Украинское кино: война на два фронта?

Представьте себе судоходную регату, в которой по одну сторону участвуют элегантные европейские моторные катера, по другую мощные американские лайнеры, сзади сомалийские пираты, – а у вас "чайка", на которых украинские казаки сплавлялись по днепровским порогам. Транспорт, безусловно, легендарный, но... довольно долго простоявший в музейных архивах.

Ну, как вам перспектива?..

Примерно в такой же ситуации оказалось украинское кино. Мы должны "пробиваться" сразу по нескольким направлениям, после очень длительной паузы.

Во-первых, в международное фестивальное движение. Для Украины сегодня это особенно важно. Это вопрос имиджа государства, его узнаваемости, престижа на международной арене. И отличный механизм гражданской дипломатии. С помощью кино украинцы говорят с французами, немцами, итальянцами, испанцами – без посредников, прямо с экрана кинотеатра.

Один из главных барьеров на этом пути – устаревшее кинозаконодательство. Сегодня наши законы конфликтуют с европейскими, российскими и другими законодательствами, и не позволяют кинематографистам эффективно взаимодействовать с партнерами из других стран.

Окончательно решить эту проблему должен новый вариант закона о кинематографии, над которым ми сегодня работаем совместно с ЕС. После публичного обсуждения он будет зарегистрирован в ВР. Приложим максимум усилий, чтобы это произошло уже осенью.

Плюс сейчас мы лоббируем вступление Украины в Eurimages. Это крупнейшая европейская программа, которая помогает киношникам находить финансирование на свои проекты.

Второй фронт нового национального кино – завоевание симпатий своих же украинских зрителей. И это, как ни странно, более сложный вызов. Почему? На мой взгляд, есть три основные причины, которые затрудняют доступ наших фильмов к широкому экрану.

Первая и самая очевидная – кризис доверия.

За последние 20 лет ко всему, что выпускается под брендом национального производителя, многие относятся с подозрением. В лучшем случае – с иронией. К сожалению, небезосновательно. И это касается как зрителей, так и прокатчиков.

Зрители, после нескольких неудачных проектов предпочитают "наверняка" сходить на один из американских блокбастеров. Прокатчики, будучи уверенными в том, что "попкорновые картины" принесут больше денег, – если и ставят в сетку украинские работы, то в такое неудобное время, на которое могут попасть только сами прокатчики вместе с билетерами.

Вторая причина – неумение продавать свое творчество.

О многих голливудских проектах мы знаем еще до начала съемок. Дальше идут кадры с площадок, интервью актеров, скандалы. Потом тизер, трейлеры – два или три, – и в самом конце наружная реклама, телешоу и яркая премьера.

В национальном кинопроизводстве ситуация до смешного противоположная.

Мы как то пытались составить что-то вроде интерактивного каталога фильмов в работе – собрать пробные варианты постеров, фото со съемочного процесса. Таких материалов практически нет! Как оказалось, многие режиссеры настолько "суеверны", что не хотят показывать свою работу до ее полной готовности. Но так дело не пойдет – не та индустрия.

Стараемся максимально с этим бороться и сегодня настаиваем на том, что продуманный маркетинговый план по своей важности должен занимать такое же место, как сценарий, монтаж или режиссура. Но это заработает в полной мере только тогда, когда инициатива будет исходить от создателей.

И, наконец – хотя это вопрос времени – пока в национальном кинематографе нет своих "кассовых" звезд, участие которых всегда привлекает большую аудиторию.

Актеров поколения Богдана Сильвестровича уже практически не знает молодежь. А у нового поколения, за то время пока в основном снимали "в стол", не было шансов появиться.

Комплекс трех этих факторов делает продвижение украинского кино на иностранных рынках проще, чем на своем собственном. Победы Мирослава Слабошпицкого, Марины Вроды, Валентина Васяновича – яркое этому доказательство. Один из последних примеров – фильм Владимира Тихого "Зеленая кофта". Его отобрали на кинофестиваль класса "А" в Сан-Себастьяне, – мечта любого режиссера.

Уверен, никто не сможет справиться с этими вызовами, кроме самих игроков рынка. В этом контексте главные планы на осень: прийти к компромиссному решению с крупнейшими кинотеатральными сетями.

С одной стороны, они должны предоставить хорошее время для украинских картин, с другой – получить выгодные условия для расширения, чтобы увеличивать количество кинозалов. И параллельно нужно вести борьбу с "ветряными мельницами" нового поколения режиссеров и продюсеров, чтобы они иногда выныривали из творческого процесса и посвящали время "грешному" маркетингу и PR собственных работ.

Повод для оптимизма есть. Когда кино добирается до зрителя – шансы полюбиться очень неплохие! Я думаю многие, кто был на последнем Одесском кинофестивале, понимают, о чем я.

Когда видишь, как на украинском фильме люди сидят в проходе, потому что не хватает мест – чувствуешь, что успех национального кинематографа – вопрос времени и усилий.

А когда объявляют, что фильм "Параджанов" занял третье место в рейтинге зрительских симпатий фестиваля – чувство уступает место уверенности!

Денис Ржавский, глава "Украинской Кино-Ассоциации", специально для УП.Життя

Реклама:

Головне сьогодні