Тест

FutureGenerationArtPrize: "хороший художник - молодой художник"

На открывшейся выставке номинантов, по уже сложившейся традиции, представлен 21 проект, комментирующий положение вещей в современном мире.

Очередной срез самого что ни есть актуального искусства по версии PinchukArtCentre предлагает зрителю прощупать болевые точки глобального сообщества в начале ХХI века. Если вам интересно думать о современности, принимая во внимание новые мнения и факты - эта выставка гарантированно даст вам пищу для новых размышлений. Художественные работы в этом смысле идеальные собеседники, они "говрят" ровно столько, сколько вы готовы услышать.

Останавливаться на содержании каждого из представленных проектов кажется мне бессмысленным, вдумчивый зритель обязательно увидит в них гораздо больше, чем я способна рассказать.

Во всем же, что касается особенностей "смотрения", я готова повторить свои слова двухгодичной давности.

За прошедший период базовые принципы остались неизменными. Даже темы с которыми работают художники очень сходны с предыдущим конкурсом: ментальные табу и стереотипы (Карлос Мотта, Кудзанай Чиурай), проблемы стирания исторической памяти (Аслан Гайсумов, Никита Кадан, Хэ Сяньюй), протестные настроения (Адриан Мелис, Химена Гарридо-Лекка), взаимопроникновение материальной и виртуальной среды (Сесиль Б. Эванс) и прочие коллизии.

Я же предлагаю остановиться на двух важных, на мой взгляд, наблюдениях.

Первое, что невозможно оставить без внимания - заметно выросшее присутствие украинского контекста в тематическом репертуаре авторов.

Шесть проектов на выставке: Карлоса Мотта (Колумбия), Розеллы Бискотти (Италия), Маурицио Лимона (Мексика), Пилар Кинтерос (Чили) а таже Никиты Кадана и Жанны Кадыровой (Украина) в той или иной степени являются комментарием к нашей с вами социальной действительности.

В одних случаях это связано с личными стратегиями художников, которые всегда работают с тем контекстом в котором оказываются, в других - является прямым следствием возросшего за последний год внимания со стороны международного сообщества. Так или иначе, эта тенденция к заинтересованности в Украине, выглядит очень обнадеживающе, но насколько она окажется стабильной покажет только следующий конкурс 2016 года.

Следующее важное, но не слишком утешительное, наблюдение касается самого феномена молодого искусства.

Премия FutureGenerationArtPrize в этом году будет вручена в третий раз. Каждая из трех выставок, будучи собранной по принципу "самых-самых" молодых, энергичных и подающих надежды художников, указывает на важнейшую характеристику существующего художественного проецесса, которую можно свести к формуле: "хороший художник - молодой художник".

И эта формула говорит нам как много изменилось в искусстве за последние 30 лет. Тогда, сентенция, определявшая положение вещей в художественном мире, была примерно следующей: "хороший художник - метртвый художник". Звучит цинично, но это так.

В восьмидесятых повестку дня формировал рынок, всем заправляли расчетливые галеристы и арт-дилеры, а система искусства работала в основном на капитализацию имен и произведений. Факт смерти художника превращал его искусство в эксклюзивный товар, сулящий хороший заработок.

Некоммерческое институциональное движение возникло как реакция на диктат рынка. В средине 2000-х оно превратилось в настоящий бум на волне которого открылся и киевский PinchuckArtCentre.

Сегодня ключевую роль в мире искусства играют именно институции - музеи, галереи, выставочные площадки, фонды, платформы культурных инициатив и прочие центры современного искусства. У каждой есть своя программа и идеология, которая как прокрустово ложе подгоняет художника под свой формат. Это настолько кофортная для многих ситуация, что ей никто не противится, а те кто способен это делать, обречены на безвестность.

Художественный мир все больше профессионализируется, в нем почти не остается места спонтанности и такому, как всегда казалось, естественному для искусства беспечному авантюризму художников.

Институциональный ограничитель становится чем-то вроде воздуха, которым все дышат или закона всемирного тяготения, с которым нужно просто смириться.

Искусство, созданное по институциональному весьма гибкому, но все-таки канону, должно быть выверенным, просчитанным, заранее спланированным и тщательно задокументированным на сайте художника или галереи, которая его представляет.

В связи с этим в последнее время гораздо уместней стало говорить не о творческом пути, а о карьере [успешного] художника, обязательным условием которой является необходимость состояться до 35 лет: стать узнаваемым, обрести свой голос и метод в искусстве.

В большинстве случаев по достижению указанного возраста это делат художников предсказуемыми, управляемыми и до зевоты скучными (выставка патронов премии из коллекции как раз прекрасно эту тенденцию иллюстрирует).

Таким образом, само название премии FutureGenerationArtPrize, отсылающее к поколению будущего, на мой взгляд перестает соответствовать своему содержанию. Понятно, что о будущем речь больше не идет, мы имеем дело с вечным самовоспроизводящимся настоящим по версии еще способных быть интересными художников до 35 лет.