От йолки к ёлке. История одного символа
Все началось с "йолки". Ставшая символом Евромайдана, она простояла в центре Киева восемь месяцев. И только летом ее наконец разобрали. Мы вместе с активистами и музейщиками вспомнили, чем была для нас "йолка" и чем она может еще стать.
— Вече 1 декабря. Мы шли огромной живой колонной в сторону Майдана. Тысячи людей. И когда приблизились к окруженной ментами площади, те сами оттуда разбежались. Несколько активистов тут же победно взобрались на елку с криками: "Елка наша!", и толпа ликующе загудела. Было и радостно, что елку взяли, как высоту, и грустно, что эта железяка стала поводом для избиения мирных демонстрантов, — год спустя вспоминает участница революции, 27-летняя киевлянка Лена.
Накануне тех событий, в ночь на 30 ноября, "беркутовцы" жестоко зачистили Майдан, избив активистов, протестовавших против отказа тогдашнего президента Януковича подписать Соглашение об ассоциации с ЕС.
Десятки раненых. Десятки задержанных.
Формальной причиной этой зверской и подчеркнуто показательной акции стала установка новогодней елки. Власть заявила, что протестующее сами виновны в применении к ним силы — нечего, мол, было мешать своим присутствием на площади установке елки и ледового катка.
Фото: Артем Жавроцкий |
— Все говорили, что никому эта "елка-на-крови" теперь не нужна, — продолжает Лена. — Состояние было подавленное. Часть конструкции ребята растащили на баррикады, а на каркас стали вешать всякое. Кто-то принес похоронные венки. Они покачивались вместо игрушек и добавляли какого-то специфического ужаса. Еще там висели портреты Януковича в рамке с черной лентой.
Так символ праздника стал символом насилия.
Йолка
— Ее иначе как "йолкой" никто не называл. Это вообще было какое-от кармическое дерево для Януковича: то венком получил по голове, то вспомнить украинское название не мог — мучился-мучился и выдал это "йолка". Прицепилось, — с улыбкой говорит Андрей Дубчак, сотрудник украинской редакции "Радио Свобода".
Он первым из журналистов взобрался на самый верх железной конструкции елки и снимал оттуда начало массовых митингов.
— Это было 8 декабря — второе, кажется, вече на Майдане. Я в основном в редакции работаю, а тут получил полевое задание. Подумал, откуда лучшее всего обзор будет — конечно, с елки. Высоты я боюсь страшно, но что поделаешь. Эмоций — куча. Руки-ноги дрожат. Толпа с высоты морем выглядела. И когда внизу кричали, сверху это звучало потрясающе: звуки сходились, и я физически ощущал всю эту массу, внезапно пробудившееся "коллективное сознательное"! - вспоминает он.
Андрей показывает на компьютере ролик, сделавший его знаменитым. "Революція!" — разрывается на сцене Тягныбок. "Гідності!" — сотнями тысяч голосов отзывается Майдан.
— Я вернулся в офис, смонтировал видео и стал заниматься чем-то другим. А спустя пару часов оказалось, что видео уже на ABC, CBN, CNN, Al Jazeera, сайтах New York Times, Washington Post. В итоге все крупнейшие мировые каналы показали его, — Андрей с гордостью показывает скриншоты своего видео с логотипами иностранных каналов.
Фото: Андрей Дубчак |
Говорят, именно благодаря этому ролику мир узнал о реальном масштабе протестов в Киеве. Поскольку в то же время российские СМИ говорили о нескольких тысячах "бандеровцев", а на видео четко видно, что протестующих на самом деле сотни тысяч — они заполнили весь Майдан, Крещатик и все соседние улицы.
На видео также видно, что елка тогда была уже плотно обвешана национальными флагами и разными плакатами.
— Она очень быстро превратилась в арт-объект. К тому же стала своеобразным средством информации и, в некоторой степени, лакмусовой бумажкой, отражающей настроения на Майдане. Мы с сестрой каждые несколько дней подходили, фотографировали новые шедевры, — рассказывает еще одна активистка Майдана Василина Думан.
Во время революции она руководила креативным отделом Общественного сектора "Евромайдан", придумала идею фантиков "Eurоmaidan is ...".
Фото: "Eurоmaidan is ..." |
— Помню, когда появился огромный плакат с Тимошенко, возникла шутка — страшный сон любого майдановца: проснуться однажды утром, а баннерами с Юлей уже вся елка завешана, - рассказывает Думан. - Даже фотожаба на эту тему была. Никто не хотел там политрекламы. Тогда появилась идея украсить елку флагами разных стран мира, и мы просили посольства в знак солидарности передать свои флаги. Так или иначе, скоро йолка перестала восприниматься как символ кровавого режима.
Символ сопротивления
Четыре на четыре метра — крохотная комнатка в Национальном центре народной культуры "Музей Ивана Гончара" завалена целиком.
Здесь хранится то, чем в последние месяцы была украшена елка на Майдане. Более четырех сотен флагов (зарубежных и национальных с подписями городов и сел), плакаты с автографами и впечатлениями участников революции, карикатуры, велосипедные колеса, веночки и венки.
Среди нетрадиционных экспонатов — "два чемоданчика для Таи": так народ выражал свой гнев против позиции некоторых звезд эстрады с намеком "чемодан — вокзал...".
Есть здесь даже колья для представителей власти — остро заточенные, с подписями: для Януковича, Азарова и Попова.
— Под конец нижний ярус был завешен сплошь политическими баннерами, которые как таковые ценности не имеют. Поэтому самое дорогое для нас — верхние ярусы, где сохранились аутентичные вещи: пусть эти флаги прожженные, пробитые, пусть на них уже краски выцвели — в этом их прелесть, в этом история, — с заботой осматривая содержимое комнаты, говорит замдиректора музея и по совместительству волонтер инициативы Музея Майдана Игорь Пошивайло.
Для Игоря Пошивайло йолка стала живым организмом. Один из его друзей, сопереживая происходящему, писал стихи. Эти стихи Пошивайло распечатывал и вещал на металлическую конструкцию
Когда в начале августа столичный мэр Владимир Кличко дал команду елку разобрать, встал вопрос, что с ней, собственно, делать дальше. Вот тогда у Игоря Пошивайло появилась идея сделать из йолки – музейный экспонат.
Остававшиеся тогда на Майдане не хотели, чтобы ее демонтировали. Но власть приняла такое решение, и нужна была третья сторона, которой бы доверили этот процесс.
- Наша инициатива, Музей Майдана, находится как бы "под зонтиком" государственного учреждения — Музея Ивана Гончара. Сошлись на том, что безопасно передать конструкцию нам, - поясняет Пошивайло.
И все равно, когда легендарную йолку забирали с Майдана, люди чуть ли не дрались.
Фото: "Eurоmaidan is ..." |
За машинами МЧС, на которых перевозили каркас, ехали майдановцы. Они следили, куда везут части демонтированной йолки, боялись, чтобы ее не продали.
Сейчас йолка хранится в разобранном виде в нескольких местах: все "украшения" - в помещении Музея Ивана Гончара, а сам железный каркас — по соседству, в Музее Великой Отечественной Войны.
Правда, говорит Игорь, места не хватило — самую высокую часть конструкции, под 10 метров, спрятали пока куда-то коммунальщики. Сохранить все это для истории музейщик считает свои долгом. Почему?
Йолка стала символом пробуждения гражданского сознания.
Глазами музейщика
К оформлению первой временной выставки Музея Майдана организаторы подошли креативно. В помещении Музея Ивана Гончара собрали самые разные экспонаты. Одна из стен завешена расписанными касками майдановцев, другая — изувеченными деревянными щитами, за которыми активисты прятались от пуль силовиков.
Тут же стоит бочка, у огня в которой прошлой зимой грелись протестующие. Есть даже специальная труба, по которой можно постучать, как барабанили майдановцы в наиболее накаленные моменты противостояния.
Каждый, кто захочет посетить выставку, сможет попасть в зал, лишь пройдя "сквозь йолку", точнее, ее художественную имитацию.
— Собрать всю ее было бы очень дорого, да и потом это огромная конструкция — почти 35 метров, а у нас потолки 2,70. Там даже верхушка выше трех метров, — объясняет все тот же Игорь Пошивайло накануне открытия выставки.
Его то и дело дергают, уточняя те или иные моменты в оформлении.
— Мы специально сделали деревянный каркас и повесили на него настоящие флаги с йолки. Хотя, если вы обратите внимание, верхняя часть каркаса все-таки настоящая. Ребятам из музея ВОВ пришлось потрудиться: перевернули 40 тонн металла, пока нашли нужные детали.
Рассказывает Игорь увлеченно. Он говорит, что и с каким-то отцовским трепетом — видно. Он всерьез переживает за то, чтобы сохранить эти экспонаты и донести их ценность до широкой аудитории.
Автор: художник Илья Стронговский |
Игорь Пошивайло говорит, что не был активным участником революции. Он не бросал коктейли Молотова, не строил баррикад.
Но искренне сопереживал и с первых дней смотрел на события глазами музейщика.
Он, как и его коллеги, еще в декабре переместили на Майдан многие музейные акции.
И стали собирать истории, экспонаты, объединять музейное сообщество. Потом родилась инициатива создания Музея Майдана.
- Мы начали стаскивать сюда будущие экспонаты: идем на Майдан и каждый раз стараемся что-нибудь захватить для истории. Когда эвакуировали КГГА, многие вещи просто выбрасывали. А мы все тянули сюда, - улыбается Пошивайло.
Позже инициатива Музея Майдана объединилась с другой похожей — Музеем Свободы.
Сейчас, говорит Игорь, общая коллекция хранится частично в Музее Гончара, частично в "Софии Киевской", Музее истории Киева и Украинском Доме.
Но говорить о том, когда, же все эти свидетельства истории будут собраны под одной крышей, пока не рано.
Украинским музейщикам никогда еще не приходилось создавать музей, касающийся живой современности. Исключение составляет музей Чернобыля. Но там трагедия случилась, и события застыли в истории.
А здесь же все по-другому: Музей Майдана — живой организм, ведь эта история продолжается и сегодня. Каким будет этот музей, никто пока не знает.
- Музей Холокоста в Вашингтоне по крупице собирали 60 лет. Это не пример, конечно. Но главное — чем в результате станет этот музей. Он должен существовать в разных формах. Вот эта выставка — тоже часть будущего музея, - поясняет Игорь Пошивайло.
Впрочем, если бы государство было заинтересовано в создании музея, дела могли бы продвигаться быстрее. Пока была лишь создана комиссия, разрабатывающая концепцию будущего музея. Но реальных результатов ее работы нет.
Музейщики говорят, что для них важно легализировать идею музея Майдана.
"Необходим указ президента о его создании", - говорят они.
Ключевое слово — дети
В этом году, кажется, впервые за историю независимости главная елка Украины установлена не на Майдане.
После трагических событий прошлой зимы, устраивать шумное новогоднее веселье на месте гибели сотни людей, было бы неуместно. Именно поэтому столичные власти решили перенести все праздничные мероприятия на Софиевскую площадь и территорию Национального заповедника "София Киевская".
— Ёлка у нас настоящая. 21 метр. Это подарок от мэрии Ивано-Франковска, — рассказывает Алена Полищук, представитель оргкомитета проекта Folk Ukraine, которому в этом году поручили заниматься организацией праздника.
Её часто спрашивают, почему ёлка живая, а не искусственная. Она подробно объясняет, что происходит с ёлками старше 80 лет – такие ёлки идут на переработку.
После праздников красавицу с Софиевской площади тоже переработают на пеллеты (гранулы биотоплива — УП.).
Кажется, это еще один шаг вперед. Шаг в сторону новых правил.