Хулиганское искусство лихих 1990-х: как это было в Одессе
Чем дальше мы отдаляемся от 1990-х, тем более важным десятилетием для понимания современного искусства в Украине они кажутся.
Вообще, слово "кажется" – одно из двух наиболее часто употребляемых, когда речь заходит о 1990-х: "кажется, эта выставка состоялась в N году или уже в следующем", "кажется, художник N тогда жил в Москве", "кажется, все художники занимались тогда видео-артом благодаря деньгам Сороса", "кажется, без центров Сороса у нас была бы другая история искусства".
"Сорос", кстати, – второе по популярности слово. Всякий рассказ очевидцев (история 1990-х все еще существует преимущественно в устном описании) начинается с полузабытых подробностей и деталей минувших достижений, а затем медленно переходит к оценке деятельности центров современного искусства, открытых Джорджем Соросом в Киеве и Одессе. И оценки эти крайне неоднозначны.
Мы имеем дело с очень подвижным прошлым, по поводу которого нет консенсуса. События тех лет предстают сегодня в одном свете, завтра бутут выглядеть совершенно иначе. Каждый из участников арт-процесса 1990-х стремится повлиять на память о нем. Дают о себе знать старые конфликты, история переписывается и многое переизобретается заново.
Таким "переизобретением прошлого" можно назвать довольно важную выставку, состоявшуюся недавно в Музее современного искусства Одессы. В экспозиции "Лихих 90-х" ее куратор Виктория Великодоменко попыталась воспроизвести самые знаковые для Одессы – ключевого города на карте современного искусства Украины – проекты. Но цельного высказывания о том времени все же не случилось.
Один из залов выставки "Лихие 90-е", посвященный живописи |
Для Виктории это первый самостоятельный проект. Она старается быть очень осторожной, фактически отказываясь от главной кураторской задачи – определения собственной позиции в отношении материала, с которым работает.
В пресс-релизе на сайте музея отсутствуют имена художников и даже названия проектов, из которых, по сути, и состоит выставка. Причина, по которой в залах не выставлены все реализованные в 1990-х проекты, – "их слишком много" и потому все банально не поместились бы.
Вряд ли такой подход можно назвать кураторским. Хотя, похоже, в музее на это и не претендуют, считая эту выставку прежде всего архивной.
В этом смысле Музей современного искусства Одессы следует тенденции, подхватывая инициативу у отдельных энтузиастов, а также столичного PinchukArtCentre, который недавно обьявил о переориентации своих амбиций на работу с архивами.
Описывать, изучать, архивировать, анализировать и реконструировать стихийный украинский художественный процес последних 25 лет – отныне главная задача любой серьезной институции. И раз уж такая задача поставлена – очень логично начинать с переломных 1990-х.
Центр Пинчука задал тон, сделав свое высказывание по поводу 1990-х в выставке "На грани" (2015), попытавшись в ней переписать историю на свой манер. Музей современного искусства Одессы держит удар проектом "Лихие 90-е", стараясь, напротив, проиграть пластинку заново и ничего при этом не упустить.
В каком-то смысле 1990-е для украинской Одессы являются мифическим "золотым веком". В проектах ассоциации "Новое искусство" и "Центра Современного Искусства Сороса – Одесса" участвовали ключевые киевские, львовские, харьковские и московские художники: Андрей Сагайдаковский, Арсен Савадов, Александр Гнилицкий, Сергей Братков, Борис Михайлов, московская группа AES. Децентрализация, о которой заговорили в последние годы, в первой половине 1990-х была единственной реальностью.
Почему же тот кураж, размах и художественный произвол, которые могли себе позволить одесские художники в 1990-х, исчезли не только в Одессе, но и во всей Украине?
Александр Шевчук, "Серебряная девочка" |
Проект "Пространство капитуляции. Сталинград под Берлином" |
Все дело в том, что в 1990-х за все отвечали художники. Ведь никаких институций современного искусства попросту не было. Но даже когда появились два филиала ЦСИ Сороса (сначала в Киеве в 1993, затем в Одессе в 1996), все процессы продолжали происходить только благодаря активности художников.
Им приходилось быть одновременно кураторами, фандрейзерами, менеджерами, техниками, бухгалтерами. Они сами ходили на преговоры со спонсорами и возглавляли созданные ими же институции. Сами писали критические тексты на свои проекты, ведя полемику на страницах местных газет.
Собственно, проект "Лихие 90-е" представляет собой своеобразное пространственное "переиздание" раритетного уже каталога "Портфолио" (созданного в 1999 году куратором Михаилом Рашковецким и художником Александром Ройтбурдом на один из грантов, полученных от центра Сороса) – уникального дайджеста событий 1990-х с теми самыми кураторскими и критическими текстами.
В "Портфолио" описаны самые знаковые проекты десятилетия, проходившие в самых разных местах – галерее "Тирс", Одесском художественном музее, историческом музее, Доме ученых или на малой сцене Одесской оперы.
Фрагменты некоторых из этих проектов и воспроизведены на выставке, информацию о других, не поместившихся в залах музея, Виктория Великодоменко публикует на странице "Лихие 90-е" в фейсбуке – виртуальном расширении пространства выставки.
Тексты, о которых идет речь, ставшие, по-сути, главными экспонатами на выставке, – довольно непривычны даже для посвященных.
Большинство из них изобилует ссылками на научные теории и терминологией, через которую непросто пробраться к смыслу. Их сложно читать, они вязкие, длинные, витиевато написанные.
Реконструкция акции 1995 года "Братание" |
Андрей Казанджий, "Костер" (проект "Сновидения одной ночи", 1993) |
Их также нельзя отнести и к текстам художественным, хотя их язык достаточно поэтичен. Содержательность в них часто подменяется ее ощущением, поэтому их присутствию на выставке я бы предпочла авторский комментарий Виктории, которая все их детально изучила.
Но кураторский подвиг (пусть, на мой взгляд, и неоправданный) Виктории Великодоменко состоял в другом. Она провела серьезнейшую даже не столько архивную, сколько археологическую работу, раскапывая и добывая из образовавшегося культурного слоя факты о том, какими все-таки были те давно утраченные (а может, и умышленно несохраненные) работы.
А затем усилиями музейных сотрудников – иногда и под чутким руководством самих авторов – попыталась в точности воспроизвести различные инсталляции (аудио-, видео-, интерактивные), объекты и видеопроекции.
И тем не менее выставка эта поражающе несовременна, больше похожая на экспозицию исторического музея о давно ушедшей эпохе. Смотришь на дико современную всего каких-то 20 лет назад афишу, воспроизводящую интерфейс первого поколения Windows, – и понимаешь, что современность уже имеет свою архаику.
Но также понимаешь, что процессы, определяющие нашу жизнь сегодня, основанные на взаимопроникновении и подмене реального виртуальным, начали осмысляться художниками уже тогда.
К примеру, в кураторском проекте Мирослава Кульчицкого и Вадима Чекорского "4 комнаты" 1996 года авторы поднимают вопрос легкости перехода из виртуального в реальное пространство, действительного в возможное и наоборот. "Виртуальное влечет к себе настолько, что определяет стиль и образ жизни вполне реальных молодых людей, трансформировавшихся в ритмичную неизвестность переменного", – пишет Рашковецкий в своем тексте об этой выставке.
Видеопроект Мирослава Кульчицкого и Вадима Чекорского "4 комнаты", 1996 |
Или другой проект "Земля-воздух" Натальи Мариненко 1999 года, посвященный войне в Югославии, где рассинхронизированные видео (на котором курсант с отстраненной методичностью тренируется собирать/разбирать автомат Калашникова) и аудио (якобы звучащей по радио песни Кустурицы, наложенной на звуки реальных боевых действий) демонстрируют дистанцию между реальной и виртуальной войной.
Кто знает, если бы в обществе была возможность услышать их уже тогда, возможно, сегодня мы могли бы лучше справляться с последствиями пропаганды и гибридной войны.
Большинство произведений художников, реконструированных или собраных для выставки, сегодня просто невозможно адекватно понять в отрыве от контекста места, для которого они создавались. Подобно тому, как сложно по нескольким керамическим сосудам, выставленным в залах исторических музеев, представить, какой же на самом деле была античная цивилизация.
Вообще, во всех проектах того времени присутствует ощущение, что все они делались одновременно как в первый и как в последний раз. Очень сложно представить, что художники думали тогда про музеефикацию этих работ в будущем.
Они были изобретателями, главной задачей которых было найти новый язык (не менее важным было – забыть прежний), адекватный стремительно изменяющемуся сознанию советского человека. Принципиальная неустойчивость и непрерывное движение были сущностной характеристикой художественного процесса того времени.
Проект "Очищение-причащение" |
Филипп Перловский, "Транслятор" |
Но можно ли музеефицировать, заархивировать жизнь тусовки? Бесконечную вечеринку, где обсуждаются сложные философские темы, употребляются препараты, расширяющие сознание, где не срабатывают никакие предохранители, поскольку участники обладают исключительным бесстрашием, которое возможно только в юности, когда еще невозможно представить, что жизнь не будет длиться вечно?
Для многих в этой тусовке занятия искусством были просто способом проводить время. И, как только исчезло финансирование Сороса, многие из них просто перестали быть художниками. Судьбы этих людей, причастных к ключевому этапу в истории украинского современного искусства, – не менее важные архивные свидетельства, которые, к сожалению, никак не проявились в этой ретроспективной выставке.
А между тем, кто-то из художников абсолютно разочаровался в современном искусстве, как Александр Лисовский, кто-то уехал работать в Москву, как Глеб Катчук. Большинство одесских авторов, оставшихся художниками, попробовали жить не в Одессе: кто-то уже вернулся, как Анатолий Ганкевич и Александр Ройтбурд, а кто-то продолжает жить на несколько городов, а то и стран, как Юрий Лейдерман.
[L]Поразительно также осознавать, как время причудливо рифмует художественные эпохи. Если в 1990-х художники вынуждено делали DIY-проекты, мечтая построить строгую систему искусства с развитой сетью частных и государственных институций, а также работающим рынком, то сегодня молодые художники поддают критике существующую институциональную систему и рыночные отношения в искусстве, тяготея к все тем же DIY-проектам, но уже совсем по другим причинам.
Есть полное ощущение, что та эпоха ушла безвозратно. И в определенном смысле провалившаяся попытка куратора Виктории Великодоменко воссоздать ее в первозданном виде это доказывает. Тем не менее вектор поисков ясно обозначен и курс на реконструкцию собственного прошлого выбран. Осталось пройти этот путь, собрав разбросанные камни и выстроив из них новую систему координат.
Ольга Балашова, специально для УП.Культура