6 кинопремьер декабря: "Моя бабушка Фанни Каплан", "Я, Дэниэл Блейк" и "Планетариум"

Что предлагают аудитории фильмы, выходящие в прокат в декабре?

Конечно же, подвести итоги года.

А еще – задуматься над вечным коловращением надежд и разочарований нашей цивилизации, над катастрофами прошлого и опасностями, таящимися в грядущем.

С 1 ДЕКАБРЯ

"Шпионы-союзники", режиссёр Роберт Земекис

Действие 18-го фильма Роберта Земекиса начинается в 1942 году, в оккупированном нацистами Марокко – приблизительно в то же время и в тех же краях, где проживали последний акт своей любовной драмы Рик Блейн и Ильза Лунд из легендарной "Касабланки".

"Шпионы-союзники" также повествуют о романе на фоне большой истории, который поначалу протекает более благополучно. Офицер британской разведки (Брэд Питт) в ходе своей миссии знакомится с участницей французского Сопротивления (Марион Котийар), и их боевое сотрудничество оказывается началом прекрасной дружбы.

После завершения операции они вместе уезжают в Лондон и вскоре женятся. Несмотря на озаряющие мир молнии Второй мировой их семейное счастье кажется безоблачным, пока начальство не сообщает герою, что его супруга, по всей вероятности, агент Абвера.

Ему поручено выяснить, является ли его спутница жизни вражеской шпионкой, и, в случае, если подозрения подтвердятся, лично привести в исполнение смертный приговор.

Сценаристом этой шпионской драмы о конфликте воинского долга и верности, личного и государственного, о столкновении семейных ценностей с идеологическими выступил британский кинодраматург Стивен Найт, известный по триллерам самой разнообразной тематики, таким как "Порок на экспорт", "Грязные прелести" и "Жертвуя пешкой".

"Планетариум", режиссёр Ребекка Злотовски

Две молодые американки (Лили-Роуз Депп и Натали Портман), младшая из которых обладает даром медиума, а старшая – способностью артистично преподнести этот дар аудитории, приезжают на гастроли в Париж.

Их выступление воодушевляет местного продюсера, решающего сделать на его основе захватывающую киноленту. Однако эпоха, в которую разворачивается действие – канун Второй мировой – вносит в планы героев соответствующие коррективы.

Фильм Реббеки Злотовски был достаточно неоднозначно воспринят в кинематографической среде, его вполне справедливо обвиняли в некоторой сюжетной туманности и блеклости, неубедительности характеров. Между тем, происходящее может восприниматься как причта, не лишённая остроумия и глубины, как метафора участи, на которую законы общества обрекают подлинный талант.

Талант подвергается коммерциализации, превращается в объект бестолкового шоу (фильмы, в съёмках которого участвуют героини, воспринимаются как дотелевизионный аналог какой-нибудь "Битвы экстрасенсов").

При этом кинозвездой оказывается не подлинно одарённая девушка, а вторая героиня, не имеющая сверхъестественных способностей и сомневающаяся, что таковыми обладает её сестра.

И в какой-то момент ушлый продюсер, пытающийся их эксплуатировать, оказывается единственным, кто верит в девушку, и пытается зафиксировать явление духов, представить его публике. Но заснятое на плёнку чудо выходит невнятным, невыразительным по сравнению с тем, чего можно было бы добиться с помощью спецэффектов.

Шарлатанство и вымысел искусства оказываются правдоподобнее чудесной реальности, а попытка потакать вкусам и настроениям массовой аудитории приводят не только к этической и эстетической, но и к политической катастрофе. Ведь выходящие на историческую сцену лидеры фашистских и нацистских движений вызывают симпатии толпы с куда большим успехом, чем создатели любых коммерческих зрелищ.

В конечном счёте, "Планетариум" кажется не столько напоминанием об исторических катаклизмах и предупреждением об угрозах будущего, сколько завуалированным изображением современности с её телевизионными шоу и торжеством политиков наподобие Путина или Трампа.

С 8 ДЕКАБРЯ

"Моя бабушка Фанни Каплан", режиссёр Алёна Демьяненко

Один из наиболее самобытных украинских фильмов на историческую тематику демонстрирует, помимо всего прочего, весьма оригинальный подход к процессу декоммунизации. Он ничем не напоминает советские произведения о демонической эсерке, покушавшейся на вождя пролетарской революции, и при этом столь же далёк от современных попыток её героизации.

В этой ленте, где мелодрама соединена в постмодернистском жанровом коктейле с фарсом, антидетективом и псевдодокументалистикой, где прошлое нерасторжимо связано с настоящим, а реальность неотличима от вымысла и грёз, Фанни Каплан выступает трагическим примером человека, которого душевные порывы увлекают в жернова исторического катаклизма.

Подробнее о "Моей бабушке Фанни Каплан" УП.Культура писала в материале о лучших украинских картинах Одесского кинофестиваля, в национальном конкурсе которого Мирослав Слабошпицкий был назван лучшим актёром за исполнение роли Дмитрия Ульянова .

Отметим, что свою последнюю награду картина получила на МКФ "Кристал Пэлас" в Лондоне, где работа Алёны Демьяненко была названа лучшим иностранным фильмом.

"Я, Дэниэл Блейк", режиссёр Кен Лоуч

Фильм прославленного британского постановщика, получивший "Золотую пальмовую ветвь" на каннском МКФ, повествует о пожилом плотнике, собственно, Дэниэле Блейке, который утратил работоспособность и пытается оформить соответствующее пособие.

В ответ на свои законные требования он сталкивается с бюрократическими препонами, которые, кажется, становятся всё более многообразными и непреодолимыми, при этом особенной сложностью для Блейка оказывается компьютеризация процесса получения субсидий.

В кафкианских коридорах герой знакомится с молодой матерью-одиночкой, с тою же безуспешностью, но с куда меньшей решимостью отстаивающей свои права, и пытается оказать ей поддержку.

Картина Лоуча самым неутешительным образом показывает взаимоотношения человека и государства, несмотря на то, что речь идёт о лучшем на сегодняшний день западноевропейском воплощении последнего.

Институции этого демократического и просвещённого государства не учитывают индивидуального своеобразия, требуют от гражданина соответствия некоему общему знаменателю, в данном случае, юридической компетентности, компьютерной грамотности и ангельского терпения.

Такой, каков он есть, Дэниэл Блейк выбивается из норм и правил, из государственных ритуалов, не вписывается в бесперебойную работу механизмов Системы, которые, будто ненароком, выбрасывают недееспособных граждан, и, прежде всего, пожилых людей, неадаптированных к жизни в цифровую эру, словно использованные шестерёнки.

Герой поднимает бунт, однако победа, которую он может одержать, по сути, заключается не в том, чтобы заставить государство признать его ценность, а в выстраивании отношений с окружающими, такими же аутсайдерами, как он сам.

Выброшенный на обочину социума, Блейк сохраняет своё человеческое достоинство, свою полезность для ближних вне зависимости от государственной машины.

Многие украинские киноманы уже имели возможность познакомиться с фильмом Лоуча на МКФ в Одессе и на недавнем фестивале "Новое британское кино", и даже почитать о нем на УП.Культура.

"Американская пастораль", режиссёр Юэн МакГрэгор

Популярный британский актёр весьма амбициозно подошёл к выбору материала для своего режиссёрского дебюта, взявшись за экранизацию романа Филипа Рота, одного из главных американских писателей современности, которого вот уже второе десятилетие называют в числе наиболее вероятных претендентов на получение Нобелевской премии по литературе.

Сам роман "Американская пастораль" принадлежит к числу самых популярных произведений Рота и принёс ему в 1998-м году Пулитцеровскую премию.

Вслед за 600-страничным романом фильм рассказывает о Сеймуре Левове (его сыграл сам МакГрэгор), успешном бизнесмене, законопослушном и добропорядочном гражданине, образцовом отце семейства, человеке волевом и сострадательном. Через его жизнь проходят общественно-политические потрясения американских 1960-х и превращают в руины его компанию, благосостояние и семью.

Эта своеобразная социальная интерпретация истории многострадального Йова повествует о крахе американского "золотого века", веры в успех трудолюбия и честной предприимчивости, об испытаниях, которое уготованы доверчивым и оптимистичным членам общества, убеждённым в превосходстве и безотказности существующего порядка вещей.

С 29 ДЕКАБРЯ

"Пробуждение", режиссёр Мортон Тильдум

Действие ленты норвежского режиссёра Мортона Тильдума могли бы предварять строки, взятые Ольгой Кобылянской из произведения его соотечественника Юнаса Ли в качестве эпиграфа для романа "Земля": "Кругом нас знаходиться якась безодня, що її вирила доля, але тут, у наших серцях, вона найглибша".

События картины разворачиваются на борту звездолёта, везущего тысячи отважных добровольцев к планете, которой предназначено стать колонией Земли. Поскольку этот пригодный для жизни человеческого рода уголок Вселенной находится довольно далеко, все пассажиры космического корабля погружены в вековой сон, который должен завершиться с прибытием на место.

[L]И вот в то время, когда 5257 смельчаков мирно спят в специальных камерах, двое, молодые женщина и мужчина (Дженнифер Лоуренс и Крис Прэтт), вследствие технического сбоя, пробуждаются на девяносто лет раньше положенного.

Герои вскоре выясняют, что неисправность, ставшая причиной этого преждевременного размораживания, грозит кораблю куда худшими бедами, так что только их навыки и сила воли может спасти всю миссию от бесславной гибели в космической тьме. Однако взаимное влечение нарушает их душевное равновесие и грозит свести на нет все их усилия.

Сценарий, написанный Джоном Спейтсом, был включён в так называемый "Чёрный список", собрание лучших нереализованных сценариев, ещё в 2007-м году, когда по работам этого автора ещё не было поставлено ни одного фильма.

Стоит заметить, что, получив таким образом признание в качестве талантливого кинодраматурга, Спейтс был нанят для написания сценария к другой фантастической картине – "Прометею" Ридли Скотта. И, хотя его текст впоследствии был серьёзно переработан, очевидно, именно ему фильм Скотта обязан своим зачином – пробуждением от криогенного сна.

Александр Гусев, специально для УП.Культура

Реклама:

Головне сьогодні