Тест

О чем писал Экзюпери, или Чему меня научил мой особенный ребенок

Нам, взрослым, свойственно переоценивать нашу роль в жизни наших детей. Мы самоуверенно полагаем, что это мы их учим жить. На самом деле, если мы перестанем смотреть на детей сверху вниз, обязательно увидим, что это они, а не мы, учителя, и это мы, а не они, ученики.

Да, мы прикладываем усилия (иногда значительные, а иногда и не очень) к тому, чтобы наш ребенок сел, пошел, заговорил, правильно себя вел в обществе, обучая его, так сказать, базовым навыкам, необходимым в социуме и для коммуникации.

Да, мы контролируем его учебу в школе и в институте.

Да, мы напоминаем ему в холодную погоду, что нужно одеть шапку и застегнуть пальто.

Да, мы пытаемся предостеречь его от совершенных нами ошибок. Иногда безуспешно пытаемся, потому что каждое следующее поколение самоотверженно отстаивает у предыдущих свое право на свои ошибки.

Да, мы все это делаем, и в обществе это принято называть словосочетанием "воспитываем детей".[L]

Но если посмотреть на это с другой стороны…

Недавно мне попалась на глаза замечательная цитата Ирвина Ялома: "Чтобы вырастить детей, вы должны вырасти сами. Иначе вы будете заводить детей от одиночества, под влиянием животных инстинктов или чтобы законопатить дыры в себе".

Прочитала. Задумалась. Согласилась.

Я много училась и учусь по жизни. Когда-то мои друзья даже подшучивали надо мной на очередной встрече одноклассников: "Ну, Махно, где ты теперь учишься?"

У меня было много учителей в жизни – родители, старшее поколение бабушек и дедушек, учителя в школе, преподаватели в высшей школе, мастера на мастер-классах, тренера и педагоги, и все-все-все, кто щедро делился со мной своими знаниями и умениями.

Если посмотреть в широком смысле слова на понятие "учитель", то нельзя не согласиться с Конкордией Антаровой, которая в своей книге "Две жизни" вывела замечательную формулу взаимодействия с другими людьми: "Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но каждый человек тебе Учитель".

Если вдумываться в смысл этой фразы, то приходишь к выводу, что даже те, кто в свое время предавал, обижал и обманывал, – тоже мои учителя. Опыт, который я обрела, общаясь с ними, был болезненный, но зато запомнился надолго.

Я – хороший ученик. У меня много учителей, и у каждого своя роль в моей жизни. Но все-таки, да простят меня мои родители и педагоги, опытные и знающие, главным Учителем в своей жизни я считаю своего сына.

Маленького и беззащитного, неопытного и не знающего, которого приходилось и приходится учить буквально всему: поворачиваться, сидеть, ходить, бегать, прыгать, говорить, думать.

Всему тому, что обычные дети постигают как бы между прочим, как бы сами собой. Всему тому, что большинству дается с легкостью, а нам с усилием, с трудом, с течением бОльшего времени.

Несмотря на все это, мой сын – главный Учитель в моей жизни.

До рождения ребенка я, кажется, знала все – как правильно воспитывать, как закаливать, как лечить, как и чем кормить, где обучать, как и где отдыхать, чем развлекать и во что одевать.

И вот родился Глебка. Он не вписывался в мой идеальный мир, потому что рвал все устоявшиеся в сознании шаблоны.

Наступил тот момент, когда я поняла, что нет предыдущего опыта, на который можно опереться, а значит, нужно начинать все сначала, с чистого листа, на котором я теперь уже вместе со своим ребенком буду учиться писать.

Обучая, обучаюсь. И извлекаю полезные для себя жизненные уроки.

1. Живи сегодняшним днем.

Когда я только ждала появления малыша на свет, я, как и большинство будущих мамочек, представляла себе, каким он будет.

Я мысленно выбрала ему профессию, обучила в школе и университете, расписала ему программу минимум на 25 лет вперед.

Но вот своим рождением он все мои планы умножил на 0. Я покупала билет в Рим, а приземлилась в Амстердаме. Совершенно не готовая к такому повороту событий.

Сравнение про Рим и Амстердам, о котором я упомянула здесь и рассказывала в фильме Леси Литвиновой "Билет до Амстердама" – не мое. Его придумала американская мама ребенка с Синдромом Дауна, а рассказала мне его наша львовская мама мальчика с аутизмом.

Я еще тогда, в 2011 году, поразилась, насколько это точное и сильное сравнение и все время мысленно возвращаюсь к нему.

Самое лучшее, что я могла сделать, что сделала и делаю по сегодняшний день, это отпустить свои мечты об Италии, и начать познавать свой Амстердам. Иными словами – начать жить сегодняшним днем, извлекая из него уроки и удовольствие.

Это главный урок, который преподал мне мой сын.

2. Все люди разные, но каждый по-своему ценен и важен.

Я не обращала внимания на людей с особенностями до рождения Глебки. Их просто не было в моем мире. Почти.

Помню, в детстве, в бабушкином дворе в Анапе, был мальчик с ДЦП.

Женя. Мы дружили. И играли вместе, и нас не смущала его коляска.

Мы видели в нем мальчика Женю, который не умеет ходить. Это был единственный мальчик с инвалидностью в моей жизни до появления в ней моего малыша.

Я никогда не задумывалась над тем, что думают, чувствуют, хотят эти дети, что думают и чувствуют их родители, пока нос-к-носу не столкнулась с ситуацией изнутри. И только тогда я поняла, что в мире есть очень разные люди и Бог никогда не ошибается, даже когда нам кажется наоборот.

Ник Вуйнич без рук и без ног, живущий полноценной жизнью и соткавший свою жизнь из неприглядного, казалось бы, материала – очень яркий тому пример.

И солнечный Пабло Пинеда, сыгравший в фильме "Я тоже!" самого себя (замечательный фильм, очень советую найти и посмотреть!).

И гениальный Альберт Эйнштейн, у которого было расстройство аутического спектра.

И глухой Людвиг ван Бетховен, который всегда был моим любимым композитором и писал гениальную музыку.

Каждый из них доказал, что жизнь любого человека, в том числе и "не-такого-как-все", – это безусловная ценность, и никто наперед не знает, как именно она раскроется и что даст человечеству!

3. В твоей жизни всегда будут те, с кем тебе не по пути.

Научись понимать и принимать это, и отпускать. Освобождай место в твоей жизни для тех, кто думает так же, как и ты.

Не буду много расписывать, но случились в моей жизни и потери с появлением в ней моего особенного ребенка.

По счастью, потери были настолько незначительными по сравнению с тем, что я обрела, что я научилась относиться к ним философски. Про формулу Антаровой помним, да.

4. Имей терпение, не торопи жизнь!

Это, пожалуй, самый сложный для меня урок. Не могу похвастаться, что я в нем отличница!

Я всегда была очень нетерпеливой в отношении событий и людей (мне болевые ощущения всегда было легче снести, нежели медленное, с моей точки зрения, течение времени).

Недавно сделала для себя удивительное открытие про себя: по складу характера я скорее спринтер, чем стайер. То есть мне легче даются забеги на короткие дистанции по жизни.

Пробежал немного, передохнул, и снова в путь. Я никогда не добегала до того момента, когда открывается второе дыхание.

С особенным ребенком нужно быть стайером. И все время бежать, бежать, бежать свою бесконечную дистанцию, диною в сотни, тысячи Марафонов.

И я знаю, что должно открыться второе дыхание, но пока не дошла до этой точки. Учусь. Бегу. Тренирую характер и ноги.

И верю, что когда-нибудь, буду очень ровно и красиво бежать свой Марафон длиною в жизнь. И где-то рядом так же красиво будет бежать мой тренер, мой сын!

5. Позволь себе быть неидеальным.

Комплекс отличницы и максимализм – это мой основной комплекс еще со школы. Помню, моя первая учительница мне говорила: "С твоими данными ты должна учиться или на 2, или на 5! Где-то посерединке – не твой уровень".

Учиться на 2 мне было стыдно, и поэтому я тянулась на "пятерку". Ну, как тянулась? Мне достаточно легко давалась учеба, и училась я, играючи, за исключением точных и естественных наук, где приходилось прикладывать усилия.

Школа закончилась, а комплекс остался. Мне изо всех сил хотелось быть идеальной матерью и идеальной женой. Потом я поняла, что это стремление к идеальности изматывает до потери пульса, до полного выгорания, и нужно быть в прямом смысле Птицей Фениксом, чтобы все время восстанавливать себя из пепла.

У меня такого ресурса нет. Я очень эмоциональный человек, и выгорая, а рискую сгореть до основания, не оставив даже пепла. Как бенгальский огонь. А это в моей ситуации – непозволительная роскошь.

И я пересмотрела свое отношение к тому, что и как я делаю, дала себе право ошибаться, признала свои ошибки (немаловажная часть терапии), и … жить стало значительно проще и легче.

Нет, комплекс отличницы еще пока никуда не делся, но теперь я с ним, как с одним из своих драконов, борюсь уже сознательно, выставляя самой себе "stop-ы".

6. Если не можешь изменить обстоятельства, меняй свое отношение к ним.

Когда-то, очень-очень давно, когда я была еще совсем молоденькой девочкой, я услышала эту фразу, смысл которой стал доходить до меня много позже.

С рождением особенного ребенка моя жизнь изменилась кардинально. Вот просто так, в одночасье – взяла и перевернулась на 180 градусов.

Я в буквальном смысле училась перестраивать свою жизнь, что называется, "с колес", на ходу меняя и корректируя свои планы и возможности. Нет у меня времени для "посидеть и все тщательно обдумать", и времени на "посокрушаться" нет.

Поэтому я доверилась Боженьке и Судьбе.

Я поняла, что после 6-летнего перерыва я вряд ли смогу вернуться в профессию – слишком много воды в реке утекло, да и полной погруженности, которой требует ремесло юриста, я тоже не смогу обеспечить, потому что все время нужно переключать внимание на ребенка.

И вот я, дважды магистр – международного права и страхового менеджмента – начала вязать, валять, строчить на машинке.

Сначала для Глебки, потом на подарки, потом на продажу и под заказ! Не могу сказать, что я всю жизнь мечтала этим заниматься, но я полюбила это свое новое ремесло, и нашла в этом занятии огромный ресурс – энергетический и терапевтический, прежде всего, но уверена, что со временем найду и финансовый, потому что очень динамично развиваюсь и расту в этом направлении.

Кто-то скажет "лузер", а я сама себя считаю победителем.

Потому что я сумела вовремя изменить свое отношение к обстоятельствам, не скатиться в сожаления и депрессию, а продолжать жить и стремиться улучшать качество своей жизни.

Кто знает, куда меня Судьба закинет на своем следующем витке, но я думаю, я уже научилась быть готовой к такому броску и приспосабливаться к любым жизненным обстоятельствам.

Во всяком случае, я верю в свои силы!

7. Учись замечать и радоваться мелочам! Умей двигаться от малого к бОльшему.

Казалось бы, простое умение, которым очень хорошо владеют наши дети, но которое напрочь утрачивают взрослые.

Так много удивительных вещей происходит вокруг, а мы их не замечаем, потому что нацелены на что-то глобальное, или потому что перестали видеть в этом чудо, и воспринимаем его как должное!

Ребенок пошел в год и месяц!

"Ну, давно пора", – думает начитавшийся про "нормы" родитель. А у меня ребенок пошел в год и 9 месяцев, и я ждала этого, и приближала как могла!

И я вам передать не могу, сколько радости и эмоций у меня было, когда в год и 7 мой ребенок сделал свои первые два шага ко мне! Он шел, неуверенно качаясь, боясь упасть, а я плакала, от счастья. Такого шторма положительных эмоций у меня никогда не было!

"Ну, заговорил, в два, три…" А вы не представляете радость мамы, которая впервые слышит от своего абсолютно невербального восьмилетнего ребенка слово "мама"!

И то, что для кого-то проходит стороной, как "само собой разумеющееся", для родителей особенных деток – повод для огромной, особенной радости и гордости за своего ребенка!

Когда-то очень давно, еще задолго до появления в моей жизни Глебки, я наткнулась в сети на молитву Антуана де Сент-Экзюпери про искусство маленьких шагов (кому лень погуглить, я ее приведу тут, целиком, в заключение).

Она мне очень понравилась. Я даже взяла ее эпиграфом к своему дневнику. Вот только до недавнего времени для меня это был просто набор красивых и правильных слов.

И только сейчас, спустя какое-то время после рождения моего особенного ребенка, я стала понимать глубокий смысл, заложенный в ней.

Ибо теперь это не просто молитва для меня, это в прямом смысле слова руководство к действию.

"Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня. Научи меня искусству маленьких шагов. Сделай меня наблюдательным и находчивым, чтобы в пестроте будней вовремя останавливаться на открытиях и опыте, которые меня взволновали.

Научи меня правильно распоряжаться временем моей жизни. Подари мне тонкое чутье, чтобы отличать первостепенное от второстепенного.

Я прошу о силе воздержания и меры, чтобы я по жизни не порхал и не скользил, а разумно планировал течение дня, мог бы видеть вершины и дали, и хоть иногда находил бы время для наслаждения искусством.

Помоги мне понять, что мечты не могут быть помощью. Ни мечты о прошлом, ни мечты о будущем. Помоги мне быть здесь и сейчас и воспринять эту минуту как самую важную.

Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко. Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растем и зреем.

Напоминай мне, что сердце часто спорит с рассудком.

Пошли мне в нужный момент кого-то, у кого хватит мужества сказать мне правду, но сказать ее любя!

Я знаю, что многие проблемы решаются, если ничего не предпринимать, так научи меня терпению.

Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в дружбе. Дай мне быть достойным этого самого прекрасного и нежного Дара Судьбы.

Дай мне богатую фантазию, чтобы в нужный момент, в нужное время, в нужном месте, молча или говоря, подарить кому-то необходимое тепло.

Сделай меня человеком, умеющим достучаться до тех, кто совсем "внизу". Убереги меня от страха пропустить что-то в жизни.

Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо" (Антуан де Сент-Экзюпери)

Верьте в своих детей, учитесь у своих детей! Не бойтесь ошибаться и призвать своих ошибок.

Учитесь делать выводы из уроков, которые вам преподносит Судьба. И будьте счастливы, здесь и сейчас. Независимо от того, какие обстоятельства вам подкидывает жизнь.