Как найти новый смысл в старых городах

Не так давно "Украинская правда. Жизнь" опубликовала материал "Осмыслить город. Ирина Соловей о потенциале Харькова, Одессы, Мариуполя и других городов", где говориться о попытках привлечения граждан к осмыслению и пониманию, формированию стратегий развития собственного города.

Это важно и необходимо, но есть и другая группа людей, которая сегодня фактически отстранена от влияния на развитие городов и их будущее. Это как ни странно профессионалы – архитекторы, урбанисты, ученые…

Мы считаем, что базовым процессом развития городов и общественной жизни становится самоорганизация, это то, что проявил Майдан, и это есть и в прошлом - ряд наших город функционировал согласно магдебурскому праву.

Может ли самоорганизация граждан быть осмысленной без диалога с профессионалами, без их видения и знаний?

Есть вещи, о которых общество знает мало и не считает нужным знать больше. Так подавляющему большинству людей архитектура, урбанистика, система расселения страны, городская культура представляются второстепенными по сравнению с экономикой или политикой.

Но именно от состояния архитектурно-урбанистической сферы и культуры зависит наше будущее, ответы на вопросы где, как и с какими смыслами мы будем жить.

Национальный союз архитекторов осознал, что кроме сообщества профессионалов никто не готов серьезно задуматься о цельном видении в формулировании целей и задач всей сферы строительства, создания и реконструкции городов, иного качества жизненной среды.

Многие эксперты и просто небезразличные люди громко говорят о проблемах городов, но это все отдельные, хотя и важные аспекты огромного целого. Город - многоуровневая сложная организованность. И только на уровне множества локальных проектов будущее не построишь - нужно видение целого и связанная работа на всех уровнях от ремонта до стратегий.

Украина переживает нелегкие дни творения подлинной независимости. Народ платит за это высокую цену. Важно, чтоб жертвы были не напрасны и чтобы мы бы построили новую страну с собственным будущим. Для этого политических и экономических изменений недостаточно – они будут не эффективными и преходящими, если не будут опираться на землю, на жизнь городов и сел, на смысл совместной жизни в этой стране.

Война не единственное испытание и вызов – это и евроинтеграция, и миграции внутренние и глобальные, и изменения климата, которые усилят потоки миграции, и новые технологии, и возможные экологические и техногенные катастрофы.

Чтоб с этим справиться, нужны ресурсы – политические, финансовые и особенно человеческие. Нужны профессионалы, способные эффективно решать задачи такого уровня.

Национальное богатство и базовый ресурс страны – освоенная территория, плодоносящая земля, богатая возможностями среда жизни и образованные, здоровые люди

Цель общественного развития - умножение национального богатства, воспроизводство и творение ресурсов, благополучие людей.

Не только польза, выраженная в цифрах, но благо народа и общества должно быть высшим критерием развития общества.

Понимая это, мы создали Стратегию деятельности НСАУ и создаем открытую группу, которая постоянно будет работать над корректировкой и задачами "развертывания" Стратегии, так как по себе документ работать не будет. Мы наметили пути и способы реализации.

Ведь состояние нашей сферы нельзя оценить иначе как негативно.

Сегодня – землю дерибанят и истощают, города и территории в упадке, среда обитания становится все более непригодной для жизни, происходят процессы депопуляции и деградации населения с точки зрения здоровья, образования, нравственных ориентиров, кадровый ресурс теряется.

Нет представления об общем будущем, смысле совместной жизни в стране, городах, поселениях – отсюда нельзя ответить на вопрос – что делать, что и как строить.

Если так будет продолжаться, то страны, народа и профессионалов скоро не будет. Все понимают, что эти негативные тенденции надо остановить, правительство прилагает определенные усилия. Но все надежды возлагаются на развитие экономики и ради этого производится множество несвязанных, вроде нужных действий, но последствия их для состояния земли, городов и сел, среды и населения, как правило, не просчитываются и в итоге приводят к новым конфликтам и нарушениям.

Нам нужно строить новую страну, а не восстанавливать утерянное из советской индустриализации. Независимость и достойное место в глобальном мире, вхождение в Европейский союз, не может произойти на базе, по сути умирающих, индустриальных городов, варварской эксплуатации земли, старых форм подготовки профессионалов, утрат в воспроизводстве населения.

Мы живем на обломках Единой программы расселения и размещения производительных сил Советского союза, и поэтому большинство наших городов деградируют – они потеряли старые функции и не обрели новых. Проектов нового расселения, работающих на независимость и собственное место в глобальном мире, у нас нет.

Во всем мире, особенно в тех странах, которые привыкли называть цивилизованными, роль у архитектуры особая.

Например, на Западе существует такое понятие как свободные профессии. То есть, это профессии, которые имеют значительное, большое социальное значение. От этого очень многое зависит – качество медицины, качество юриспруденции, другие сферы.

А мы вообще, архитекторы, профессионалы, мы предназначены для чего? Формировать среду обитания, среду проживания, среду жизнедеятельности.

И если в обществе значение этой деятельности, находится на уровне, тогда получается архитектура, получается среда и решается задача.

У нас практически сегодня это сведено на нет. Потому что полный приоритет сегодня – это интерес заказчика, человека или компании, короче денег. Архитекторов потихоньку за последние лет 15, превратили в элемент, который необходим в получении прибыли. Баланс пользы и блага, интересов общества, власти, бизнеса нарушен.

Бизнес в связке с чиновничеством – получается ужасный результат для архитектуры города, жизненной среды. Надо достигнуть баланса.

Мы хотим добиться того, чтобы наше сообщество стало той площадкой, где мы этот баланс будем искать и его достигать.

Но это, безусловно, большая дискуссионная и экспертная работа. Мы создаем экспертную коллегию в нашем сообществе с участием представителей власти, бизнеса, всех, кто работает в этой сфере.

Второе – это исследовательская работа. У нас практически, если говорить об архитектуре, о перспективах урбанизма, о градостроительных перспективах, ничего не делается. У нас чиновничество наше, министерство и другие организации государственные, практически выхолостили все. У нас отсутствуют какие-то перспективные программы, какие-то разработки, касающиеся перспектив развития архитектуры и городов. Научные исследования – это в основном диссертационная работа, то есть на науку, а не на проблемы сферы и профессии.

В большинстве развитых стран функционируют союзы или палаты архитекторов. Что это такое? Молодой человек получает базовое образование, но чтобы он получил право быть автором проекта, собирать коллективы, отвечать за принятие решений, необходимо получить определенную лицензию или сертификат, то есть быть принятым в сообщество.

Мы тоже пытаемся передать в Архитектурную палату при НСАУ, например, ведение реестра архитекторов, профессиональный контроль за их деятельностью.

Мы разработали профессиональные стандарты, и будем их постоянно дорабатывать, положения об авторском праве, этике и прочее, это все должно быть в поле зрения сообщества. Это одна сторона медали.

А вторая и самая важная – это для нас качество архитектурных решений. Идея такова – во всем цивилизованном мире, где существуют уже такие системы, задача не допустить неквалифицированного человека к выполнению архитектурных и градостроительных урбанистических решений и задач. Это саморегулирующаяся система.

Принцип самоорганизации предполагает сотрудничество всех участников процессов воспроизводства и развития городов, а не отдельно чиновников, бизнеса, инициативных горожан и профессионалов.

Реклама:

Головне сьогодні