Тест

Государственный вандализм под прикрытием

За процессом названным "декоммунизацией" скрывается наивное убеждение, что простое решение возможно для сложных задач, к примеру, таких как сохранение и архивация художественных произведений, выработка отношения к исторической памяти.

Заявленный акт разрыва с тоталитарным коммунистическим прошлым, по сути, использует подходы идеологов СССР. А это преступление в отношении культурного и исторического наследия.

Все та же старая система, которую мы вроде бы так хотим победить.

Новый декоммунизационный иконоклазм востребован политиками – это удобная тема для популизма. Нет ничего проще, чем объявить все прошлое отравленным, поделить настоящее на черное и белое, и прикрываясь патриотическими лозунгами продолжать имитировать реформы.

Художественное наследие оказалось в заложниках у бюрократии, у которой, как правило, недостаточно компетенций. Чиновник не может заниматься художественной политикой - принимать экспертные решения в области искусства, давать искусствоведческую оценку и приговаривать к уничтожению то или иное произведение. В данном случае, миссия чиновников состоит в том, что бы делегировать экспертную функцию группе компетентных профессионалов: искусствоведов, художников, историков, архитекторов.

В связи с тем, что арт-сообщество было исключено из процесса обсуждения закона о декоммунизации и его последующей имплементации, под горячую руку украинских хунвейбинов попали советские мозаики и другие произведения монументального искусства периода 60-80 хх годов ХХ века, расположенные на мостах, фасадах зданий, в метрополитене.

На данный момент существует несколько списков на демонтаж объектов монументального искусства.

Примечательно то, что демонтажу подлежат, не только декоративные мозаичные панно, имеющие в своей композиции красную звезду или серп и молот, но мозаики, казалось бы, совершенно идеологически нейтрального сюжета.

Так недавно стало известно, что в списке объектов на демонтаж до 24 августа 2015 года значатся шесть монументально-декоративных мозаичных панно расположенных в Киеве по проспекту Победы:

Фото: Владимир Прядка

Среди них, только одно панно имеет в своей композиции серп и молот. Эта работа является цитатой, отсылающей к творчеству известного украинского художника Георгия Нарбута (1886-1920), одного из основателей "украинского стиля" в графике и шрифтовом дизайне. Георгий Нарбут также разрабатывал украинские государственные символы.

Фото №1 :"Мотив по Георгию Нарбуту", 1982; Фото № 2: Печатная марка Ивана Федорова из книги "Апостол", Львов, 1574; Фото №3: Георгий Нарбут, заставка к журналу "Мистецтво", Киев, 1919

К примеру, другие два панно "Триполье" и "Древний Киев", авторства Ивана Литовченко и Владимира Прядки так же значатся в списках на демонтаж, хотя сюжетно они отсылают к истории и культуре Киева досоветских времен.

Владимир Прядка в мастерской, фото: Антон Иванов

Владимир Прядка, единственный оставшийся в живых из списка авторов цикла мозаик по проспекту Победы. Новость о том, что мозаику его авторства собираются снести даже несмотря на то, что она не подпадает под условия закона о декоммунизации (ввиду отсутствия в композиции коммунистических символов), обескураживает не только его самого, но и всю экспертную среду.

Фото №1: "Триполье" - авторы: Иван Литовченко, Владимир Прядка, 1982; Фото №2 Иллюстрация из книги Вадима Мыцыка "За законом світового ладу. Трипільська цивілізація і джерела світогляду українського народу" Изображение на посудине. Раскопки глиняных площадок у с. Крутобородинцы Летичевского уезда Подольской губернии

Комментарий Володимира Прядки о "декоммунизации" культурных объектов:

"Ми уподобляємося талібам, які розстріляли скульптуру Будди в Афганістані, двох тисяч років давності, підвели гармати і гатили, аж поки не знищили той камінь вщент. Чим ми кращи за ісламських фундаменталістів, що нищили пам’ятки історії в Пальмірі, крамсали їх та били молотами? Вони хоч шось самі зробили нове? Вони можуть тільки нищити і розбивати.

Так от ми робимо теж саме, самі справжні комуняки з якими ми ніби боремося, але користуємося тими самими методами.

Як вони співали, - "Весь мир насилья мы разрушим, до основанья, а затем, мы наш, мы новый мир построим…". Культура та мистецтво у нас в повному занепаді. А що вони зробили щоб цього не допустити? Кінематограф теж знищили. Немає розмови з народом. Мене навіть ніхто не повідомив про те, що ті мозайкі збираються знищити, у них навіть гадки не було, що вони можуть бути творами мистецтва. Де вони знайшли там пропаганду? Я не розумію."

Фото №1: "Древний Киев" - авторы: Иван Литовченко, Владимир Прядка, 1982; Фото №2:Заставка и инициалы из "Киевского Евангелия", 1393

Комментарии представителей экспертной среды:

Юлия Ваганова, заместитель генерального директора по выставочной работе и международному сотрудничеству Национального художественного музея Украины:

"Більшовики знищували невідповідні твори, нацистським режимом ховалося "дегенеративне мистецтво", бойовики ІДІЛ підривають "невірні" знаки.

Завішування убогими металевими листами зірочок в метро, або зривання мозаїки не дуже далеко від цих дій. Частина неблизької нам сьогодні символіки дратує, хочемо позбавитися її? Питання методів і дискусії, що саме. Складно заборонити чи повністю демонтувати минуле. Що залишиться?

Порожнеча буде швидко заповнена новими лозунгами і агітацією. Я спостерігаю радянську символіку частіше в управлінських методах, рішеннях, діях. "Комсомольській" ентузіазм і швидкість виконання розпоряджень партії – це є радянська символіка, бажання все знищити також. Радянська символіка сьогодні не в мозаїках, а головах. Звідти її треба демонтувати."

Александр Ройтбурд, художник:

"Подобные решение очевидно должны принимать не чиновники, а специальный совет, куда входят профессионали: художники, критики, культурологи, искусствоведы. У нас же все таки не исламское государство, а евпропейское и подобные вопросы нужно решать цивилизовано".

Владимир Кадыгроб, арт-менеджер, общественный деятель, издатель документальной книги #Euromaidan. History in the Making, основатель киевской платформы современного искусства PCA:

"Я до глубины души не переношу все советское. И тем не менее я категорически против уничтожения киевских мозаик, созданных украинскими авторами в то время. Во-первых, это наша память, какая бы она не была. Во-вторых, в большинстве из них отсутствуют символы тоталитарного режима и в новом контексте эти произведения не несут никакой идеологической нагрузки.

В-третьих, они представляют культурную и историческую ценность - это то, что все города оберегают, а те кто не имеет своих (например Дубай) готов выкладывать астрономические суммы за покупку. Почему? Потому что это создает уникальное преимущество места и привлекает туристов. Ни городская власть, ни Минкультуры пока не в состоянии понять таких элементарных вещей".

Заседание комиссии по культуре в Киевсовете состоялось еще 20-го мая, где после множества писем и обращений обсуждалось создание экспертной комиссии по вопросам сохранения памятников монументального искусства советского периода.

Спустя два месяца - комиссии нет. Так же до сих пор неизвестно, кто же составляет списки кандидатов на демонтаж. Практика "отфутболивания" и утопления в бюрократическом болоте жива и процветает. Департаменты культуры, инфраструктуры и коммунальной собственности уверяют, что это не их компетенция, и они все лишь получают распоряжения из КМДА. Однако, информацию об объектах, подлежащих демонтажу подают сами балансодержатели, и сам демонтаж происходит за их же счет.

Утверждения этого перечня решением от 14 мая 2015 года №456/1320 "О замене коммунистической символики на зданиях и сооружениях, относящихся к коммунальной собственности территориальной общины города Киева" не предусматривалось. Это говорит о том, что районными управлениями, ЖЭКами может быть принято никем не регулируемое решение о демонтаже, как это случилось в 141 школе на Русановке, где мозаичное панно было уничтожено для утепления стены.

В пресс-службе Киевского метрополитена, ситуацию с временным прикрытием советских мозаик прокомментировали следующим образом.

Наталка Макогон, пресс-секретарь Киевского метрополитена:

"Метрополітен не приймає жодних рішень, щодо демонтажу об’єктів з радянською символікою. Наша компетенція - це тільки перевезення пасажирів. Повина була бути створена експертна комісія, яка б фахово займалася цим питанням. На даний момент ми лише виконуємо рішення міськради и мова про демонтаж мозаік поки що не йде. Зараз деякі з них зараз прикриті, а для подальших дій повинен бути сформований бюджет та подальша доля цих мозаік. Тобто, це ще і фінансове питання, адже потрібно розуміти що важливіше, ремонт вагону, чи демонтаж мозаік. Далі буде запущенно відкритий конкурс на проекти заміщення демонтованих обьектів і вочевидь, вони будуть скоріш за все патріотичного характеру".

Украинское монументальное искусство советского периода несет печать своего времени, многие произведения идеологически детерминированы. Но сводить искусство к функции исключительно агитпропа – значит фактически занять позицию идентичную позиции авторов и вождей тоталитарных режимов.

Уничтожения объектов искусства, мало чем отличается от той самой советской идеологической цензуры, от которой мы так тщательно пытаемся откреститься.

Достаточно вспомнить трагедию уничтожения "СТЕНЫ" - монументального барельефа комплекса Крематория авторства архитекторов и художников Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко на Байковом кладбище в 1982 году.

Это было настоящим преступлением против украинской культуры, свободомыслия и будущего. Это еще раз говорит о том, что советские художники, при выполнении "заказа" неоднократно вставали в оппозицию к официальной эстетике, находя новые сюжетные, пластические, эстетические решения, старались пробиться через рамки идеологии к общечеловеческим ценностям.

Неужели мы, такие современные и европейские, не в состоянии адекватно оценить и отделить преступления прошлого от достижений?

В свободном по-настоящему обществе, интеллектуальная и художественная свобода должна подлежать защите от идеологического давления.

Любая государственная атака на историческую память является крайне опасной с точки зрения долгосрочной перспективы. Все, что насильно изъято из свободной циркуляции идей, мнений, образов, рискует превратиться бомбу замедленного действия. По сути, это только культивирует новые коллективные фобии и комплексы.

Государство не должно иметь права на сокращение объема знания во всем его истинном и противоречивом многообразии.

P.S. Во время подготовки публикации поступила информация об уничтожении абстрактного мозаичного панно на фасаде на фасаде Львовского национального университета ветеринарной медицины и биотехнологий им З. С. Гжицкого. Отсутствие коммунистической символики не обеспечивает сохранность художественного наследия.

PROMOTED

Nice – итальянский бренд технологических продуктов для автоматизаци, роллет, маркиз, жалюзи и навесов. Автоматика для роллет от компании Nice характеризуется высокими эксплуатационными свойствами. Использование приводов для роллет Nice позволяет реализовать разнообразные варианты подключения и управления роллетами.