Параллельные миры Коктебельского фестиваля
9-й фестиваль "Джаз Коктебель", или, как он теперь называется, фестиваль джаза и современной музыки мира, состоялся. В этом информационном сообщении - свой подтекст.
"Джаз Коктебель" - пока единственный долгожитель среди украинских джазовых фестивалей, и уже само это - без преувеличения культурно значимый факт, ибо слишком человеческая потребность в стабильности нуждается в символах.
Первое, что приходится констатировать не без некоторого сожаления по поводу фестиваля, - это то, что он стал необозримым. Это и достоинство, ибо благодаря многообразию (здесь это означает именно "много разнообразия") программы здесь каждый может найти что-то на свой вкус.
И недостаток, но только (!) в том смысле, что успеть увидеть и услышать все стало физически невозможным. Если еще два-три года назад это было вполне по силам простому зрителю с относительно скромным бюджетом, то сейчас даже аккредитованному журналисту с правом свободного входа на все концерты и мероприятия приходится искать утешение в мудрости Козьмы Пруткова о том, что никто не обнимет необъятного. И, видимо, с этим стоит смириться, а по зрелому размышлению это можно приветствовать!
Parov Stellar Band |
Многообразие Коктебельского фестиваля - это выраженное языком музыки отражение многообразия современного мира.
Вышесказанное, да послужит оправданием вынужденной неполноте и избирательности нижеследующих заметок о Коктебельском фестивале.
Фестиваль проходил в четыре дня (15-18 сентября с четверга по воскресенье) уже традиционно на трех сценах - камерной Волошинской (в саду дома-музея М. Волошина), и "пляжных" Nu Jazz и Open Stage - как бы создавая два параллельных мира.
Карл Фрирсон |
Ведь аудитория второй и третьей последовательно (с некоторыми потерями по мере повышения платы за концерт) перетекала с одного пляжа на другой по соседству, тогда как между Волошинской и "пляжем" приходилось выбирать с полным сознанием горечи безвозвратных потерь:
либо (вечер первый)
Неотразимое обаяние шведской певицы Анна Кристофферссон и свободные импровизации легенды джазового авангарда Оливера Лейка (соло и в квартете с австрийским Trio Generations), либо давний друг фестиваля, знаменитый солист группы De Phazz Карл Фрирсон и им же продюссирумемая немецкая группа Kitchen Grooves;
либо (вечер второй)
Психоделический вечер в компании голландской команды The State of Monc, польской певицы Анна Мария Йопек и австрийцев Parov Stellar Band, либо блюз, блюз, блюз: "акустического" француза Чека и "электрической" знаменитой испольнительницы (!) блюза американки Дебби Дэвис;
Анна Мария Йопек |
наконец (вечер третий)
либо - тут не подобрать единого знаменателя - обнаженная душевность Алины Орловой (Литва), ироничное сочетание всех мыслимых джазовых и околоджазовых стилей Bslly'ds Band Jazz Sexteta'а из России и... (эпитеты излишни) "Аквариум" Бориса Гребенщикова, либо изумительный свободный полет импровизаций швейцарского трио Plaistow и бесподобных представителей родины джаза квартета саксофониста Эйбрама Бертона.
Борис Гребенщиков и Аквариум |
И только на четвертый вечер Волошинская сцена (французское трио The Drops, украинский Horizon Duet Тамары Лукашевой и Роксаны Смирновой, человек-оркестр итальянец Борис Саволделли и заключительный дуэт пианиста Юрия Кузнецова и Алексея Когана) осталась вне конкуренции к облегчению преодолевших фестивальный марафон слушателей.
Но (успев на обе сцены все три вечера) рискну без особого риска утверждать, что любой выбор был беспроигрышным.
Продолжение следует...