Все что Вы хотели знать о Китае, но…

В заголовок вынесена первая часть перефразированного названия знаменитого фильма Вуди Аллена, которая как нельзя лучше подходит для описания новооткрытой выставки "Китай Китай" в PinchukArtCentre.

А вот вторая его часть в нашем случае может варьироваться от "предпочли бы не знать" до "банальности слишком утомительны" - в зависимости от того, кто эту выставку смотрит.

Но каким бы не был вариант ответа, одно можно сказать с уверенностью: эта выставка произведет на вас впечатление. Выйдя из арт-центра вас еще долго не покинет чувство пресыщенности.

Мифов о современном Китае наплодилось великое множество, но если попробовать свести все их к какой-то формуле, думаю, она могла бы уместиться в слове "слишком". Слишком много людей, слишком мало свободы, слишком стремительный рост, слишком низкая цена человеческой жизни и т.д.

Ай Вэйвэй "Выкорчеванные", 2009 - 32 из 100 корней деревьев, и Сказка, 2007

Даже экспозиционное пространство PinchukArtCentre (который является одной из крупнейших площадок в Восточной Европе) задыхается от переизбытка визуальности.

Возможно, именно неспособность в одночасье переварить эту избыточность и является причиной, по которой подобный проект доехал до Киева только сейчас, хотя абсолютным трендом современное искусство Китая является на протяжении последних 7-8 лет.

Нынешнюю выставку можно смело считать неким срезом актуального китайского искусства, востребованного на Западе.

Ян Ксин "Секс-комедия", 2013 - инсталляция, перформанс

Помимо главного диссидента своей страны Ай Вей Вея, без которого не обходится уже ни один, претендующий на масштабность, художественный проект, – на выставке присутствует практически весь комплекс важных и актуальных для европейцев тем, поданных с налетом восточной экзотичности.

Тут и конфликт поколений (Сун Юан и Пенг Ю), и проблемы сексменьшинств (Ян Ксин), вопросы исторической (Чен Жен, Жан Хуан) и национальной памяти (Ай Вей Вей), проблематизация исчезновения личного пространства (Чао Фэй) и многое другое, поданное под соусом противопоставления индивидуального и коллективного, вынесенного в подзаголовок выставки.

Работы Чжань Хуаня

Принявшая уже несколько болезненные формы, западноевропейская индивидуальность никак не может примириться с практикой существования обезличенного коллективного сознания, усматривая в нем едва ли не своего главного врага.

По большому счету, именно к этому противостоянию и сводится сегодня пресловутая восточная экзотичность, которая не казалась такой уж экзотичной, пока западный человек не отделился от собственного коллектива.

Еще со времен Великих географических открытий, столкнувшись с новой и незнакомой цивилизацией, европейцев больше интересовали различия: иной взгляд на философию, религию, культурные традиции, особый подход к синтезу научного знания и многое-многое другое.

Искусство же аккумулировало в себе всю эту инаковость и диковинность в концентрированном виде и потому представляло для нашего брата особый интерес.

Ай Вэйвэй, "Велосипеды навсегда" (2012), 550 из 700 сложенных один поверх другого велосипедов

Достаточно вспомнить любовь к китайскому декоративно-прикладному искусству итальянцев и голландцев XVII века или благоговение перед средневековой китайской живописью в ХIХ веке.

С современной художественной практикой все обстоит несколько иначе, поскольку она является сегодня языком межкультурного общения, языком универсальным, который не столько направлен на выявление противоречий и углубление знаний о различных культурах, сколько на поиск общего.

Общечеловеческое измерение на территории современного искусства понимается уже не в контексте аксиологии (науки о ценностях), а скорее в контексте социологии и межличностной коммуникации.

Этот язык универсален, потому что визуален, его легко приспособить к абсолютно разным культурным контекстам, от чего они приобретают общие черты и становятся до боли похожими друг на друга.

Чжао Яо, "Дух превыше всего"

Представленное на выставке "Китай Китай" искусство - такой же результат глобализации, как и масштабы экспансии китайской легкой промышленности, с которой мы сталкиваемся ежедневно, уже едва ли замечая ее.

Так что не стоит слишком обольщаться: пока мы умиляемся способности (некоторых) китайцев смотреть на мир "нашими глазами", подыгрывая нам в придуманной нами игре в современное искусство – этот древний народ тихо следуюет своим многовековым традициям и формирует свои локальные сообщества, очаги которых сегодня разбросаны по всему земному шару.

Фотографии предоставлены PinchukArtCentre © 2013. Фотограф: Дмитрий Баранов

Реклама:

Головне сьогодні