расписание показов в Киеве, Харькове и Львове можно найти на сайте проекта KyivMusicFilm.

Фестиваль "Британский театр в кино", проходящий в кинотеатре "Киев", в феврале порадует поклонников театра и литературы спектаклем по одной из лучших пьес Оскара Уайльда "Как важно быть серьёзным". В этом произведении роль леди Брэкнелл, олицетворения чопорного британского здравомыслия, которая оказывается самой серьёзной преградой на пути к личному счастью главных героев произведения, исполнил Дэйвид Суше (памятный любителям детектива как лучшее экранное воплощение Эркюля Пуаро).

 

Среди других спектаклей месяца — постановки "Призраков" Генрика Ибсена, пронзительной драмы о том, что таится за фасадом буржуазного благополучия, и "Человека и сверхчеловека" Бернарда Шоу с Рэйфом Файнсом в роли современного Дон Жуана.

Также те, кто ещё не успел этого сделать, смогут посетить самую популярную постановку цикла — "Гамлет" с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли. Расписание показов можно найти на сайте кинотеатра.

powered by lun.ua