Українська правда

Кинопремьеры недели: И песни старые по-новому поём

28 березня 2014, 17:29

С 27 марта на украинских экранах демонстрируются: детская музыкальная комедия "Трубач" Анатолия Матешко и фильм ужасов "Недетские игры" Макинова.

Трубач

Режиссёр: Анатолий Матешко
В ролях: Леонид Шевченко, Владимир Горянский, Полина Тарасенко, Денис Капустин, Алиса Лукшина, Рима Зюбина, Нонна Гришаева, Алексей Горбунов, Ирма Витовская

Жанр: детская музыкальная комедия
Страна: Украина

Фильм Анатолия Матешко стал второй после "Ивана Силы" Виктора Андриенко попыткой привлечь в украинские кинотеатры юного зрителя и получившим при этом, с учётом важности задачи, полное государственное финансирование. Создатели называют его первой в современном украинском кинематографе картиной, ориентированной на самую широкую аудиторию, "начиная от маленьких деток, подростков и их родителей и заканчивая даже бабушками и дедушками", с чем можно поспорить.

Вместе с тем "Трубача" без всяких натяжек можно назвать первым в новом украинском кино обращением к жанру детского мюзикла, и всё же новое в данном случае является хорошо забытым старым.

 

Дело в том, что сюжет "Трубача" со всей очевидностью основан на знаменитой музыкальной комедии "Волга-Волга" Григория Александрова. Подобно этой картине 1938-го года, лента Матешко посвящена скромному музыканту-самородку, который, благодаря участию в составе одного из двух соперничающих оркестров, делает шаг к вселенской славе, невзирая на обвинения в плагиате. Несомненно, авторы "Трубача" отнюдь не собирались скрывать эту драматургическую преемственность, о чём свидетельствует довольно элегантная аллюзия: звучащий в одном из музыкальных номеров инструментальный фрагмент из песни "Эх, ухнем" ("…Волга-Волга, мать река").

Повествование, разумеется, адаптировано к отечественной современности. 13-летний Коля Шевченко играет на трубе в оркестре "Березиль" при "школе искусств" и, мечтая о славе музыканта и композитора, терзается сомнениями в своём таланте.

"Березиль" готовится к участию в городском музыкальном конкурсе, где схлестнётся мелодиями с извечным соперником, коллективом из ДК им.Королёва. Как на грех, любимый руководитель оркестра ломает ногу, а новый, некто Гавкало, прежде заведовавший военным оркестром, оказывается солдафоном, который не только изводит детей введением железной дисциплины, но и, похоже, зачем-то саботирует процесс.

 

В действие вплетены такие приметы времени, как школьник-мажор, выходки которого прощают из уважения к деньгам его родителей, спонсирующих школу, и уличная группа, действующая на нервы гражданам у входа в метро, однако пружины классической советской комедии то и дело вылезают наружу, разрывая обивку достаточно условной украинской действительности.

Гавкало с его френчем и портфелем, повадками энкавэдиста и военизированной лексикой словно олицетворяет пережитки тоталитаризма, которые вставляют палки в колёса украинскому гражданскому обществу с теми же сознанием своей моральной чистоты и готовностью к предательству, с какими этот злодей пытается довлеть над подопечными.

При этом Гавкало оказывается не только вариантом Бывалова из "Волги-Волги", но и вообще типичнейшим персонажем искусства соцреализма, чьи произведения не обходились без бюрократа и проходимца, которого непременно разоблачат, высмеют и разжалуют, потому что сама система и все её участники, за исключением таких вот нравственных отщепенцев- идеальна.

 

Аналогичным образом Гавкало и подлиза-мажор выступают в "Трубаче" досадным исключением из правила, случайными обитателями близкого к совершенству мира детей, готовых на всё ради дружбы, талантливых педагогов, души не чающих в своих учениках, бескорыстных чиновников из киевской мэрии, выступающих строгими и справедливыми руководителями, стремящимися потратить побольше денег на приобщение детей к высокой культуре.

Безусловно, подобный оптимизм в вопросах противостояния Добра и Зла можно счесть вполне уместным в детском фильме, и всё же нельзя не заметить, насколько диковинным и даже диковатым выглядит этот подход в контексте украинской повседневности, особенно после событий Евромайдана.

 Обращение к жанру мюзикла также не назовёшь особенной удачей фильма. Песни практически не имеют отношения к действию и не помогают раскрывать характер героев, представляя собой отвлечённые музыкально-комические номера, весьма сомнительные в отношении как музыки, так и комизма, а что же касается танцевальных перформансов, то трудно не согласиться с господином Гавкало, назвавшим их "вульгарщиной".

И, главное, по мере просмотра всё усиливается подозрение, что при создании ленты пытались несколько злоупотребить тем обстоятельством, что она рассчитана на подрастающее, а, стало быть, не слишком взыскательное поколение кинозрителей.

 

Авторы словно предлагают своей аудитории сыграть с ними в поддавки- смеяться, когда злодей нелепо гримасничает, получив от кофейного автомата струю в лицо, плакать, когда изгнанный из оркестра бедный Коля пускает слезу, верить, что экранные школьники, вставляющие "по-любасу" и "суперово" в свою достаточно бесцветную речь, действительно говорят, как современные дети. Согласятся ли юные зрители на эти правила игры, судить не берёмся, но, в любом случае, "Трубач"- не тот фильм, который можно порекомендовать для формирования кинематографических вкусов.

Оценка фильма 2,5 из 5

Детские игры/Come Out and Play

Режиссёр: Макинов
В ролях: Винесса Шоу, Эбон Мосс-Бакрак, Даниэль Хименес Качо, Херардо Тарасена, Алехандро Альварес

Жанр: хоррор
Страна: Мексика

Новоявленный кинематографист Макинов со своим дебютным фильмом, в котором он выступил в качестве продюсера, сценариста, постановщика, оператора, монтажёра и звуковика, в 2012-м году навёл шороху на МКФ в Торонто, где перед премьерой картины был показан двухминутный ролик под названием "Привет из тёмного леса".

В этом ролике режиссёр приветствовал публику облачённым в красный балахон, на фоне фотообоев с соснами, под птичий щебет и жужжание электропилы. Предварительно расколотив мобильный телефон, он обратился к ошарашенной аудитории на русском- сомнительную грамотность языка и невнятность искажённого модулятором голоса сглаживали английские субтитры: "Я хочу поговорить о своих идеях.

 Фото IMDb

Уже давно как я разгромлён и возмущён, видя глупую современную жизнь. Кино должно учить нас про боль. Потому я делаю эти драгоценные и грустные истории, чтобы напомнить нам, кто мы без мобильников, чтобы напомнить нам, что мы сделаны из крови, что жизнь ограничена, и все мы умрём".

По словам организаторов Торонтского фестиваля и американских кинопрокатчиков, автор этого забавного перформанса сообщил о себе в прикреплённой к копии фильма записке (поскольку севернее мексикано-американской границы его никто не видел), что он является уроженцем Беларуси, некоторое время работавшим в России ассистентом режиссёра и уехавшим в Мексику для изучения индейских духовных практик.

Фильм загадочного Макинова повествует о супружеской паре молодых американцев, приехавших отдохнуть на небольшой мексиканский остров. Герои озадачены безлюдностью этого места, точнее, отсутствием взрослых, поскольку резвящейся детворы хоть отбавляй. Вскоре американцы начинают находить островитян одного за другим- по большей части в качестве обезображенных трупов. Кто мог сотворить такое?! До поры до времени супруги не хотят признаваться ни друг другу, ни самим себе, что знают ответ.

 

История о детях, оказавшихся одержимыми жаждой убийства, кажется весьма подходящей для режиссёра, который стремится научить нас пониманию боли. Впрочем, история эта не совсем его. "Недетские игры" (в оригинале носящие название "Выходи играть") представляют собой римейк испанской ленты 1976-го года "Кто может убить ребёнка?" Нарцисо Ибаньеса Серрадора, ставшей, в свою очередь, экранизацией романа "Детские игры" Хуана Хосе Планса.

Как и оригинальная лента, фильм Макинова не только заставляет вспомнить "Детей кукурузы" (любопытно, что рассказ Стивена Кинга был опубликован почти одновременно с романом Планса), но и имеет явные сюжетные переклички с "Повелителем мух" Уильяма Голдинга.

Однако если Кинг затронул тему нашей неизжитой тяги к мрачным языческим культам, а Голдинг блестяще показал природу человеческой жестокости, Макинова нисколько не занимает причина кровавого восстания детей - нам лишь дают понять, что это нечто вроде передающейся, словно вирус, бесовской одержимости. Поэтому кажется несколько натянутой попытка некоторых критиков представить фильм как метафору того, что человек, подобно ребёнку, может казаться ангелом, являясь настоящим исчадием ада, ведь юные герои фильма, даже совершая преступления, сами являются невинными жертвами гипноза адских сил.

При этом картина Макинова, при всей эпатажности созданного им образа режиссёра-подпольщика, бунтующего против современности, выглядит куда менее жёсткой и провокационной, чем оригинальное произведение. В ленте 1976-го года начальные титры сопровождались хроникальными кадрами, показывающими детей, зверски замученных в нацистских концлагерях, павших жертвой американских бомбардировок Вьетнама, умирающих от голода в Индии при попустительстве международных структур.

 

Этот кошмарный пролог, едва ли уместный в развлекательном произведении, воспринимался как кощунственное сомнение в том, что беспомощные жертвы взрослого мира были такими уж невинными, но также наводил на мысль, что помешательство детей в фильме является следствием этих массовых убийств, ответом на кровавые преступления взрослых и их неспособность обеспечить мир и благополучие на нашей планете.

Макинов не только отказался от этой вступительной части, но и сделал своё повествование гораздо более прямолинейным. Лента Серрадора была выстроена на контрастах- залитые солнцем, словно погружённые в сиесту улицы таили в тенистых патио окровавленные трупы, очаровательные дети со счастливым смехом бежали за взрослыми, размахивая тесаками, а пиньята, по которой пытался попасть палкой ребёнок с завязанными глазами, оказывалась телом забитого насмерть старика.

У Макинова статичные кадры городских пейзажей сменила репортажная съёмка операторов,  вместе с героями фильма бегущих наутёк от маленьких монстров, сцены с насилием приобрели кровавую натуралистичность, тревожная музыка сплелась с животным рычанием. Главное же отличие состоит в том, что юные убийцы в "Недетских играх" изначально выглядят подозрительными, зловещими, непохожими, как в фильме 76-го года, на нормальных детей, и это делает происходящее всё-таки чуть менее чудовищным, менее патологическим, ведь зрителю сразу дают понять, что это - не жестокие, испорченные дети, а кто-то или что-то вроде зомби или инопланетян.

В "Недетских играх" внимание сосредоточено не на детях, каким-то образом из невинных созданий превратившихся в алчущих крови чудищ, а на взрослых- обычных представителей цивилизации, обнаруживших, что привычная реальность без видимых причин встала с ног на голову и вынужденных сражаться за свою жизнь. Их поведение убедительно свидетельствует, что подобные адепты "глупой современной жизни" и в самом деле неуютно чувствуют себя без мобильного телефона, пугаются вида крови и совсем не умеют убивать- но едва ли это показывает современность с такой уж плохой стороны.

Оценка фильма 3 из 5