Толерантность, ненависть и манипуляции
Давайте немного поговорим о ненависти. Можно много писать о толерантности, но толерантными себя называют даже те, кто инициирует и поддерживает насилие.
Толерантными себя называют даже те, кто презирает тебя в лицо или за спиной.
Толерантность – понятие довольно размытое и давно набившее оскомину, потому что этим словом прикрываются, это слово используют и им регулярно спекулируют.
Ненависть, на первый взгляд, кажется более понятной.
Казалось бы, все просто: человек, мечтающий переселить тебя в отдельное гетто или расстрелять, очевидно, испытывает к тебе ненависть.
Человек, избивающий тебя и/или твоих друзей, также тебя ненавидит.
Однако тебя точно так же ненавидит человек (возможно, по его мнению, не тебя, а твой образ жизни или предпочтения), который заявляет:
– Делай, что хочешь, но не выставляй себя напоказ. Я терпим, ведь я не бью тебя и не унижаю, я просто ничего не хочу знать о твоей жизни.
А еще бывает, что конкретно тебя принимают (как "своего" местного "фрика"), а вот всем остальным тебе подобным грозятся разбить голову топором.
Примеров масса.
Так вот, это тоже – ненависть.
Это, кстати, касается не только ЛГБТ. Мы склонны отгораживаться от всего, что нам непонятно или неприятно по тем или иным причинам.
Хотя отгораживаться – это еще не ненавидеть, отгораживаться – почти равно – поощрять или прикрывать ненависть.
Мы вообще мало думаем о том, что чувствуют люди, оказавшиеся в изоляции от общества, привыкшего жить по своим, ему понятным нормативам.
К примеру, мы говорим, что ЛГБТ требуют каких-то особых прав. Только проблема в том, что они требуют прав, уже гарантированных им Конституцией. Как граждане конкретной страны.
Взамен они встречают – ненависть и возмущение:
– Совсем страх потеряли. Вон в СССР вообще статья была за мужеложство, что им теперь не так?
Откуда вообще берется ненависть?
До последнего опроса от Минмолодежи и GFK, согласно которому почти половина молодых украинцев не хотят жить рядом с гомосексуалами, я была уверена, что поколение, родившееся в XXI веке, не должно быть гомофобно. Но – рабы порождают рабов, видимо, третье дано только в том случае, когда человек начинает думать сам.
Получается, что одно поколение в процессе воспитания формирует у следующего поколения нетерпимость, шаблонность мышления и желание наказать соплеменников, отличающихся от стада.
То есть мало что изменилось со времен первобытнообщинного строя.
Ненависть, впрочем, не всегда тупа. Она может быть подпитана очень даже интеллектуальными манипуляциями.
Это даже страшнее. На непродуманную агрессию можно банально ответить или тем же, или законными санкциями. А вот агрессия продуманная, подстегиваемая целыми социальными институтами (церковью и псевдонаучными учреждениями, к примеру) или политическими движениями (те же праворадикалы), вызывает зачастую недоумение и отчаяние.
Зачем прилагать столько усилий, чтобы сделать жизнь других людей нестерпимой?
Но здесь нет логики. Церковь прикрывается христианством, которое в идеале учит всепрощению, а праворадикалы – традиционными ценностями, в которые, судя по их поведению, входит и привычка оправдывать насилие.
У меня нет рецепта, но у меня есть четкая уверенность – на ненависть нельзя отвечать страхом. Ненависть им питается. Чем нас больше, чем мы открытее, тем сложнее нас отбросить как кучку фриков и маргиналов.
На самом деле люди имеют право на ненависть, как и на любое другое чувство. Но они не имеют права на травлю и насилие.
Кроме того, не так просто открыто ненавидеть того, кого хорошо знаешь. Пример со "своими", которых как бы "принимают", это хорошо показывает, только для ощутимого результата должно быть больше людей, открыто заявляющих о том, что они отличаются от большинства.