"Мама" Капитошки и Пети Пяточкина: Запретят хоть один фильм – запретят все
Наталью Гузееву называют "мамой" Капитошки и Пети Пяточкина. Именно она создала истории о разноцветной капельке и о приключениях рыжего непоседы в детском саду.
Сейчас киевлянка Гузеева живет в Германии - вот уже 17 лет. Но в интервью она призналась, что собирается возвращаться в Украину. Перед своим возвращением она приедет во Львов и проведет мастер-класс в рамках Форума издателей.
Накануне ее приезда "Украинская правда. Жизнь" расспросила Гузееву о ее сказках, мультиках, детстве, борьбе с нарушением авторского права в Украине и о ее необыкновенных персонажах, на которых расли целые поколения.
- Есть родители, которые пытаются растить своих детей на "нормальных мультиках" из своего детства, потому что современные мультфильмы не такие добрые и неправильно воспитывают детей. В Украине сейчас даже обсуждают вопрос запрета показов мультиков "Губка Боб", "Шрек", "Лунтик", "Маша и Медведь", потому что они якобы пагубно влияют на детскую психику. Как вы считаете, такие мультики надо запрещать?
- Моя бабушка родилась при царе, мама – во время сталинских репрессий, я - во время хрущевской оттепели, а моя дочка – после перестройки. Представьте, что в моей семье существовал бы стереотип воспитания, созданный бабушкой и мы смотрели бы только немое кино?
Я очень люблю старые советские фильмы. По темпо-ритму и воспитательным принципам они идеально подходят для малышей. Их надо показывать, и еще для того, чтобы ребенок имел представление, как росли его родители. Но и эти фильмы требуют исторических сносок. Кто такие "октябрята" в фильме по Маяковскому "Что такое хорошо и что такое плохо"? А готовы ли мы, чтобы наши дети, как и герои фильма, с такой же четкостью отвечали на вопрос, что такое "хорошо" и что такое "плохо"? Чтобы принимали все на веру?
Мне лично дороги мысли собственного ребенка. Мне дороги те открытия, которые он делал и продолжает делать на своем жизненном пути. Мне интересно, каким он видит мир, чем это видение расширяет или дополняет мое видение мира. И мы уже 24 года говорим друг с другом.
С детьми надо разговаривать, обсуждать, объяснять.
![]() |
Чем плох "Шрек"? Тем, что его жена – не модель, да и сам он лицом не вышел? Фильм развивает толерантность. Разве не ясно, что не во внешности дело? И что героиня птичку пением убила, когда была злой, хоть и красивой.
Это же какое порочное сознание надо иметь, чтобы объявить Губку Боба гомосексуалистом? Да ребенку и в голову такое не придет!
- То есть вы считаете, что детям можно смотреть все мультики?
- Мне кажется, что нравственная атмосфера современного общества будет намного чище, если мы не будем делать вид, будто знаем, как надо жить, а будем принимать решения и совершать поступки с полным осознанием своей собственной ответственности за них.
Если запретят хоть один фильм, это будет начало конца. Тогда запретят все. Надо не запрещать, надо создавать альтернативу, чтобы был выбор. А я так понимаю, что выбора нет.
- А выбора действительно нет?
- Где национальная мультипликация со своими героями? Где темы, которые отражают современность? Где детское художественное кино? Почему Национальная комиссия по защите общественной морали не способствует решению этих задач?
![]() |
Шарж художника Генриха Уманского. Именно он и является автором визуального образа Капитошки |
Отсутствие национального кинематографа для детей высокого качества, с современными реалиями – вот это аморально!
Это портит психику детей. Еще портит психику детей стерильное воспитание.
Если посадить ребенка на диету из "хороших" сказок, а я исхожу из того, что мультфильмы ребенок воспринимает, как сказки, ребенок вырастет инфантильным. Сказки – мощное орудие в подготовке ребенка к реальной жизни. В них мир прекрасен и одновременно опасен, жесток и несправедлив.
Ребенку лучше избыть страх в фантазийном мире, научиться сострадать героям в сказках, узнать, что есть герои немного неправильные и не очень красивые, тогда он вырастет толерантным.
Маленький пример: в обществе, в котором запрещены инвективы (ругательные слова), их место занимают ритуалы, а криминальность намного выше, чем в обществе, в котором с помощью слов можно выпустить агрессивные эмоции.
- Какие мультики вы разрешали смотреть своей дочери?
- Я дочку старалась загружать чтением, так как только чтение развивает.
В ее детстве не было фильмов как Шрек, Лунтик, Маша и Медведь. Но я думаю, я разрешила бы ей их смотреть, ведь в нашей семье прочитанное и просмотренное обсуждалось и вызывало здоровые дискуссии.
Я думаю, родители против этих фильмов, потому что хотели бы ими заменить собственную "сказку перед сном" и сделать из них такую "теленяню".
Моя дочка, Лена, в 10 лет начала смотреть Симпсонов, и я присела рядом. Должна признаться, после советских мультиков с хорошенькими правильными личиками и мордочками я была приятно поражена, что герои выглядят нетрадиционно.
Это гениальная придумка авторов – она воспитывает! Не только персонажи с среднестатистическими чертами лица и с известным цветом кожи должны мелькать на экране.
Таких мы любим, давайте полюбим и других - синеньких. За их юмор, смешные поступки, за – если не доброту, то беззлобность, если не за ум – то за наивность и преданность семье.
Так что, дорогие родители, смотрите вместе с детьми, и не одним глазом смотрите, а в оба. И слушайте текст - кстати, не знаю, каково качество перевода мультиков. И тогда вы узнаете последние мировые новости, потому что сериал тут же с юмором на них откликается сюжетом.
![]() |
Вместе с фильмом, сделанным режиссером Александром Викеным, в жизнь ворвался в середине 80-х егоза и непоседа Петя Пяточкин |
- Психологи лечат детей сказками. Вплетают историю ребенка, о ее проблемах в сюжет и таким образом ребенок легче находит варианты выхода из ситуации, узнает о жизни. Ваши истории тоже воспитательные. Вы это умышленно делали, или так просто случайно получилось?
- Я никогда не ставила перед собой задачу написать воспитательную историю. И если они такими получились, то только потому, что в любой моей истории есть конфликт, подчас не явный, а внутренний - как в историях про девочку Леночку.
А в преодолении конфликта – всегда есть дидактика, молодец, смог! Или – пока еще не смог, но сможешь! Или – не сможешь никогда, но зато у тебя есть шанс попробовать что-то другое!
К сожалению, в Украине еще много табуизированных для детской литературы тем.
- Например?
- Болезни, старость, смерть и похороны близких (неизбежная ситуация для детей, у которых есть бабушки и дедушки), детский энурез (почти 95 % детей от всех носителей страдает этим), фекалии лошадей, коз, коров и т.д., которые в селе встречаются на дорогах.
За рубежом издают книги на эти темы и ребенок таким образом психологически готов к печальным событиям, не высмеивает то, что естественно, не стесняется своих недугов.
- Какие сказки вы рассказывали дочери?
- Дома я читала дочке все детские книги, которые в начале 90-х можно было купить. А вне дома – в очередях, или в дороге – я сочиняла ей на ходу собственные истории, часто мы делали это вместе, импровизируя на тему известных сказок.
![]() |
Наталья Гузеева с дочкой Леной. Февраль 1989 года. Во время съемок документального фильма "Правила по уходу за новорожденными" |
- Вы смотрели популярные украинские короткометражные мультики "Лис Микита" і "Моя країна - Україна"?
- Скажу уклончиво: наверное хорошо, что они есть, возможно у них своя аудитория. Но они не являются лицом украинской мультипликации, которая была одной из лучших на творческой карте планеты.
- Вы родились в Киеве но уже более 10 лет живете заграницей. Почему?
- Заграницей? Это только так кажется. Границы придумали люди, люди их и переступают.
Можно жить в Киеве и чувствовать себя иностранцем. Можно жить в другой стране и чувствовать себя украинцем. Это для переписи населения важно, где находится тело. А так важно, что в твоей душе.
![]() |
- Как часто вы бываете в Украине? Вы следите за те, что здесь происходит?
- Бываю в Киеве и скоро туда окончательно перееду. Я слежу за тем, что происходит в Украине, а потом обсуждаю это с моими друзьями. Политикой я никогда особо не интересовалась, она ввергает меня в депрессию, я понимаю, как я бессильна что-либо в мире изменить, и мне от этого грустно.
- Ну почему же нельзя – вот в Украине вы активно боретесь с нарушителями авторских прав на "Капитошку". Чем закончилась эта история?
- Я не борюсь с нарушителями, я ПОМОГАЮ государству бороться с нарушителями, выполняю, так сказать, его функцию, что бы его же, Государства, законы работали. Пока Государство сонно потягивается, по расчетам независимых экспертов, оно только от НЕсоблюдения законов в области авторского права теряет в бюджете сотни миллионов гривен ежегодно!
Эти деньги существенно поддержали бы и систему детского образования, и помогли бы Украине проводить значимые культурные проекты, в том числе по созданию современного кино для детей.
А мои истории борьбы с нарушителями с учетом особенностей квалификации некоторых судей, патентного ведомства в области авторского права, a также судя по новым фактам нарушения, не окончатся никогда. Наши юристы уже иронизируют, что художественная детская мультипликация пока "не по зубам" высшим инстанциям украинской Фемиды.
![]() |
Добрый персонаж "Капитошка" одним своим видом загоняет ее служитей в процесуальные ловушки, причем настолько быстро, что некоторые из них, наверное, особо неуверенные в своих профессиональных способностях, готовы даже изучать, а не может ли Веселая капелька еще тайно быть и "промышленным образцом".
Но благодаря этим процессам, Капитошка из киногероя превращается в общественного борца против нарушителей. Героя, который пишет сегодняшнюю историю Украины. В историю вместе с Капитошкой сможет войти каждый. Достаточно фиксировать факты нарушения авторского права и присылать их в редакцию.
- Почему Ваши книги не издаются в Украине?
- Не издавались, это правда. Но в этом году у меня особое событие - в издательстве "Теза" вышла моя новая книга "23 Обиды Пети Пяточкина", где читатели встретятся с любимым героем. Того события мне пришлось ждать 24 года! Теперь лед тронулся – я работаю с издательством "Старый лев" над проектом "Мама по скайпу", а в издателъстве "Мастеркласс" появится наконец первая книга "Капитошки".
Для меня большая радость, что она сделанна совместно с художником Капитошки в фильме Генрихом Уманским. Надеюсь, что в издательстве Теза будет издана моя самая любимая книга о Пяточкине "Любовь и 17 страданий Пети Пяточкина", над переводом которой работает сейчас Иван Андрусяк.
![]() |
- Как по-вашему, есть ли шансы у украинской культуры стать успешной за рубежом?
- Шанс есть, если появится какой-нибудь Гай Цильний Меценат, министер культуры при императоре Августе, заинтересованный в этом.
Искусству нужен покровитель, спонсор, донатор.
В Германии у меня был культурологический шок, когда я узнала, что когда умирает одинокий человек, приходит определенная служба в его квартиру и отправляет под пресс все вещи, которые этот человек с любовью собирал и хранил в течении жизни. Все под пресс!
Салфеточки, вазочки, стульчики, столики, шкафчики, телевизор и холодильник! Забрать что-нибудь никто не имеет право, иначе это будет мародерство. И я поняла, как бессмысленно материальное с точки зрения вечности, и как важно оставить о себе духовную память в сердцах людей и в истории страны. Так что я надеюсь на разум и здоровое тщеславие министерства, спонсоров и меценатов.
![]() |
Наталья в детском саду |
- Вы много пишете о детях и детстве. А каким было ваше детство?
- Очень разным. Родители работали в театрах бывшего Советского Союза и возили меня за собой. Ничего хорошего в этом не было, я едва успевала заводить друзей, как мы уже снимались с места. Место подружек занимала фантазия. Мне с ней было хорошо.
- Вы были Петей Пяточкиным?
- Ровно настолько, насколько девчонка может вести себя как мальчишка.
Я шалила с точки зрения родителей, а для меня это был сложный процесс проверки мира на прочность. Я не ломала куклу – нет! – я разбирала ее на части, чтобы понять, почему она говорит "мама".
Я рубила топором кирпичи, чтобы понять, что их топором разрубить нельзя. Я бегала по крышам, потому что оттуда был виден Днепр. Я хотела убежать в Лаос, чтобы помочь Лаосским принцам – ведь принцы все-таки! А я так любила сказки! А в Лаосе была гражданская война. Откуда я это знала? Папа слушал все время радио и обсуждал со мной новости.
- Кстати, таких Петь Пяточкиных сегодня бы назвали гиперактивными детьми – их даже лечат.
- Глупости! Последние исследования говорят о том, что синдром гиперактивности приписывают всем детям, поведение которых неудобно родителям, учителям и которые не могут объяснить психологи. Петя Пяточкин абсолютно здоров – психически и физически.
Его скорее можно было бы назвать ребенком-индиго. Он опережает время, он размышляет, он заводила-лидер, он позитивен. Из таких мальчишек вырастают герои, а не хулиганы.
![]() |
Семейство на скамеечке. Папа, Анатолий Гузеев, будущий диктор украинского телевидения, мама - Лена Гузеева, актриса. Лиепая, Ташкент, Ленинград |
- Назовите свой список мультиков, которые вы бы советовали смотреть детям.
- Я бы очень хотела ответить на этот вопрос, но не берусь. Каждому нужна своя психотерапия, у каждого свой интерес, своя скорость, свое дыхание, и ему нужно что-то свое сокровенное, что чуждо будет другому.
Каким бы замечательным бы не был мультфильм, я бы все-таки рекомендовала своему ребенку прочитать книгу и снять в своей голове собственный фильм. И он-то и будет самым лучшим!
Печатное слово первичнее движущейся картинки. Тот, кто не читает, тот и запрещает Губку Боба, или Лунтика.
И какая разница, что он запретит завтра, может быть даже Бога, который создал обнаженного мужчину и женщину, и позволил им начать род человеческий, которому ничего не чуждо. А сам устроился в облаках, и стал смотреть бесконечный сериал, а эпизод с запрещением мультфильмов его просто развеселил. Ведь кто-кто, как не он, этот великий Аниматор, понимает толк в комическом сюжете.
![]() |
- Над чем Вы сейчас работаете?
- Мысленно я уже на Форуме издателей во Львове. Очень волнуюсь. Я давно не выступала перед соотечественниками.
Пишу все сразу – в работе две книги. Еще готовлюсь к чтениям в Бонне, где буду читать "23 обиды Пети Пяточкина" на немецком языке, у меня там 8 выступлений.
По этой же книге готовлю музыкальный проект совместно с композитором Александром Александровым, известного по выступлениям с группами "Звуки Му", "Аквариум" и другими.
Меня будоражит возможность создать настоящий музыкальный спектакль про страну Баронию, в которую попадает Петя Пяточкин! Страну, в которой облака пишут тексты-подсказки, и в которой живут вычеркнутые из жизни дети, превращенные коварным Бароном Примадоном в своих резиновых слуг. Искренне верю, что детские театры Украины смогут участвовать в реализации нашего проекта.
А еще обдумываю с продюсером 100 серий про Капитошку и Волчонка, Это большой сериал о детской дружбе, в котором каждая серия будет не больше минуты. И вот это настоящий вызов! Миниатюра требует больше времени и усилий, чем более крупный формат. Но очень увлекательно!
Питання від читачів з Facebook
![]() |
Olenka Martynyuk: Як вигадали берет для капітошки? Чому він в береті?
Как для чего? Чтоб не намокнуть!
Ну а если серьезно, то вот почему. Капитошка впервые появился не в книге, а в мультфильме. Следовательно, работая над образом, художник Генрих Уманский решал главную задачу - каков персонаж в движении, а не в статике.
Вот поэтому-то Капитошка состоит из нескольких разноцветных капелек и они-то и находятся все время в движении, меняют форму, переливаются. Движение – самое главное для фильма. И заметьте, головной убор состоит из двух капелек, то есть вроде бы беретик с бумбончиком.
Roman Voitovych: Звідки такі цікаві власні назви обох персонажів, чому "П'яточкін"?
В моей сказке дождик поет песенку "капай-капай, дождик", ее капризное Эхо разносит по лесу и перекручивает, получается в результате "Капитошка-а-а".
А Пяточкин?…Хотела написать про мальчика, такого себе егозу и непоседу, заводилу и фантазера. При этом он – веселый, добрый и сообразительный. На мгновение задумалась. Мое подсознание вдруг нащупало слово "пятка" и отправило на утверждение моему сознательному.
"Пятка очень важная часть тела", - согласилось сознание, - "и у нее очень важная функция, особенно для спринтеров, например. С пятки начинается толчок стопы, чтобы оттолкнуться и высоко взлететь".
![]() |
В рыженьком слоненке - Пяточкин узнал свои черты |
У меня в других книжках Петя Пяточкин к этому и стремится – взлететь высоко - в чувствах и поступках. Он не любит проторенных путей. Вот так вот приблизительно и возникло имя. Или я пытаюсь понять, как оно возникло?...
Вообще, с именами Капитошка и Петя Пяточкин у меня не было долгих и мучительных раздумий, как это бывает с придумыванием других имен. Они меня осенили, просто влетели в голову и материализовались на бумаге. Вообще, что легко происходит – значит это судьба.
Хто придумав (надихнув на) пісеньку Петрика?
В моей сказке была песенка-бормоталка Пети, которую я сама сочинила. Но я не поэт-песенник и не претендую им быть. И считаю большой удачей для фильма, что режиссер Александр Викен пригласил в команду поэта Александра Вратарева, и композитора Владимира Быстрякова, которые – один в стихах, другой в музыке - точно ухватили суть характера Пяточкина,
Хто був прототипом Петрика?
Никто
Звідки прийшла ідея "брм-брм-брм-бррм"?
Идея "брм-брм..." является замечательной придумкой режиссера.
Ostap Kryvdyk: Першою була українська чи російська версії? А ще - фантастичний джаз-рок у музиці, як його до мультиків допустили?
Озвучание на двух языках делали практически одновременно.
По-поводу джаз-рока Владимира Быстрякова в фильме не было никаких дискуссий. Во всяком случае, принимающие фильм инстанции (а их приблизительно было четыре) музыку приняли. Не представляю, что могло быть иначе - Владимир Быстряков успешно работал в анимации.
Petro Burkovskiy: Запитайте авторку: як вона думає, чому "Капітошку" та "П’яточкіна" можна дивитися хоч кожен день (і дітям і батькам), а до західних будь-яких аналогів серце не лежить?
Спасибо за скрытый комплимент моему творчеству. Мне трудно ответить на этот вопрос, потому что я не смотрю свои фильмы каждый день.
Olga Sharapa: Многие украинские мужчины с огромным удовольствием ассоциируют себя с Петриком. Как вы думаете, почему им это нравится?
Я думаю, вот почему. Петя Пяточкин внутренне свободен, он не терпит рамок, он подсознательно отстаивает свою независимость, у него есть на все свое мнение, он не хочет слепо следовать правилам игры, правилам детского сада – этого маленького государства с устоявшимся расписанием дня.
Но он согласен принять законы, если видит в них логику, свою, детскую, фантазийную, но логику. Нормальная психология взрослого умного мужчины, психология Героя. Именно Героем своего детсадовского государства и выбрала его подсознательно среда (его детсадовцы), без него им скучно, без никого – просто НИКАК.