Хакеры в Вавилоне

В августе 2017 года на весь мир прогремели сразу две новости, связанные с передовыми украинскими технологиями.

Обе эти новости – будто бы родом из мрачного научно-фантастического триллера.

Сначала газета New York Times обнародовала доклад, согласно которому внезапный успех ядерной программы Северной Кореи может объясняться утечкой секретных разработок из Украины.

Затем стало известно, что автором компьютерной программы, которая якобы позволила российским кибер-преступникам вмешаться в ход президентских выборов в США, является украинский хакер, который по неведению продал свою разработку россиянам.

Материал проиллюстрирован кадрами из фильма "Башня" Хито Штеерл

Проще всего было бы объявить обе эти истории актами "информационной агрессии", ведущейся против нашей страны – как уже привыкли поступать с любой негативной информацией на украинскую тематику.

Конечно, в обоих случаях хватает натяжек и туманных домыслов. Но сейчас речь не идет об определении объективной истины. Важно, скорее, то, что на первый план глобальной политической повестки выходит явление, которое в самой Украине обычно считается убогим и малоинтересным.

Речь идет о научном и техническом потенциале, который достался нашей стране от советской эпохи, и который за последние четверть века получил самые неожиданные (и не самые адекватные) применения. Мы, скорее всего, так и не узнаем, попали ли в Северную Корею разработки с "Южмаша", и кто на самом деле помог взломать серверы Демократической партии США.

Но можно быть уверенными в том, что если для украинских ученых чуть ли не единственным спасением от нищеты будут оставаться черный рынок и аутсорсинговые коммерческие заказы, это будет иметь очень печальные последствия далеко за пределами нашей страны.

Задолго до того как злоключения украинской науки попали на первые полосы мировой прессы, этой темой заинтересовалась немецкая видеохудожница Хито Штеерл. В 2015 году, когда Штеерл представляла Германию на Венецианской биеннале современного искусства, она решила снять свой новый фильм в Украине.

Ее заинтересовал тот факт, что вскоре после начала войны Украина стала одним из важнейших направлений компьютерного аутсорсинга (проще говоря – местом, где транснациональные корпорации заказывают дешевый и качественный продукт).

Исследование привело ее в Харьков, где на цифровой конвейер поставлено производство, к примеру, 3D-моделей строящихся в Германии коттеджных поселков, или элитных офисных центров в небоскребах Дубая.

Результат – новый фильм Штеерл под названием "Башня". Его премьера состоялась на прошлогодней Берлинской биеннале, а в Украине фильм можно впервые увидеть на выставке "Серый куб" в киевском Центре визуальной культуры.

Отправной точкой для фильма "Башня" стало стихотворение Бертольда Брехта, который задается вопросом об истинных создателях технологических достижений человечества: "Многократно разрушенный Вавилон –
Кто возводил его столько раз? […] Куда ушли вечером по окончании строительства Китайской Стены каменщики?".

В фильме "Башня" Вавилон превращается в игру-стрелялку группой инженеров из лаборатории по разработке танковых симуляторов харьковского завода имени Малышева.

В 1990-е, после коллапса украинской науки, они основывают фирму, которая постепенно занимает прочную позицию на рынке 3D-симуляторов. Их многолетний, но так и неоконченный проект – это компьютерная игра, основанная, по их мнению, на реальных событиях: попытке Саддама Хуссейна восстановить Вавилонскую башню.

В харьковской компьютерной игре эта башня становится порталом в потусторонний мир, из которого на игрока нападают фантастические существа. Но дальше в фильме, чье действие полностью разворачивается на компьютерном экране 3D-программиста, этот безудержный вымысел смешивается с реальностью.

Харьков начинает лихорадить, город оказывается на грани военных действий, Вавилонская башня приобретает знакомые очертания харьковского Госпрома, а разработанный все теми же программистами симулятор экстренных ситуаций становится их каждодневной реальностью.

Мысль о том, что именно симуляция создает нашу действительность, далеко не нова. Сегодня, чтобы ее уяснить, уже не нужно читать Бодрийяра: достаточно представить себе, сколько игроков дико популярного на постсоветском пространстве танкового симулятора World of Tanks получили базовые навыки военного дела, прежде чем испытать их на реальной войне – к примеру, на Востоке Украины.

Но фильм Хито Штеерл добавляет еще один нюанс к соотношению реальности и ее копии: он полностью основан на реальных фактах и документальных интервью. Фирма, изображенная в этом фильме, реально существует в Харькове, а игра-стрелялка про новую Вавилонскую башню, возможно, когда-нибудь все-таки увидит свет.

Алексей Радинский, специально для УП.Культура

"Серый куб. Выставка про коррупцию" будет экспонироваться в Центре визуальной культуры (улица Глыбочицкая, 44) до 8 октября

Реклама:

Головне сьогодні