Тест

Доверительный разговор с нашими детьми на темы "взрослой жизни"

Вопросы полового воспитания детей и подростков всегда были сопряжены с немалыми трудностями в их решении. В каждой стране мира они воспринимались и воспринимаются по-разному, в соответствие со сформировавшимися традициями общества и семьи, социальными, экономическими предпосылками, влиянием религии.

За многие годы работы с детьми и подростками, убедилась, что раскрывать подобные темы сложнее всего, особенно в общении со своими детьми. В тоже время, игнорировать их недопустимо: открытость и доступность информации об интимной жизни человека, представляемой достаточно часто в искаженной форме, нивелирует основные ценности отношений в любом обществе. При этом формируется дефицит "иммунитета" к любому негативу у тех, кто открывает дверь во "взрослую жизнь".

Важно, чтобы любое проявление интереса такого рода у наших детей стало естественным источником искреннего общения. В данном случае, возможно, с помощью любимых книг, картин, фильмов и музыки.

Несомненно, половое воспитание детей и подростков, как элемент общей культуры, есть необходимым и значимым в формировании адекватного отношения самих подростков к тем изменениям, которые происходят в их организме и восприятии окружающего мира.

Кто же такие подростки?

В соответствие с классификацией ВОЗ термин "подростки" объединяет людей в возрасте от 10 до 19 лет, "молодежь" - от 15 до 24 лет, а "молодые люди" - от 10 до 24 лет.

Во многих странах мира подростки самостоятельно принимают решение в отношении выбора полового поведения и времени вступления во "взрослую жизнь". Именно в таких странах отмечен высокий уровень абортов среди несовершеннолетних. Язык статистики объективен: во всем мире производится около 50 млн. абортов, из них 10% приходится на долю юных женщин (от 15 до 19 лет).

Большинство беременностей в этом возрасте, в силу различных причин, незапланированные, а 75% детей рождаются в неполной семье, без отцов. Поэтому, обоснование использования эффективной контрацепции именно в юном возрасте является одной из значимых стратегических задач современной медицины.

При этом нельзя не отметить, что реальная информация о методах планирования семьи не соответствует потребностям девушек и юношей (как свидетельствуют результаты проведенного анкетирования). И это в период, когда во всем мире отмечена либерализация половых отношений среди несовершеннолетних. Так, к примеру, в 1964 году только 14% юношей и 5% девушек имели опыт сексуальных отношений, а в 2009 - уже 48% и 54%, соответственно.

Несомненно, эти цифры раскрывают цепь последующих проблем, связанных с формированием нарушений репродуктивной способности юных мужчин и женщин. Так, было отмечено, что частота воспалительных заболеваний половых органов у девушек, имеющих опыт сексуальных отношений, встречаются в 3-4 раза чаще, чем у женщин фертильного возраста. А это в свою очередь предопределяет по-прежнему высокий уровень бесплодия (15-20%) в супружестве, невынашивания беременности, психологических конфликтов пары.

К тому же, молодежь вступает в брак в более позднем возрасте, откладывая рождение ребенка на период после 28-30 лет. При этом половая зрелость и половая активность проявляются значительно раньше. К примеру, время начала менструации (менархе) наблюдается в среднем в 12,4 лет (от 11 до 15 лет), а еще 10 лет тому - в 13,9 лет.

И все же, репродуктивный потенциал молодежи отождествляется с перспективой поколения и должен рассматриваться с позитивной точки зрения будущего развития в неразрывной связи с восприятием и особенностями социального и культурного состояний общества.

Потому, если подростки независимо принимают решение о начале половых отношений в юном возрасте, необходимо им тактично и обоснованно предоставить необходимую систему знаний, чтобы способствовать уменьшению степени риска негативных последствий такого решения и отдаления дебюта половых отношений.

Для каждого человека, независимо от возраста, сексуальное здоровье есть состоянием благополучия в проявлении своей сексуальности, предупреждении нежелательной беременности, профилактике распространения инфекции, передающихся половым путем, и СПИДа, свободы от насилия.

Один из учеников Зигмунда Фрейда, Вильгельм Райх, выделяя особенности меняющегося мира, отмечал, что "при изменении экономических отношений в обществе в воздухе накапливается потенциал сексуальной свободы". Ученый выделял основные моменты, предопределяющие сексуальную революцию:

- доступность контрацептивных средств и возможность планирования желанной беременности в оптимальное для этого время;

- протест молодежи против ханжества общества и недосказанности в отношениях мужчины и женщины;

- возрождение феминизма в новых проявлениях;

- большая открытость в отношениях, эмоциональная свобода и сексуальная раскованность".

Несмотря на сложные преобразования мира в каждом времени, извечными остаются человеческие ценности. При любых расколах истории и формирующихся традициях, "материнства не взять у Земли, не отнять, как не вычерпать моря".

Михаил Ром в обращении к человечеству в своем последнем документальном фильме "И все-таки, я верю...", выделяя неразрывную связь эпохи и особенностей складывающихся отношений между мужчиной и женщиной, отмечал: "Как бы быстро не вращалась земля, придавая ускорение мыслям и проявлениям эмоций, все всегда возвращается на круги своя - оправданными остаются лишь взаимная искренность чувств и отношений..."

Время всегда расставляет свои акценты. В наши дни проблема одиночества, часто как следствие виртуального восприятия происходящего в ускоряющемся времени, формирующегося сценария поверхностных отношений - путь к разочарованию и утраченных надежд. И все же, в любом возрасте, как бы не складывались обстоятельства, каждый человек надеется на возможность быть воспринятым, проявить свой талант, свою неповторимость.

Осознание человеческих ценностей и раскрытие способностей формируется в едином ключе и предопределено совокупностью предпосылок и, состоянием внутренней готовности к этому. В воспитании детей важно достигать максимального совпадения этих составляющих. Пожалуй, важно понимать, что каждый возрастной период предопределен соответствующими задачами и перспективами.

Постигая философию Востока, открываются жизненно-важные этапы:

-молодость - до 20 лет;
-создание семьи - до 30 лет;
-выполнение общественных обязанностей - до 40 лет;
-познание собственных заблуждений - до 50 лет;
-последний творческий период - до 60 лет;
-желанный период жизни - до 70 лет;
-старость - после 70 лет.

Каждый из них связан с определенным состоянием духовного насыщения и эмоций, позволяющих по-новому воспринимать мир, перелистывая страницу жизни.

Достигая зрелости, постигая свои ошибки и разочарования, каждый человек надеется на возможность восприятия всего происходящего своими детьми в более ярких и теплых красках.

Юрий Борисович Норштейн, анализируя вечную недосказанность отношений родителей и детей, отмечал, что одним из лучших проводников в общем позитивном восприятии реальности есть искусство: "Наша жизнь - ежеминутный сгусток времени и пространства, не перестающие оживать с новой силой на полотнах Рембрандта, Пикассо, Ван-Гога, Малевича.

Искусство - это ключ к общему познанию и открытию мира, единению душ."

Это объяснение в любви друг к другу с ощущением неповторимости времени.

"Искусство - это наша жизнь. Облегчить жизненные страдания - его главная задача", - утверждал Огюст Роден.

И в унисон этому же, Пабло Пикассо отметил: "Любое творчество всегда сексуально. Это путь к избавлению от одиночества в жизни любого человека".

"А наша жизнь - это попытка прорваться друг к другу в надежде быть услышанным" (Б.Пастернак).

Как же можно услышать, а тем более понять своих детей, если в повседневном общении родители уделяют им не более 7 минут. При этом забывая, что доверительные отношения с детьми возможны при условии тактичного участия в их жизни. Именно такое общение позволяет открыть мир своего состояния души и своего ребенка, почувствовать как они (эти два мира) могут соединиться. Возможно, это и есть дорога к самому себе.

Своевременный разговор с детьми позволяет расставлять не только правильные акценты на ориентирах времени и ситуаций, но и обращать внимание на радугу ощущений и изменения в восприятии самого себя в каждом времени.

К тому же, дети и подростки за 2-3 года до возможных этапов взросления должны быть проинформированы и готовы к физиологическим изменениям и их проявлениям в организме. При этом разговор, касающийся подобных преобразований должен быть обязательно тактичным и доверительным. Любое проявление давления или жесткости со стороны родителей, педагогов, медиков может вызвать обратную, негативную, реакцию со стороны подростков.

Разговор с детьми позволяет расставлять правильные акценты

"Возможность слышать и понимать друг друга - это возможность открыть дверь в мир с яркими красками".

Какой же он, этот мир?

Как отмечают сами дети, он - "цветной". При этом, каждый цвет имеет свое значение и свою насыщенность:

"синий - цвет глубины,
серый - цвет мысли,
коралловый - цвет эмоций,
желтый - цвет радости, красный - цвет насыщенности".

Точнее не скажешь!

Все, что окружает нас в этом мире, имеет свою неповторимость, значимость и ценность. Все важное - просто. Как и ощущение того, что жизнь -подарок! Жизнь - открытие! Жизнь-вдохновение! Это мы интуитивно впитываем и понимаем с раннего детства и растрачиваем с возрастом.

"Дети большие мудрецы, чем взрослые" (Роллан Быков).

Несомненно, жизнь - готовность открытия новых ощущений и чувств. Мальчики и девочки, юноши и девушки, мужчины и женщины имеют свою особенность восприятия мира вокруг себя и в самом себе.

Коко Шанель любила повторять: "Если женщина не забыла, что мужчина ребенок, она знает о нем все".

"Мир женщины - это постоянное утверждение любви, созидающей, согревающей, насыщающей" (Марк Шагал).

Сейчас мы все чаще говорим о проблеме женского и мужского одиночества, возрастной нетерпимости и частоте межличностных конфликтов. Все это во многом предопределено неподготовленностью к семейным отношениям, неумением понимать и слушать друг друга и воспринимать каждого с уважением любых проявлений неповторимости.

Способность к любви генетически заложена в каждом человеке и развивается задолго до формирования сексуальности. Это удивительное качество формируется под воздействием сказок, любви к ветру, дождю, солнцу, всему тому, что окружает нас в этом меняющемся и неповторимом мире. Это, несомненно, воспитание искренности, сопереживания, способности ощущать боль другого человека и, естественно, помочь в избавлении от нее.

Любовь - ведущая потребность человека, обеспечивающая поток жизненных сил, позволяющих утвердиться в мире.

"В любви мы становимся уязвимыми, мы становимся зависимы. Однако, если смотреть на мир без любви - мы не сможем его понять и почувствовать" (Кшиштоф Занусси).

"Любить - значит жить жизнью того, кого любишь" (Л.Толстой).

Задача родителей воспитывать эту способность к любви в детях и ответственность за бережное отношение к этому чувству. При этом следует помнить, что самым значимым аргументом при этом в формировании настроенности на любовь есть атмосфера родительского дома, семьи.

Нет ничего значимее искренности и естественного доверия в отношениях друг с другом, детей и родителей. Потому в душе каждого ребенка всегда преобладает желание подражать самым близким людям. Они в большинстве случаев воспринимают искренность отношений и чувств через сформировавшиеся традиции семьи.

Это убедительно проявляется в ответах школьников на вопрос "Что такое любовь?", большинство из которых все же отмечают, что это:

"общность интересов и взглядов";
"тайна, которую каждый должен открыть сам";
"непредсказуемое многоцветное чувство";
"полное доверие в отношениях";
"такое состояние души, когда мир в ярких красках";
"когда двое понимают друг друга, как себя...";
"призыв природы";
"влюбленный человек всегда излучает тепло и не способен на проявления злости, ненависти".

Почти как у Гарсия Маркеса :

"любовь сильнее обстоятельств,
сильнее болезни,
сильнее старости,
сильнее ненависти,
сильнее войны,
сильнее бедности".

Вселенская любовь, заполняющая мир светом, и есть основным стержнем всего происходящего, что позволяет оставаться людьми в самых непростых ситуациях. Именно она делает человека неповторимым, определяя бесконечность граней его красоты и таланта.

Эта красота, как свечение, притягивает к себе, что, по мнению Одри Хепберн, всегда есть основным наполнением харизматичности.

"Чтобы губы были привлекательными, говори ими красивые слова.
Чтобы глаза были красивыми, ищи ими хорошее в людях.
Для стройности фигуры раздели свою пищу с голодным.
Для красоты волос позволь ребенку запустить в них свои пальчики.
Для душевного спокойствия живи с уверенностью, что никогда не будешь в одиночестве.
Люди нуждаются в восстановлении и возрождении, никогда и никого не отвергай.
С возрастом ты поймешь, что у тебя две руки:
одна - чтобы помочь себе, другая - чтобы помочь другому".

Руководствуясь такими принципами, можно было бы познать рай и в земной жизни.

А единственный рай, это состояние влюбленной души, по-прежнему основной камертон счастья мужчины и женщины в их вечном и неповторимом союзе.

Интимность таких отношений, как тонкая нить, особое эмоциональное пространство, общение, в единочасье и хрупкое, и мощное, в зависимости от сложившихся традиций и духовного источника единения.

"Воистину должны прилепиться друг к другу, чтобы чувствовать друг друга и единый мир вокруг себя..."

Как об этом рассказать детям? Какие слова найти, чтобы поговорить и о сексуальности?

Каждый человек сексуален и в этом проявлении неповторим. Более того, сексуальность и внутренний потенциал человека всегда сопоставимы и предопределяется множеством факторов: биологическими, психологическими, социальными, экономическими, политическими, культурными, этническими, правовыми, историческими, семейными, особенностями вероисповедания и т.д.

Сексуальность переживается и выражается в мыслях, фантазиях, желаниях, установках, поведении, отношениях, и, конечно же, в любом творческом проявлении.

Сексуальность, в первую очередь, предопределена достижением определенного возрастного этапа, когда наступает состояние переоценки мира и всего происходящего в нем, когда самые сложные моменты в отношениях двоих упрощаются сами по себе, когда наступает подходящее время насыщенных эмоций, то есть когда ощущаешь способность их переживать. Это период возрастной зрелости. Именно с этим в значительной степени связана возможность достижения гармонии в интимных отношениях мужчины и женщины.

Счастливые сексуальные отношения с насыщением позитивных эмоций обеспечивают очень близкое, единственное в своем роде, общение. Такое общение, связанное с незабываемыми моментами жизни, обогащает и преображает, порой значительно, жизнь каждого. Именно это во многом определяет вкус жизни.

Нужно найти слова, возможности, чтобы научить своих детей ценить каждый день, каждый час, каждую минуту при этом.

Как объяснить, что жизнь можно прожить, сохраняя позицию пассивного наблюдателя и это не лучший вариант?

Ведь можно быть ее активным участником, ощущая радость каждого дня, свою востребованность и неповторимость.

При этом важно понимать и помнить, что доверительное и бережное отношение друг к другу на длинной дистанции жизни - ключ к счастью.

Родители должны помнить, что дети имеют полное право на собственную жизнь, и они не смогут прожить ее за них. При этом ностальгию по детству каждого взрослого можно нейтрализовать извечной реализаций несбывшихся детских надежд и возможностей. Именно через детей можно по-новому пережить и пропустить через себя неповторимые эмоции, связанные с каждым этапом взросления.

Это возможно при условии если:

- уметь слушать своих детей;

- слышать своих детей;

- понимать своих детей;

- любить их!

И тогда возникнет реальная возможность не раз пережить моменты общей радости, счастья и единения. И убедиться, что жизнь - подарок, открытие, чудо в любом движении времени.

Фото з Flickr (chris8800, launo2010, leannabenn)

Автор - Оксана Ромащенко, доктор мед.наук, главный научный сотрудник отдела сексопатологии и андрологии ГУ "Институт урологии НАМН Украины"

Фрагмент доклада автора.

30 мая в рамках программы книжной ярмарки в Мыстецком Арсенале был представлен совместный украинско-российско-французский проект "Половое воспитание детей и подростков с помощью искусства", а также книга Марлены Буш и Оксаны Ромащенко "Вопросы, которые стоит задавать".