Когда ребенку в спину кричат "сепар"

Аннексия Крыма и последующая за ней война на Донбассе перевернули жизнь многих из нас. Те, кто не приняли оккупацию Крыма, вынуждены были уехать из родного дома вместе со своими детьми.

У многих остались там квартиры, которые просто закрыли и уехали. Гораздо хуже переселенцам из Донецка и Луганска, у некоторых из которых дома и квартиры разрушены, возвращаться им некуда, продавать тоже.

Схватив в охапку своих детей, они действительно бежали от войны, от этого кромешного ужаса. Хорошо, если в других городах Украины живут их родные, бабушки и дедушки этих детей. Некоторые приезжали, оставляли детей на их попечение и уезжали обратно.

У каждого своя печальная история. Но в любом случае - это колоссальный стресс и для детей, и для взрослых, которым на новом месте надо учиться жить заново, искать работу, ходить в другую школу, заводить новых товарищей.

Конечно, переселенцам помогает государство, помогают волонтеры. Но не всегда нас приветливо и гостеприимно встречают на новом месте, в большей мере это относится к уехавшим из Донбасса. К сожалению, эта проблема коснулась и наших детей.

Моему сыну 11 лет. Он учится в русскоязычном классе в одной из львовских школ. Для нас было неожиданностью, что среди одноклассников нашелся ребенок, который обзывал его "москалем", бил и унижал.

Сын не жаловался, об этих стычках мне рассказали его одноклассники.

Как-то я пыталась поговорить с обидчиком сына: "Послушай, почему ты его дразнишь и бьешь? Мы уехали из Севастополя, нас никто не выгонял, мы патриоты Украины и не приняли эту оккупацию!"

На что 11-летний парень ответил мне: "Я - русскоязычный патриот Украины. А вот, кто вы - я не знаю". Потом мне позвонила его мама, которая на украинском языке наговорила кучу неприятных вещей. А потом в школу к директору, надев форму, пришел папа-участник АТО.

Претензия - зачем я разговаривала с их сыном и пыталась детей помирить? Надо, мол, с родителями разговаривать сначала. А как с вами разговаривать, панове, если ваш сын говорит то, что слышит дома?

Если он просто отражает ваше отношение к таким, как мы? А у папы хочется спросить - сколько с ним рядом воевало русскоязычных бойцов из разных городов Украины?

Классный руководитель пообещала разобраться с этим, но тогда учебный год заканчивался. А что нас ждет в новом - неизвестно. Но я вижу, как обидно Ване и как он переживает. Несмотря на то, что в Севастополе остались бабушка и папа моего сына, мы туда летом не поехали. А съездили в Одессу, ибо тоска по морю - это серьезное испытание, как оказалось, для крымчан. На море мы познакомились с мальчиком Артемом, ровесником моего Вани.

Он в прошлом году переехал из Донецка к бабушке и дедушке. А мама осталась дома, по его словам. Разговорились. Выяснилось, что он уже вторую школу меняет в Одессе. "Меня били одноклассники, обзывали "сепаром", - рассказал нам Артем.

Хотела поговорить с бабушкой, но она только рукой махнула - не спрашивайте, мол, больно вспоминать. Артем рассказал, как в соседний дом попал снаряд и как было страшно.

После ежедневных обстрелов он и другие дети боятся звуков фейерверков, многие уехали. Некоторым просто некуда уезжать. Одесса ему очень нравится, особенно море. Плавает он хорошо, научился в бассейне в Донецке. Пойдет в другую школу 1 сентября и очень переживает, как там одноклассники к нему отнесутся.

"Понимаете, я умею драться, могу за себя постоять. Но мне просто очень обидно. Ведь я же патриот Украины! А они сепаром обзывают..." А потом Артем добавил: "Но я все равно хочу домой, к маме. Я очень скучаю...". Я вижу, как мой сын скучает по севастопольским друзьям и по отцу.

А здесь новых как-то не получается завести, мы для них все равно чужие...И я знаю несколько подобных историй. Это страшно. Вина за жестокость детей, прежде всего, лежит на нас, взрослых.

Сейчас в каждой школе Украины есть такие дети-переселенцы. С ними должны работать психологи, педагоги. И с родителями одноклассников наших детей тоже.

Необходимо, чтобы родители и учителя контролировали эту ситуацию и не допускали подобного отношения в своих школах и классах.

Нам очень трудно, поверьте. Ведь вся жизнь там прошла. Жизнь, которую нам сломали...А у некоторых и забрали, сколько этих смертей и горя! Так помогите нашим детям сгладить эту боль, притушить как-то.

Помогите им стать счастливыми, не отталкивайте их! Они ведь ни в чем не виноваты, согласитесь. Война опалила их души, согреть которые можно только любовью...

Реклама:

Головне сьогодні