Реформа пищевого обеспечения армии: ставим точки над "i"
Проектный офис реформ Министерства обороны Украины получает много вопросов относительно реформы системы продовольственного обеспечения в армии.
Попробую ответить на самые распространенные из них.
Надеюсь, мне удастся развеять сомнения в целесообразности изменений, которые касаются питания бойцов.
Зачем менять систему питания в Вооруженных силах Украины?
Текущая система питания основана на нормах, разработанных более 50 лет назад. Эти нормы не соответствуют ни современным представлениям о правильном питании военнослужащего, ни текущим потребностям наших бойцов.
Кроме того, внедренные в середине двухтысячных годов принципы обеспечения питания не учитывают необходимость обеспечения питания непосредственно на передовой.
В чем принципиальное отличие новой системы питания?
Возможность влиять на рацион была очень ограничена.
В рамках новой системы питание военнослужащих обеспечивается по каталогу продуктов, в который входят помимо перечня продуктов так же рецептура блюд из этих продуктов.
Начальник продуктового обеспечения части обязан выбрать обязательное количество калорий, сформировать первые и вторые блюда, при этом укладываясь в бюджетные ограничения.
В отличие от старых норм, в которых было указано всего 32 продукта, из которых необходимо было готовить каждый день, в новом каталоге 248 продуктов.
Это позволит обеспечить разнообразное питание и правильный баланс витаминов и питательных веществ. В меню появились элементы "шведского стола": фрукты, салаты, нарезки, напитки, которые боец может брать без ограничений.
Важным отличием новой системы является закупка продуктов в системе открытых электронных торгов ProZorro, что позволяет добиться оптимальной цены на продуктовую корзину, при этом минимизирует коррупционные риски.
Вы предлагаете полностью отказаться от услуг аутсорсеров?
Нет.
Во-первых, поставку продуктов в любом случае осуществляют внешние частные компании, сама часть не занимается ни поиском продуктов, ни закупкой, ни логистикой.
Во-вторых, аутосорсинговые компании могут предоставлять и услугу приготовления пищи, но в пунктах постоянной дислокации военных частей.
Разве в странах НАТО не работают аутсорсеры?
Аутсорсинг услуги приготовления пищи успешно используют во многих армиях мира, но далеко не во всех.
В Италии, в некоторых воинских частях Великобритании, в военных базах США кормят именно обученные военные повара.
Например, на Яворовском полигоне, когда приезжали консультанты из Соединенных Штатов, они специально развернули кухни, и готовили еду для своего контингента и украинских военных так, как это делается в армии США в боевых условиях. Были привлечены именно американские военные повара.
Миротворческие контингенты ООН питаются по такой же системе, которую тестируем мы в ходе эксперимента. С ней уже знакомы наши военные, прошедшие службу в контингентах ООН в Африке, а также в силах КФОР в Косово.
В Украине, в существующих условиях, реализация исключительно системы аутсорсинга полного цикла приготовления пищи дала большой простор для злоупотреблений и не обеспечила необходимое качество.
Фактически была установлена монополия 4-х компаний, которые обеспечивают питание во все подразделения ВСУ по всей Украине. Возможность влиять на рацион или хотя бы контролировать качество на местах отсутствовала.
Мы не отказываемся от аутсорсинга полностью. Это – эксперимент, мы будем искать оптимальную систему для нашей армии. Наша задача – не выжать аутсорсеров с рынка, а добиться качественного разнообразного питания в армии.
Новая система увеличивает расходы на питание одного бойца?
Нет, не увеличивает. Эксперимент не требует выделения дополнительных средств из госбюджета, а напротив - позволяет даже экономить средства для армии.
Согласно данным аудита, стоимость питания на сутки в воинской части составляет в среднем 63-65 грн на одного военнослужащего. В эту сумму входит зарплата персонала, коммунальные услуги, моющие средства, спецодежда поваров, амортизация оборудования, амортизация здания (ремонт), вывоз и утилизация мусора.
В рамках эксперимента в обеих воинских частях, в которых он проходит, за счет использования процедур отрытых электронных торгов мы добились экономии по сравнению со стоимостью услуг аутсорсинговых компаний, при значительном увеличении ассортимента и радикальном улучшении качества приготовления блюд.
Организация питания – это новая нагрузка на части. Кто будет все это контролировать? Есть ли ресурс и желание самих частей заниматься вопросами питания? Солдаты должны заниматься войной, а не кухней.
Солдаты не занимаются вопросами организации питания, ремонта, установки оборудования и т.д. Наряды по кухне в рамках тестируемой системы не вводятся.
Начальник продуктовой службы в каждой части занимается всеми вопросами, связанными с питанием - так же, как он это делает в ситуации привлечения аутсорсинговых компаний.
Ремонт и установка оборудования входят в сферу ответственности Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны. И по старой системе, и по новой.
Как работает электронный контроль в рамках пилотного проекта?
На данный момент в пилотных частях работает система "электронный склад". Это система электронного документооборота: система учитывает, сколько продуктов зашло, сколько выдано, обеспечивает контроль остатков.
Бумажный документооборот дает простор для злоупотреблений, электронная система – сильно ограничивает. Электронный склад используется в крупных коммерческих компаниях, везде, где необходим строгий учет.
Во Львове работает также система электронного учета питания: учет количества питающихся. Строевая часть получает эти данные, чтобы понимать точное количество питающихся, за вычетом отсутствующих. Это позволяет видеть реальные расходы и пресекать возможность для злоупотреблений, которая всегда есть при использовании заказа питания по бумажным спискам.
Как вы будете бороться с коррупцией при закупках? Это реально, обеспечить прозрачные честные закупки?
Коррупция возникает там, где для этого оставляются возможности, и отсутствует страх перед наказанием.
Мы не отвечаем за процедуру расследований или привлечения к ответственности – это вопросы к правоохранительным органам, прокуратуре и судам.
Наша задача – минимизировать саму возможность коррупции в процессе закупок. Т.е. максимально использовать электронные системы и ограничить зону принятия решений человеком.
С этой целью и для обеспечения доступа более широкого круга поставщиков в рамках эксперимента все закупки проводятся в системе Prozorro. На данный момент эта система обеспечивает высокую прозрачность торгов.
Говорят, что на передовой всё равно кормят плохо - почему не меняют систему в первую очередь для воюющих солдат?
Нормы питания в зоне АТО еще в прошлом году были существенно изменены.
Конечно, проблем много, где-то они связаны с недоработкой конкретных командиров частей и начальников продовольственной службы, где-то с плохо работающей системой в целом.
В рамках реформы мы инициировали работу "горячей линии". Уже сейчас военнослужащие могут анонимно обратиться с жалобой на качество питания. Такие обращения регистрируются, на них реагируют в обязательном порядке.
При этом мы готовимся к расширению эксперимента на подразделения, которые находятся в зоне боевых действий.
Однако начинать эксперимент было правильно именно в тылу, где режим тестирования не отражается на бойцах, находящихся непосредственно на передовой.