Українська правда

10 лучших украинских фильмов Одесского кинофестиваля

29 липня 2018, 07:00

Украинские кинематографисты, представившие свои работы в рамках Девятого Одесского международного кинофестиваля, продемонстрировали чуткость к настроениям своих соотечественников, готовность говорить на неудобные темы, внимание к представителям социальных низов и поиск новых форм выражения.

"Украинская правда" отобрала наиболее значимые полнометражные отечественные ленты, чьи премьеры состоялись в различных программах кинофестиваля.

"ВУЛКАН"

Украина-Германия-Монако, режиссёр Роман Бондарчук. Международная конкурсная программа

Селение, затерянное среди просторов Херсонской области, предстаёт в ленте одного из ведущих отечественных документалистов аллегорией нашей тревожной современности с её войной, социально-экономическими катаклизмами и решительным нежеланием большинства наших сограждан менять привычное существование.

Центральный персонаж, 35-летний сотрудник миссии ОБСЕ, глубоко неудовлетворён тем, как прошла до половины его земная жизнь.

После таинственного исчезновения коллег он оказывается в застывшем во времени пространстве нищеты и беззакония, где привычные реалии приобретают фантасмагорические черты, а его обитателями владеет какая-то воинственная апатия.

Это своеобразное чистилище заставляет героя мобилизовать душевные силы и отыскать в себе волю к жизни.

"ГЕРОЙ МОЕГО ВРЕМЕНИ"

Украина, режиссёр Тоня Ноябрёва. Национальная конкурсная программа (Приз за лучшую режиссуру)

Тема перемены личной участи и общественных преобразований или, скорее, неспособности к ним в дебютной ленте Тони Ноябрёвой раскрывается в образах киевских спальных районов, рынков и арт-галерей.

Создатели заново позволяют увидеть их глазами молодого провинциала без определённого рода занятий, но полного непоколебимой уверенности в собственных силах и томительного стремления к чему-то ему недоступному.

Дивный новый мир столицы оказывается огорчительно узнаваемой вотчиной самодовольного жлобства и цепкой коррупции, кажется, никогда не переживавшей вторжения революционных порывов.

При этом безжалостная точность наблюдений смягчена остроумием и симпатией к персонажам, благодаря чему "Герой моего времени" предстаёт произведением столь же жизнерадостным, сколь и бескомпромиссным.

"ГОГОЛЬ ДОК"

Украина, режиссёр Алиса Павловская. Национальная конкурсная программа

Документальная лента о подготовке к проведению IX Международного фестиваля современного искусства Гогольfest рассказывает о преображении "Арт-завода Платформа" в крупнейшую в стране творческую лабораторию.

Произведение воспринимается и как выразительная иллюстрация к ахматовским строкам о рождении цветов искусства из будничного сора, и как отражение плачевного состояния культурной сферы, создаваемой почти исключительно самоотверженными усилиями безумных энтузиастов.

То обстоятельство, что премьера ленты состоялась уже после вынужденного переезда фестиваля в Мариуполь, подчёркивает её основную метафору – возведение театральных подмостков сравнивается со строительством Вавилонской башни, обречённой остаться незавершённой, обрушиться не велением Небес, а из-за равнодушия государства и общества.

"ДЕЛЬТА"

Украина, режиссёр Александр Течинский. Национальная конкурсная программа (Приз за лучший полнометражный фильм, приз ФИПРЕССИ)

Фактура городка Вилково с его заповедными хатами, возникающими из воды, тумана и мрака играет в этом медитативном, поэтичном документальном повествовании большую роль, чем сюжетные линии.

Сюжетные линии складываются из повседневных забот и тревог местных жителей, чей уклад едва ли существенно изменился за последние века.

В самой монотонности произведения ощутимо величие эпоса.

Кажется, эти орудующие то косами, то вёслами суровые и при этом жизнерадостные обитатели дельты Дуная ждут своего Вергилия, который воспоёт их труды и дни, пока они окончательно не растворились в пространстве.

"ДОМАШНИЕ ИГРЫ"

Украина-Франция-Польша, режиссёр Алиса Коваленко. Конкурс европейских документальных фильмов ("Лучший фильм")

Карьерные достижения юной футболистки предстают в ленте Алисы Коваленко метафорой поиска своего места под солнцем, борьбы с собственной слабостью и неуверенностью, обретением личного достоинства.

Тренировки, матчи, прогулы и ссоры с тренером становятся рифмой к её семейным неурядицам и личным переживаниям.

А необходимость взять на себя заботу о младших брате и сестре заставляет её прочувствовать ответственность за собственное будущее.

Режиссёру удаётся не только раскрыть характер героини, но и передать атмосферу, царящую на социальном дне, из чьих душных объятий способны вырваться лишь немногие даже из наиболее одарённых подростков.

"ДОНБАСС"

Германия-Украина-Франция-Нидерланды-Румыния, режиссёр Сергей Лозница. "Фестиваль фестивалей"

В отношении фильма Лозницы было бы уместно перефразировать высказывание Данте Габриэля Россетти: "Действие фильма происходит в Аду, но имена и названия отчего-то украинские и русские".

Составленный из эпизодов, до невыносимости убедительно воспроизводящих любительские видео и рассказы очевидцев о повседневности "народных республик" с её подвалами, междоусобицами и празднествами, "Донбасс" можно назвать одним из самых выразительных в истории кино обращений к апокалиптическому жанру, построенных на документальном материале.

В этом изображении локального конца света трагедия неотделима от гротеска, деградация социально-политических институтов – от нравственного падения: готовности наших ближних преступать любые человеческие и Божественные законы.

Эта преисподняя (в которой, если приглядеться, немало праведников) не ограничена зоной, подконтрольной люмпенам-сепаратистам и российским оккупантам.

На сборищах местных бесов-распорядителей можно услышать не только "Славься, Республика наша народная", но и гимн Украины.

"ЖЕНЩИНА НА ВОЙНЕ"

Исландия-Франция-Украина, режиссёр Бенедикт Эрлингссон. Фильм-открытие

Первый фильм-открытие кинофестиваля, в создании которого приняла участие Украина, стал хорошим примером вклада фестиваля в развитие копродукции в отечественном кинопроцессе – идея совместной картины появилась у исландца Бенедикта Эрлингссона после показа в Одессе его нашумевшего дебюта "О лошадях и людях".

С нашей страной "Женщину на войне" связывает образ девочки, родители которой погибли в ходе боевых столкновений на Донбассе.

Однако упомянутая в названии война разворачивается на родине постановщика и весьма напоминает украинские реалии.

Подавшая документы на удочерение украинской сироты сорокалетняя исландка, вооружившись луком и пластиковой взрывчаткой, противостоит алюминиевой корпорации, под эгидой властей уничтожающей окружающую среду на благо национальной экономики.

Решимость продолжать борьбу за неприкосновенность флоры и фауны сталкивается в душе героини со страстным желанием покинуть тропу войны за наследие грядущих поколений, чтобы обеспечить счастье ребёнку из другого конца Европы.

Особая ироническая интонация лишь подчёркивает драматизм этого повествования о взаимосвязи личных трагедий и глобальных катастроф.

"КОГДА ПАДАЮТ ДЕРЕВЬЯ"

Украина-Польша-Македония, режиссёр Марыся Никитюк. Национальная конкурсная программа ("Лучшая актёрская работа" – Анастасия Пустовит)

Дебют Марыси Никитюк – свидетельство того, что жанр украинского поэтического кино в своём современном воплощении может оказаться живым, чувственным осмыслением действительности.

Действие ленты разворачивается в узнаваемых координатах деревенской глуши, безрадостных городских окраин и просёлочных дорог.

Её юные герои, способные реализовать свою страсть лишь под пологом леса, кажутся персонажами архаических сказаний, принадлежащих скорее природе, чем цивилизации.

В новой лесной песне влюблённая пара противостоит обывательскому убожеству, отвергая любые моральные нормы, которые в изображённом мире кажутся набором фарисейских заблуждений.

"МИХАИЛ И ДАНИИЛ"

Украина-США, режиссёр Андрей Загданский. Конкурс европейских документальных фильмов

Лента 1992 года "Двое" Андрея Загданского стала одним из первых в отечественном кинематографе произведений, посвящённых жизни семей, один из членов которых страдает от тяжёлой инвалидности, их ежедневной борьбе с болезнью и с обществом, отказывающим им в элементарных человеческих правах.

Спустя четверть века Загданский возвращается к своим героям, известному художнику Михаилу Щиголю и его поражённому церебральным параличом глухонемому сыну Даниилу.

Он был вынужден вместе с ним покинутьродной Киев и переехать в Чехию в поисках медицинской помощи и социальной интеграции.

В "Михаиле и Данииле" творческие терзания, переживаемые отцом, сплетены с физическими страданиями сына, которому каждое точное движение, необходимое в его работе в сувенирной мастерской, даётся ценой непредставимых усилий.

При всей доброжелательности окружения, кажется, лишь в общении друг с другом они способны преодолевать своё одиночество и замкнутость в личной боли.

Фильм Загданского – тонкое исследование взаимоотношений отца и сына с их взаимной зависимостью и поиском свободного пространства, обладает мощным нравственным посылом.

Он актуален в нашей стране, где люди с ограниченными возможностями (как, впрочем, и художники) в большинстве своём вынуждены пребывать на социальных маргиналиях.

"ТЕРА"

Украина, режиссёр Никон Романченко. Национальная конкурсная программа

Полнометражный вариант фильма "Вне зоны" посвящён сотруднице тернопольской кондитерской фабрики "Тера".

Она занята будничными обязанностями, а на выходные отправляется в город на востоке, чтобы выяснить, нет ли среди последних из погибших бойцов ВСУ её сына, переставшего отвечать на телефонные звонки.

Пускай в новой версии нет принципиально новых сцен, само увеличение хронометража добавило повествованию драматизма, позволило лучше показать, как трагедия существует в повседневности, не смешиваясь с нею; показать ту реальность войны среди мира, в которой существуют тысячи наших соотечественников.