"Бесконечность", "Джим Пуговка…" и "Остров собак". 6 фильмов мая

Бесконечность, Джим Пуговка… и Остров собак. 6 фильмов мая

Ленты майского проката пронизаны мотивом противостояния общества и нескольких аутсайдеров.

Одинокие бунтари стремятся преобразить мир к лучшему и, в случае неудачи амбициозного предприятия, либо отомстить ему за нежелание меняться, либо уйти во внутреннюю оппозицию грёз и художественного вымысла.

С 3 мая

"Остров собак", режиссёр Уэс Андерсон

Отдав в своей предшествующей картине "Отель "Гранд Будапешт" дань "Европе, которую мы потеряли", пряничному домику искусства и хороших манер, погубленному появившейся в нём ведьмой нацизма, Уэс Андерсон обратился к миру будущего, озарённому грозовыми отблесками сегодняшних тревог.

ВІДЕО ДНЯ

Действие этого второго в карьере режиссёра анимационного фильма разворачивается в Японии, которую приверженность техническому прогрессу и специфика местной корпоративной этики вплотную приблизили к торжеству высокотехнологичной диктатуры.

Во всяком случае, так обстоит дело в Нагасаки, чей мэр распоряжается выслать из города на близлежащий необитаемый остров всех собак, заменив их сторожевыми роботами.

Заботой о прогрессе и гигиене он маскирует собаконенавистничество, воспитанное любовью к кошкам (деталь, которая многим из нас покажется обидной).

Последней надеждой японской демократии оказываются юный племянник жестокого градоначальника, скитающийся по острову в поисках собственного питомца, и несколько выступивших его спутниками псов, не утративших добрых чувств к человечеству.

Завсегдатаи Берлинского кинофестиваля, где "Остров собак" был награждён "Серебряным медведем" за лучшую режиссуру, с удовольствием говорили об очевидности параллелей между действиями мэра Нагасаки и антиэмигрантской политикой нынешних американских властей, при этом внешне герой Андерсона весьма напоминает Иосифа Сталина, да и его имя, Кобаяши, кажется очевидным намёком на подпольный псевдоним советского вождя.

Вне зависимости от злободневных ассоциаций, фильм был воспринят как снятая в соответствии с мировоззренческими идеалами современности сказка о способности оказать воздействие на судьбы человечества гражданских активистов, малочисленных, но решительных и сплочённых.

С 10 мая

"Молодая женщина", режиссёр Леонор Серай

Если сюжет о художнике, покинутом своей музой – с разбитым, но полным вдохновения сердцем, – можно отнести к довольно популярным, истории о музе, выставленной художником за дверь, встречаются нечасто, хотя подобный оборот представляется даже более драматичным.

Не намного ли труднее в дни несчастливых перемен обрести почву под ногами ей, способной стать для чужого воображения источником прекрасных и горьких образов, но лишённой собственного творческого дара, приносящего такое утешение тем, кто лишился всего остального, легкомысленной Принцессе, оставленной на произвол судьбы бессердечно справедливым Свинопасом?

Картина Леонор Серай, ставшая обладателем "Золотой камеры" за лучший дебют на Каннском МКФ, повествует о подобной героине, оказывающейся без всяких средств к существованию после расставания с известным фотографом, чьей возлюбленной и моделью она была в течение многих лет.

Не имея другого достояния, кроме драгоценностей, за которые она выручает несколько десятков евро, и кошки (столь же неприспособленной к самостоятельной жизни, как и её хозяйка, но куда более психически уравновешенной), героиня безуспешно пытается отыскать приют и поддержку у полудюжины знакомых и хватается за любую возможность заработка.

Отсутствие образования и любых профессиональных навыков делают её персонажем почти анахроничным, вместе с тем подчёркивая инфантильность и своеобразную трогательность этой жертвы эгоизма окружающих и собственной душевной лени.

Со своей безответственностью и напускной самоуверенностью, за которой скрывается пребывание на грани нервного срыва и бытовая беспомощность, она напоминает о центральных образах из "Завтрака у Тиффани" и "Трамвая "Желание", хотя Леонор Серай, в отличие от авторов этих книг, кажется, всё же наделяет свою героиню способностью начать новую жизнь.

"До свидания там, наверху", режиссёр Альбер Дюпонтель

Фильм Альбера Дюпонтеля, ставший одним из триумфаторов последней церемонии вручения "Сезаров" (лента одержала победу в пяти номинациях, включая "Лучшую режиссуру" и "Лучший адаптированный сценарий"), повествует о молодом художнике, искалеченном в последний день Первой мировой, и его боевом товарище, готовом ради друга, быть может, слишком на многое.

Ощущая себя жертвами порочного мироустройства, они организовывают аферу по сбыту несуществующих памятников павшим на полях сражений, стремясь не столько заработать, сколько досадить лицемерному обществу.

Хотя картина поставлена по роману, награждённому Гонкуровской премией, а её автор Пьер Леметр выступил соавтором сценария, повествование не лишено чисто драматургических огрех – характеры персонажей обозначены чересчур схематично, а их поступки иной раз кажутся искусственно привязанными к идейной проблематике произведения.

И всё же лента Дюпонтеля достаточно выразительно отражает тему трудностей послевоенной адаптации, столь болезненно актуальную в нашей современности, свидетельствует, что к подлинным нуждам ветеранов не имеет никакого отношения ханжеское чествование их героизма обывателями и государственными институциями.

С 17 мая

"Бесконечность", режиссёры Джастин Бенсон и Аарон Мурхед

Являются ли поклонники сатанинских культов пленниками безвредного безумия, или же их мрачные верования отражают влечение к вполне реальным силам, испокон веков довлеющим над нашим миром или ждущим часа, чтобы проявить себя?

Для героев фильма Бенсона и Мурхеда этот вопрос приобретает практическое значение.

В подростковом возрасте вступив в секту уфологов и покинув её после череды загадочных происшествий, они не могут побороть искушения теперь, десятилетие спустя, выяснить, чем было в действительности то, о чём они сохранили обрывочные и странные воспоминания.

Вскоре они убеждаются не только в том, что их бывшие товарищи в полной мере сохранили свою веру, но и проникаются сознанием, что эта вера, к несчастью, отнюдь не беспочвенна.

Бенсон и Мурхед известны зрителю по одному из наиболее оригинальных образчиков жанра хоррор, ленте 2014-го года "Весна", в которой сюжетные повороты страшной сказки представали метафорой той готовности к самоотречению и компромиссам, которых требуют от нас серьёзные отношения и с которыми по-настоящему позволяет смириться только любовь.

Их новая работа удостоилась столь же единодушного признания критиков, отметивших, что "Бесконечность" является прекрасным доказательством того, что превосходный сценарий, уверенная режиссура и убедительное актёрское исполнение способны сделать подлинным кинематографическим событием фильм, лишённый производственного размаха.

С 31 мая

"Красавица для чудовища", режиссёр Хаифа Аль-Мансур

Придирчивый эстет, ценитель безвкусных каламбуров, возможно, и обратит внимание на выдуманное локализаторами название ленты Хаифы Аль-Мансур, однако более заурядного зрителя, не столь чуткого к обаянию китча, скорее бы привлёк оригинальный вариант – "Мэри Шелли".

Блестящая писательница, внёсшая значительный вклад в развитие британской психологической прозы и ставшая одним из основоположников научной фантастики (среди прочего, выступив автором едва ли не первого "постапокалиптического" произведения, романа "Последний человек"), заглавная героиня предстаёт в начале повествования под своей девичьей фамилией, Годвин – в истории литературы не менее славной, как известно каждому поклоннику написанного отцом Мэри Уильямом Годвином "Калеба Уильямса".

Из родительского дома её уводит ещё один знаменитый литератор, один из главных представителей английского романтизма Перси Биши Шелли.

Увы, высокий поэтических дар и привлекательная внешность далеко не всегда сочетаются с нравственными достоинствами – избранник Мэри имеет крайне смутные представления о том, на какие средства сможет существовать вместе со своей возлюбленной, отличается истовой приверженностью идеалам и практикам свободной любви и, ко всему прочему, уже женат.

Впрочем, чудовищем, как на то намекает отечественное название фильма, он всё же не является, представая вариацией вечного образа беспутного гения, чьим творчеством можешь наслаждаться тем сильнее, чем дальше ты держишься от самого автора.

Стоит отметить, что постановщиком этого костюмного фильма о любовной лодке, быте и литературе выступила первая женщина-режиссёр из Саудовской Аравии (её осыпанный фестивальными наградами дебютный фильм, трагикомедию "Ваджда", критики сравнивали с шедеврами итальянского неореализма).

Несомненно, Хаифе Аль-Мансур должны были показаться знакомыми те правовые преграды и общественные предрассудки, которые приходилось преодолевать стремящимся к самореализации англичанкам два столетия назад.

"Джим Пуговка и машинист Лукас", режиссёр Деннис Ганзель

Творчество Михаэля Энде, одного из наиболее значительных немецких детских писателей прошлого столетия, знакомо и нам, хотя главным образом по кинематографической интерпретации – экранизацией наиболее известного его произведения (которой, как это обычно и бывает, писатель был весьма недоволен) является "Бесконечная история" Вольфганга Петерсена.

Книга о Джиме Пуговке (изданная на украинском в переводе Игоря Андрущенко в 2010-м году) ещё в 70-х стала основой для телевизионного сериала, теперь же настал черёд киноэкранизации, получившей достаточно тёплые отзывы на родине.

Вслед за литературным первоисточником фильм повествует о путешествиях в некоторые удалённые страны чернокожего мальчика Джима Пуговки и его старшего товарища Лукаса.

Центральным из их приключений становится операция по спасению принцессы из восточной империи, ставшей узницей лагеря для детей, основатели которого стремятся реализовать весьма необычные идеи о воспитании и учебном процессе.

Хотя произведения Энде воспринимаются подчас как царство фантазии, не имеющее отношения к нашему миру, герои "Джима Пуговки и машиниста Лукаса" оказываются вынуждены противостоять сказочному варианту идеологии Третьего рейха, от режима которого пострадала семья писателя.

Александр Гусев, кинокритик, специально для УП.Жизнь

Реклама:

Головне сьогодні