5 скульптур, которые ломают стереотипы и предлагают переосмыслить город

4193
7 травня 2018

Современная скульптура играет в жизни города важную роль.

Зачастую она работает с важными и интересными темами, которые тесно связаны с актуальными проблемами в обществе: от экологии до гендерного равенства.

Правда, вместо того чтобы говорить об этом в лоб, скульптура приглашает зрителя к взаимодействию, предлагает ему самому разгадать заложенные художником загадки.

Через визуальный образ такие объекты выводят зрителя за рамки обыденного, раскрывают важную тему таким способом, который никогда бы не пришел в голову человеку, не связанному с искусством.

Хорошее публичное искусство обогащает, меняет города, вызывает на диалог о насущном, формирует новые смыслы и становится точкой притяжения горожан и туристов.

В Украине уже сегодня много хороших художников, и искусство в публичном пространстве – это следующий, естественный шаг, который мы должны сделать.

Именно с этой целью всеукраинский проект "Разом за природу" организовал конкурс современной скульптуры "Символ Карпат", в результате которого в центральном парке города Моршин появится скульптура, посвященная евразийской рыси – победительнице всеукраинского голосования на животное-символ Карпат.

Свои варианты скульптур может подать каждый, а пока, для вдохновения, куратор проекта Kyiv Sculpture Project в Ботаническом саду имени Гришко и одна из ведущих экспертов современного искусства в Украине Катя Тейлор рассказывает о современных скульптурах, история которых не менее впечатляющая, чем их внешний вид.

"Ветряная скульптура" Йинки Шонибаре в Центральном парке Нью-Йорка

Уже из названия следует, что скульптура находится как бы в движении. Она развевается, как отпущенный парус на ветру. Парус – это еще и символ корабля, который долгие века был единственным средством связи между океанами.

"Ветряная скульптура" Йинки Шонибаре в Центральном парке Нью-Йорка

Йинка – британский художник африканского происхождения. Главной темой его творчества является культурная идентичность. Он исследует колониальное прошлое западной Африки и влияние Запада на африканский этос.

Созданный вручную рисунок в бирюзовых, красных и оранжевых тонах художник ассоциирует со своим детством на пляжах Лагоса, где женщины всегда одевались в пестрый батик.

Однако эти ткани имеют сложную историю и пришли на Африканский континент вместе с голландской колонизацией в 1800-х годах. Сегодня эти ткани все еще производят в Нидерландах и продают в Западной Африке.

Скульптура предлагает переосмыслить историю и отношения между Европой и Африкой. И в целом изучает слияние культур.

"Люба" Урсулы фон Райдинсвард "Люба" в Storm King Art Center в городе Корнуолл, штат Нью-Йорк

Основной материал работ Урсулы – это небольшие кубы из кедрового дерева. Художница складывает, склеивает и разрезает их с помощью круговой пилы. Поистине не женское дело.

Этот интимный процесс она называет свободой творчества, тогда как многие художники предпочитают называть так рисование. Хоть и распиливание дерева так назвать сложно, тем не менее, именно это художница считает истинным творчеством.

 "Люба" Урсулы фон Райдинсвард "Люба" в Storm King Art Center

У Урсулы восточноевропейские корни. Она родилась в семье польско-украинских крестьян. Жизнь семьи была тяжелой: за пять лет они побывали в восьми различных лагерях беженцев в послевоенной Германии. В США фон Райдинсварды иммигрировали, когда Урсула была еще ребенком.

Это отразилось на ее творчестве. В своей работе она часто опирается на восточноевропейские крестьянские традиции.

Интересно, что абстрактная, на первый взгляд, работа имеет вполне конкретные ассоциации. Название отсылает к женской фигуре. Монументальная форма – это тело, от которого вниз простирается рука. В интерпретации автора – рука матери, колышущей ребенка. Сам материал тоже может отсылать к тяжелой жизни, работе на земле, колке дров или деревянной хате. Эти догадки Урсула предлагает раскрыть зрителю.

"Круг животных/Головы зодиака" Ай Вейвея в Йоркширском скульптурном парке

Проект уже проехал по странам Европы, Азии, Северной и Южной Америки. И в каком-то смысле движется, как и китайский годовой цикл, к исходной точке.

Художник переосмыслил традиционную для Китая скульптуру, которая когда-то украшала знаменитые фонтаны Юаньминъюань в имперском летнем дворце в Пекине.

В 1860 году во время войны с англичанами и французами фонтан был разрушен и разграблен, и только семь из двенадцати голов были возвращены в Китай – крысы, быка, тигра, кролика, лошади, обезьяны и кабана. Где находятся другие пять – дракона, змеи, козы, петуха и собаки – до сих пор неизвестно.

 "Круг животных/Головы зодиака" Ай Вейвея в Йоркширском скульптурном парке

Но если бы история на этом закончилась, все было бы слишком просто. Ай Вейвей — один из самых интересных и влиятельных художников современности. Центральное место в его творчестве занимают темы миграции, свободы слова, политики. То, как в этой истории предметы меняют местоположение, говорит не только о досадном прошлом, но и о том, как сегодня люди вынуждены покидать свои дома, не зная, вернуться ли они когда-нибудь – кто-то находится в изгнании, кто-то ищет политического убежища.

В этой работе автор говорит о политике владения, истории культуры, репатриации и подлинности предметов искусства. Но при этом он хочет, чтобы работа была игривой и доступной для самого невзыскательного зрителя.

Сам Вейвей говорит, что не хочет, чтобы его работу воспринимали как монументальную скульптуру, а скорее, чтобы ее интерпретировали, кому как вздумается. Ведь у каждого свой знак зодиака, и каждый может найти в этом свою ассоциацию.

"Голова в облаках" Джейсона Климоски из студии KCA

Объект состоит из 53 780 пластиковых бутылок. Именно столько, по статистике, выбрасывают в Нью-Йорке за один час. Бутылки собирали у предприятий, школ и частных лиц по всему Нью-Йорку.

Изначально проект подали на Kickstarter. Благодаря поддержке двухсот сторонников, авторам удалось собрать 9000 долларов на производство скульптуры.

"Голова в облаках" Джейсона Климоски из студии KCA

Снаружи скульптура состоит из бутылок для молока, а внутри – из бутылок для воды. Вода в них окрашена в разные оттенки синего для создания хаотичного рисунка. Внутри павильона можно присесть на импровизированные кресла, которые тоже, разумеется, сделаны из пластика.

Автор скульптуры хотел сказать, что мир превратился в одну большую пластиковую бутылку. Этот проект — повод задуматься над тем, как мы загрязняем планету безотчетным использованием пластика.

Crown Fountain Жауме Пленсы в Миллениум-парке в Чикаго

Crown Fountain – это две пятнадцатиметровые интерактивные скульптуры.

Пленса исследует дуализм во многих своих работах. В этом объекте встречаются два случайных лица и "разговаривают" друг с другом. Эти лица демонстрируют этническое и возрастное разнообразие жителей Чикаго.

Пленса попросил 75 этнических, социальных и религиозных чикагских организаций предоставить кандидатов, лица которых сфотографировали для интеграции в фонтан. Всего получилось 960 живых портретов.

Crown Fountain Жауме Пленсы в Миллениум-парке в Чикаго

Этот объект публичного искусства ломает все стереотипы о классической скульптуре, на которую зритель должен только смотреть. Ведь с фонтаном Пленсы можно играть, резвиться в воде. Летом это, пожалуй, самое популярное место в городе, особенно для детей.

А еще автор использует видео и воду, что в принципе нетипично для скульптуры. Но, несмотря на то, что Пленса рассчитывал на какую-то интерактивность, превращение фонтана в аквапарк через несколько часов после открытия его удивило.

Так, тема равноправия и этнического разнообразия подана совершенно изумительным способом. Намного легче привить ребенку толерантность, если он увидит людей разных национальностей в таком фонтане, чем в учебнике.

powered by lun.ua

Головне на сайті